Решение по делу № 2-42/2021 (2-920/2020;) от 08.12.2020

Дело №2-42/2021

УИД

Решение в окончательной форме

изготовлено 08 апреля 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 апреля 2021 года г.Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Иноземцевой И.С.,

при секретаре Митяевой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Барнаульского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству Обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации об обязании разработать проект рекультивации и принять меры по устранению последствий загрязнения почвы, восстановлении плодородного слоя почвы земли путем проведения рекультивации и взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Барнаульского гарнизона обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением, уточненным исковым заявлением к Министерству Обороны Российской Федерации (далее – Министерство обороны РФ), Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ), Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ) об обязании разработать проект рекультивации и принять меры по устранению последствий загрязнения почвы, восстановлении плодородного слоя почвы земли путем проведения рекультивации и взыскании судебных расходов, указывая на следующие обстоятельства

Военной прокуратурой Барнаульского гарнизона с привлечением специалистов Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, а также филиала «ЦЛАТИ» по Алтайскому краю «ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г.Барнаул, проведена проверка исполнения должностными лицами котельной г.Алейска ЖКС филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ЦВО требований природоохранного законодательства и законодательства о землепользовании. В ходе проверки установлены нарушения требований ст.ст. 3, 46, 75, 77 и 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.ст. 12, 13, 39.35 и 42 ЗК РФ. Так осмотром территории котельной г.Алейска, расположенной по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес>, установлены множественные проливы мазута на почву на территории склада топлива вышеуказанной котельной. Согласно заключению экспертов филиала «ЦЛАТИ» по Алтайскому краю «ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» от 15 ноября 2018 года на земельном участке по адресу: Алтайский край, Алейский район, военный городок , котельная имеется загрязнение почвы нефтепродуктами, так как в образцах, отобранных с загрязненного участка, выявлено превышение содержания нефтепродуктов относительно фонового образца и допустимого предела содержания нефтепродуктов в почве. Вследствие загрязнения нефтепродуктами вышеуказанного земельного участка произошла деградация, порча почвы, так как высокое содержание нефтепродуктов приводит к изменениям в химическом составе, свойствах и структуре почвы. Размер вреда (ущерба), причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды в результате химического загрязнения земельного участка нефтепродуктами, составляет 16 276 650 рублей. Указанный вред почве причинен вследствие ненадлежащей эксплуатации объектов хранения нефти и продуктов ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, а также ненадлежащего контроля за данным земельным участком собственником в лице Министерства обороны РФ и его пользователем в лице ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ. Устранить указанный вред и причиненный ущерб возможно лишь путем проведения рекультивации земли на участке земли с кадастровым номером . По результатам проверки начальнику ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ внесено представление, вместе с тем, до настоящего времени какие-либо меры по устранению последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы земли на территории котельной г.Алейска ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ и ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не приняты.

С учетом уточнения исковых требований просит обязать ответчиков разработать проект рекультивации загрязненного земельного участка площадью 4 910 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером ; обязать ответчиков принять меры по устранению последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы земли на территории котельной г.Алейска, путем проведения рекультивации земли на земельном участке площадью 4 910 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером ; а также просит взыскать судебные издержки в размере стоимости проведения экспертных работ в размере 99 051,96 рублей.

В судебном заседании помощник Военного прокурора Барнаульского гарнизона З.И.В. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточненном исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации – ФГКУ «Центральное региональное управление правого обеспечения» МО РФ, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном до начала судебного заседания возражении просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, указывая на следующие обстоятельства. Из содержания искового заявления не следует указаний на конкретную норму материального права, которая была нарушена Министерством обороны РФ по отношению к лицам, отнесенным военным прокурором к неопределенной категории. Загрязнение земельного участка произошло в результате эксплуатации котельной г.Алейска, которая закреплена и эксплуатируется ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, соответственно эта организация несет ответственность за вред причиненный окружающей среде и является надлежащим ответчиком, Министерство обороны РФ является ненадлежащим ответчиком. Кроме того, Военным прокурором Барнаульского гарнизона нарушены положения главы 6 ГПК РФ в части предоставления доказательства, так земельный участок с кадастровым номером относится к землям населенных пунктов и разрешен к использованию лишь для нужд обороны. Проведение экспертизы в отношении указанного земельного участка лицом, аттестованным в качестве эксперта, к компетенции которого относится экспертиза в отношении земель сельскохозяйственного назначения, противоречит нормам закона, что препятствует использованию в деле доказательства истца – экспертного заключения от 15 ноября 2018 года в качестве допустимого. Кроме того, при проведении расчета о размере вреда причиненного ущерба эксперт при использовании Методики исчисления размере вреда применяет спорный коэффициент 1,3. Из экспертного заключения следует, что размер площади земельного участка, загрязненного нефтепродуктами, составляет 4910 кв.м., а истцом заявлено требование о рекультивации земли на земельном участке , сведений, о полной площади которого ни в исковом заявлении, ни в приложенных к нему материалах нет. Кроме того, возникает фактическая и правовая неопределенность, так адрес местоположения котельной (Алтайский край, г.Алейск, <адрес>), указанный в исковом заявлении и в экспертном заключении (Российская Федерация, Алтайский край, Алейский район, военный городок , котельная ), позволяет поставить под сомнение факт тождественности земельных участков, расположенных по указанным в приведенных документах адресам. Помимо этого, представитель ответчика указал, что по причине наличия спорных моментов в определении показателей, используемых в формуле для исчисления стоимостной форме размера вреда при загрязнении почв, следует сделать вывод о недостаточности данных для правильного расчета предположительно причиненного почве как объекту охраны окружающей среды вреда.

Представитель ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по Центральному военному округу С.И.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. В обосновании своей позиции пояснила, что Министерство обороны РФ является ненадлежащим ответчиком, поскольку организация очистки (рекультивации) и восстановления загрязненной окружающей среды на военных объектах это одна из основополагающих функций службы экологической безопасности Объединенного стратегического командования Центрального военного округа. Также военный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц, а между тем данный круг лиц возможно индивидуализировать, ими являются работники котельной . Кроме того, прокурору необходимо установить причинную связь между совершенными деяниями и наступившими последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей, что им не было сделано. Помимо этого представитель ответчика указала, что склад нефти и нефтепродуктов котельной введен в эксплуатацию в 1966 году, относится к опасным производственным объектам, состояние производственного объекта удовлетворительное, аварийных ситуаций за время эксплуатации ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не возникали, что подтверждается проведенными проверками Гостехнадзора в сентябре 2018 года и октябре 2020 года, выявленные замечания связаны с техническим диагностированием емкостей для хранения топлива и проведения экспертизы промышленной безопасности. Мазутные резервуары эксплуатируются в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации металлических резервуаров. В экспертном заключении площадь земельного участка, загрязненного нефтепродуктами – 4 910 кв.м., а истцом заявлено требование о рекультивации земли на земельном участке , площадь которого составляет 569 897 кв.м., что значительно превышает площадь, указанную в заключении эксперта и возлагает дополнительные затраты на Министерство обороны РФ. Кроме того, со слов работников котельной в конце 1970 года на территории резервуаров хранения топлива был пожар, в результате был розлив топлива одного из резервуаров. Территория котельной окружена болотистой местностью и грунтовые воды выталкивают на поверхность нефтепродукт, который выступает из почвы отдельными участками. Эксперт в заключении указал, что установить период, в течение которого происходило загрязнение земельного участка, не представляется возможным. Данный ответ также подтверждает слова сотрудников ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ. Вышеизложенное подтверждает, что территория земельного участка котельной была загрязнена нефтепродуктами в период деятельности Алейской КЭЧ и имелись проливы в период безвозмездного пользования ОАО «РЭУ», то есть до приема в оперативное управление котельной ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ. Кроме того, представитель указала, что иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение 20 лет. Помимо этого, представитель ответчика указала, что экспертное заключение от 15 ноября 2018 года недопустимое доказательство, поскольку результаты исследования на территории котельной военного городка г.Алейска не могут быть приняты во внимание в виду отсутствия аккредитации филиала «ЦЛАТИ по Алтайскому краю» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» – г.Барнаул в области проведения исследований (испытаний), измерений по ПНД Ф 16.1:2.2.22-98, ПНД Ф 12.1:2:.2:2.3:3.2-03, ПНД Ф 16.1:2:2:2:2.3.64-10, ГОСТ 17.4.3.01-83, ГОСТ 14.4.4.02-84 в период с 17 августа по 15 ноября 2018 года. Кроме того, в материалах дела отсутствуют акты (протоколы) отбора проб, подписанные представителем ответчика, так как представитель ответчика не присутствовал при отборе проб, также отсутствует документация, подтверждающая, что указанные образцы являются почвой – в том числе описание почвенного разреза, тип почвы, схема земельного участка с указанием места отбора проб и так далее. В действиях эксперта имеются многочисленные нарушения, как при проведении отбора проб, так и в расчете вреда, причиненного почве. При расчете вреда, эксперт применил величину показателя, учитывающего категорию земель и вид разрешенного использования (Кисп) 1,3, тогда как земельный участок, на котором находится котельная, относится к военным объектам и показатель должен применяться – 1,0. Кроме того, эксперту не разъяснены права, и он не предупрежден об уголовной ответственности. Фототаблица, имеющаяся в материалах дела, не позволяет идентифицировать место и объект фиксации, а также не может быть допустимым доказательством по делу.

Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ С.Т.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, дополнительном отзыве на исковое заявление. Пояснила, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ не является надлежащим ответчиком, поскольку в Уставе учреждения определены виды ее деятельности, в перечень которых рекультивация земель Министерства обороны РФ не входит.

Представитель третьего лица ФГКУ «ЦЛАТИ по СФО» Г.Н.А. в судебном заседании пояснила, что экспертное заключение от 15 ноября 2018 года было составлено в соответствии с нормами действующего законодательство, работы в рамках контракта выполнены в полном объеме, оплачены заказчиком в установленные контрактом сроки. Испытания проведены аккредитованным испытательном центром по месту осуществления деятельности в соответствии с ПДН Ф 16.1:2.2.22-98.

Представители третьих лиц Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, Войсковой части 41659, Штаба МТО ВС РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

С учетом изложенных обстоятельств, мнения лиц участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с ч.2 ст.36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.51 Конституции РФ).

Под охраной окружающей среды Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст.4 указанного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В силу ст.1 названного Федерального закона компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Частью 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В соответствии со ст.42 ЗК РФ на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возлагаются обязанности, в том числе не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункт 3 статьи 13); лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (пункт 5 статьи 13).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года №800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила), согласно которым под рекультивацией земель понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений (пункт 2); разработка проекта рекультивации земель и их рекультивация обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель (пункт 3); в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков (пп. «а» пункта 4); рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 5); рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения (пункт 6).

Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (абз. 1 п. 8 Правил).

Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий (абз. 2 п. 8 Правил).

Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Из материалов дела следует, что 01 августа 2018 года Военной прокуратурой Барнаульского гарнизона с привлечением специалистов Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края проведена проверка исполнения должностными лицами котельной г.Алейска ЖКС филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ЦВО, расположенной по адресу: Алтайский край, г.Алейск (военный городок ), требований природоохранного законодательства и законодательства о землепользовании. При проверке выявлены разливы нефтепродуктов (мазута) на почву в парке хранения мазута, рядом с каждым из пяти резервуаров.

В рамках проверки Военной прокуратуры Барнаульского гарнизона была назначена и проведена экспертиза загрязнения земельного участка котельной по вышеуказанному адресу.

Согласно заключения эксперта филиала «ЦЛАТИ по Алтайскому краю» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» – Барнаул от 15 ноября 2018 года на земельном участке по адресу: Алтайский край, Алейский район, Военный городок , котельная , имеется загрязнение почвы нефтепродуктами, т.к. в образцах, отобранных с предположительно загрязненного земельного участка, выявлено превышение содержание нефтепродуктов относительно фонового образца и допустимого предела содержания нефтепродуктов в почве. Вследствие загрязнения нефтепродуктами земельного участка по адресу: Алтайский край, Алейский район, Военный городок , произошла деградация, порча почвы, т.к. высокое содержание нефтепродуктов приводит к изменениям в химическом составе, свойствах и структуре почв. Прежде всего, это сказывается на гумусовом горизонте: количество углерода в нем резко увеличивается, но ухудшается свойство почв как питательного субстрата для растений. Гидрофобные частицы нефти затрудняют поступление влаги к корням растений, что приводит к физиологическим изменениям последних. Продукты трансформации нефти резко изменяют состав почвенного гумуса. На первых стадиях загрязнения это относится в основном к липидным и кислым компонентам. На дальнейших этапах за счет углерода нефти увеличивается содержание нерастворимого гумина. В почвенном профиле возможно изменение окислительновосстановительных условий, увеличение подвижности гумусовых компонентов и ряда микроэлементов. Все вещества, входящие в состав нефти и нефтепродуктов, являются токсичными, нередко канцерогенными. Загрязнение нефтью приводит к резкому нарушению в почвенном микробиоценозе. Установить по имеющимся данным период, в течение которого происходило загрязнение земельного участка, не представляется возможным. Согласно расчетов степень химического загрязнения почвы на земельном участке по адресу: Алтайский край, Алейский район, Военный городок , котельная : в слое 0-5 см - средняя; 5-20 см - средняя, 20-50 см - слабая, 50-100 см - допустимая и в слое 100-105 см - средняя. Размер ущерба в стоимостной форме размера вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды при химическом загрязнении, рассчитывается согласно методике, утвержденной приказом Минприроды РФ от 08 июля 2010 года , и составляет 16 276 650 рублей. Также, из экспертного заключения следует, что площадь земельного участка, загрязненного нефтепродуктами, составила - 4910 кв.м.

В соответствии с ч.14 ст.46 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатирующая организация при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов обязана, кроме всего прочего, провести после ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов рекультивационные и иные восстановительные работы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.78 указанного Федерального закона на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В судебном заседании установлено, что загрязненный земельный участок на территории котельной военного городка , расположен на земельном участке с кадастровым номером , местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир здания администрации г.Алейска: примерно в 2,7 км. от ориентира по направлению на юго-запад; почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Алтайский край, г.Алейск, <адрес>

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем земельного участка с кадастровым номером является Российская Федерация, право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений». Категория земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: обеспечение обороны и безопасности.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 13 августа 2015 года собственником здания мазутонасосной станции, местонахождение: Алтайский край, г.Алейск, стр.3 по направлению на юго-запад от ориентира здания администрации г.Алейска, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Алтайский край, г.Алейск, <адрес> является Российская Федерация на основании постановления Верховного Совета РФ с приложением от 27 декабря 1991 года.

В соответствии с актом приемки-сдачи казарменно-жилищного фонда от 31 марта 2016 года, на основании указания Генерального штаба ВС РФ от 23 октября 2015 года , указанный земельный участок закреплен за войсковой частью 41659 и находится в ее пользовании по целевому назначению.

Согласно приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ №1141 от 12 апреля 2017 года утвержден Перечень недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по ЦВО, в котором под п. 18 и п.38 указаны здание котельной и мазутно-насосная станция , соответственно, расположенных по адресу: Алтайский край, г.Алейск, военный городок , в/ч 41659.

Из передаточного акта /ТХ следует, что ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ передало ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по ЦВО здание котельной и мазутно-насосную станцию , соответственно, расположенные по адресу: Алтайский край, г.Алейск, военный городок , в/ч 41659 (порядковые номера 249,274).

Таким образом, исследованными в судебном заседании документами подтверждено, что принадлежащий Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером , используемый для нужд Министерства Обороны РФ, закреплен и непосредственно используется войсковой частью. Размещенные на данном земельном участке котельная и мазутно-наносная станция с 01 апреля 2017 года находится в оперативном управлении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по Центральному военному округу.

В связи с чем, для устранения выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды в виде загрязнения земельного участка Военным прокурором в адрес ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по ЦВО направлено представления.

Из акта служебного расследования утвержденного начальником ЖКС (<адрес>) ЖЭ(К)О (<адрес>) филиала ФГКУ «ЦЖКУ» МО РФ по ЦВО ФИО6 29 марта 2019 года следует, что в результате проведенного служебного расследования комиссией не установлены факты протечек в трубах склада топлива, пролива мазута на почву, а также нарушений в действиях должностных лиц, ответственных за эксплуатацию тепловых установок.

Актами осмотров территорий, загрязненных нефтепродуктами ЖЭ(К)О (<адрес>) филиала ФГКУ «ЦЖКУ» МО РФ по ЦВО от 03 мая 2017 года, от 03 мая 2018 года, ЖКС (<адрес>) ЖЭ(К)О (<адрес>) филиала ФГКУ «ЦЖКУ» МО РФ по ЦВО от 27 марта 2019 года установлено, что в ходе осмотров земельного участка, склада нефти и нефтепродуктов (мазут) котельной военного городка войсковой части 41659 г.Алейска Алтайского края отсутствуют загрязненные нефтепродуктами земельные участки, в проведении ликвидационных последствий загрязнения нет необходимости.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО7, ФИО8 работники ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по ЦВО, подтвердили, что в период деятельности ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по ЦВО на территории котельной военного городска войсковой части 41659 г.Алейска Алтайского края отсутствовали аварийные ситуации, связанные с разливом мазута на поверхность земли. Также пояснили, что от работников котельной, работавших на ней в более ранний период, им известно, что в семидесятых годах на данной котельной был пожар, в результате которого повредилась емкость с мазутом, и произошел большой разлив мазута. Указанный мазут периодически выступает из земли на поверхность. Имеющиеся на трубах потеки, зафиксированные на фотографиях, являются старыми, существовали и на момент принятия учреждением данной котельной в 2017 году.

Свидетель ФИО9 в судебном заседании пояснил, что работал на котельной с 1982 года. В период его службы на котельной был пожар, загорелась емкость с мазутом, произошел разлив мазута, но разлив был небольшой в пределах обваловки. Большой разлив мазута был до начала его службы.

Свидетель ФИО10 в судебном заседании пояснил, что с 1986 года проходил военную службу в должности начальника склада ГСМ в течение трех лет, затем служил на котельной около двух лет. В период его службы проливов мазута не было. До этого был пожар и пролив мазута на территорию. Мазутные пятна выступали в пределах обваловки.

В подтверждение своих доводов об отсутствие случаев разлива мазута в период деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ЦВО представителем ответчика представлен акт осмотра места происшествия от 01 октября 2014 года из которого следует, что на территории мазутно-насосной станции котельной , расположенной в г.Алейске, военный городок , в/ч 41659 в месте установки емкости (вертикального исполнения 2000 тонн) произошел пролив мазута площадью около 55 кв.м. Загрязненными оказались - территория внутри обваловки емкостей, вследствие утечки мазута через вышедшую из строя ЗРА, Д=150 – территория за периметром войсковой части.

Из донесения по аварийной ситуации следует, что на момент возникновения аварийной ситуации котельная военного городка войсковой части 41659 г.Алейска Алтайского края находилась на праве оперативного управления ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» «Новосибирский».

Данное обстоятельство также подтверждается актом о приеме-передаче от 22 октября 2011 года согласно которому ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ передало ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» в лице филиала «РЭУ» «Новосибирский» котельную военного городка войсковой части 41659 г.Алейск Алтайский край.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в судебном заседании не нашел подтверждения факт разлива нефтепродуктов на поверхность земельного участка непосредственно ответчиком ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по Центральному военному округу в период его эксплуатации котельной военного городска войсковой части 41659 г.Алейска Алтайского края, экспертным путем также не установлен временной период загрязнения почвы указанного земельного участка нефтепродуктами, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для возложения обязанности разработать проект рекультивации загрязненного земельного участка и провести работы по устранению последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы земли на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по Центральному военному округу.

Согласно Устава ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения. А также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил РФ.

Основные виды деятельности ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ закреплены в п. 20 Устава, при этом п.21 Устава определяет, что учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом.

Из перечня основных видов деятельности, закрепленных в Уставе ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ, усматривается, что вид деятельности, связанный с организацией очистки (рекультивации) и восстановления загрязненной окружающей среды на военных объектах, в Уставе ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ не закреплен.

Таким образом, ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ за которым закреплено право постоянного (бессрочного) пользования спорного земельного участка, загрязненного нефтепродуктами лишено возможности провести работы по устранению последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы земли на территории котельной военного городка г.Алейска, путем проведения рекультивации.

Вместе с тем, поскольку ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ создано для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны РФ, а загрязненный земельный участок используется для нужд Министерства обороны РФ, загрязнение данного земельного участка нефтепродуктами произошло в период его использования для нужд Министерства обороны РФ, одной из эксплуатирующей котельную военного городка войсковой части 41659 г.Алейска организацией (учреждением), то разработка проекта рекультивации загрязненного земельного участка и работы по устранению последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы земли на территории котельной военного городка г.Алейска, путем проведения рекультивации должны быть возложены на Министерство обороны РФ.

Доводы ответчиков о недопустимости использования в качестве доказательства экспертного заключения от 15 ноября 2018 года суд признает несостоятельными, поскольку экспертиза проведена квалифицированным на то лицом, обладающего специальными познаниями в данной области, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами об образовании и квалификации эксперта ФИО11 Испытания проб почвы проведены аккредитованным испытательным лабораторным центром – филиалом «ЦЛАТИ по Алтайскому краю» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» – г.Барнаул, который зарегистрирован в реестре аккредитованных лиц и имеет аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.514543.

К доводам ответчиков об отсутствии у экспертного учреждения соответствующей аккредитации на проведения данного вида экспертиз, а также о приведении в экспертизе неверного расчета ущерба суд относится критически, поскольку указанные доводы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства РФ и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

Довод ответчиков об отсутствии в экспертном заключении сведений о предупреждении эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения не ставит под сомнение указанное экспертное заключение, поскольку отсутствие в экспертном заключении данных сведений не лишает его статуса доказательства по гражданскому делу, предусмотренного ст.55 ГПК РФ.

К тому же, обстоятельства, установленные указанным заключением, подтверждаются другими доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Так, свидетель ФИО12, государственный инспектор Алтайского края по охране окружающей среды, в судебном заседании подтвердил, что 01 августа 2018 года по запросу военного прокурора Барнаульского гарнизона в качестве специалиста участвовал в осмотре военной котельной, расположенной с южной стороны г.Алейска. Котельная работает на жидком топливе – мазуте. На территории котельной имеются резервуары для хранения мазута. Обваловка имеется, выполненная из грунта. В обваловке имелись разливы жидкости, внешне похожей на мазут. Разливы были разные.

Допрошенный в судебном заседании ФИО13, заместитель начальника отдела ОПиТА ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по сибирскому федеральному округу», подтвердил, что пробы на основании которых проведена оспариваемая ответчиками экспертиза были им отобраны на земельном участке, на котором располагается котельная военного городска войсковой части 41659 г.Алейска Алтайского края, в том числе в пределах обваловки в месте нахождения резервуаров. Фоновая проба отобрана на земельном участке, расположенном за территорией указанной котельной, на некотором расстоянии от въезда.

Оспаривая представленное стороной истца экспертное заключения, ответчиками по делу не заявлялось ходатайство о проведении в рамках настоящего гражданского дела судебной экспертизы для установления обстоятельств наличия либо отсутствие загрязнения почвы нефтепродуктами на спорном земельном участке, необходимости проведения работ по рекультивации, а также определения ущерба причиненного окружающей среде.

При этом суд учитывает, что стороной ответчиков не представлено каких-либо бесспорных и достаточных доказательств, в опровержение выводов экспертного заключения, об отсутствии загрязнения почвы на территории земельного участка котельной военного городка войсковой части 41659 г.Алейска Алтайского края. Напротив, в судебном заседании представителем ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ЦВО предоставлялись доказательства о загрязнении указанного земельного участка нефтепродуктами в период с 1970 до 1986 годы, а также в 2014 году.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования Военного прокурора Барнаульского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ об обязании разработать проект рекультивации и принять меры по устранению последствий загрязнения почвы, восстановлении плодородного слоя почвы земли путем проведения рекультивации, подлежат удовлетворению.

При этом, правовые основания для удовлетворения требований истца о возложении обязанности по разработке проекта рекультивации и проведению работ по устранению последствий загрязнения почвы, восстановлении плодородного слоя почвы земли путем проведения рекультивации, заявленные к ответчикам ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по ЦВО, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств, отсутствуют.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Как разъяснено в п.п.10, 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек. Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

Из материалов дела следует, что при проведении проверки исполнения должностными лицами котельной г.Алейска ЖКС филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ЦВО требований природоохранного законодательства и законодательства о землепользовании Военной прокуратурой Центрального военного округа понесены расходы по проведению экспертизы загрязнения земельного участка в размере 99 051,96 рублей, что подтверждается контрактом на проведение экспертных работ от 17 сентября 2018 года и платежным поручением от 29 декабря 2018 года.

Таким образом, поскольку разработка проекта рекультивации загрязненного земельного участка и проведение работ по устранению последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы земли на территории котельной военного городка г.Алейска, путем проведения рекультивации возложены на Министерство обороны РФ, то и с Министерства обороны РФ в пользу военной прокуратуры Центрального военного округа подлежат взысканию расходы по проведению экспертных работ в размере 99 051,96 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Военного прокурора Барнаульского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации разработать проект рекультивации загрязненного земельного участка площадью 4 910 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир здание администрации г.Алейска; участок находится примерном в 2,7 км. от ориентира по направлению на юго-запад; почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Алтайский край, г.Алейск, <адрес>.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации провести работы по устранению последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы земли на территории котельной военного городка г.Алейска, путем проведения рекультивации земли на земельном участке площадью 4 910 кв.м., расположенном на земельном участке с кадастровым номером , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир здание администрации г.Алейска; участок находится примерном в 2,7 км. от ориентира по направлению на юго-запад; почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Алтайский край, г.Алейск, <адрес>.

Взыскать с Министерства обороны РФ в пользу военной прокуратуры Центрального военного округа расходы по проведению экспертных работ в размере 99 051,96 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Алейский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.

Судья Алейского городского суда И.С.Иноземцева

2-42/2021 (2-920/2020;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный прокурор Барнаульского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений"
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа"
Министерство Обороны Российской Федерации
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края
ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" МО РФ в качестве представителя Министерства обороны Российской Федерации
ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по сибирскому федеральному округу»
Войсковая часть 41659
Штаб МТО ВС РФ
Суд
Алейский городской суд Алтайского края
Судья
Иноземцева Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
aleysky--alt.sudrf.ru
08.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
08.12.2020Передача материалов судье
09.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2020Судебное заседание
18.01.2021Судебное заседание
19.01.2021Судебное заседание
19.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2021Судебное заседание
03.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2021Судебное заседание
17.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2021Судебное заседание
01.04.2021Судебное заседание
08.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2021Дело оформлено
30.09.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее