Дело № 2а-381/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2017 года г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Завертяевой Л.В.,
при секретаре Шильненковой О.С.,
а также с участием представителя административного истца Трушкова П.В., действующего на основании удостоверения, представителя административного ответчика Чичёва Т.Г., действующего на основании доверенности
рассмотрев административное дело по административному иску
Прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц
к Муниципальному образованию «Нытвенское городское поселение» в лице Администрации Нытвенского городского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края
о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия
у с т а н о в и л:
Прокурор Нытвенского района, с учетом уточненных требований, обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «Нытвенское городское поселение» в лице администрации Нытвенского городского поселения:
- о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке проектов организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и дорожной разметки для автомобильных дорог общего пользования местного значения Нытвенского городского поселения, указанных в Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения Нытвенского городского поселения, утвержденном постановлением администрации Нытвенского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, за исключением ул. Р. Люксембург, К. Маркса, Мира, Чапаева, Торговая, Чкалова, К. Либкнехта, Оборина, Комсомольская, Строителей, Королева, Кирова, Пермская, Ширинкина, Комарова, 8-е Марта, Октября, Калинина, Куйбышева, Коммунистическая, Володарского, Некрасова, Жукова, Дзержинского, Ворошилова, Матросова, Серова, Гагарина, Братьев Голионко, Демьяна Бедного, Степана Разина, Свердлова, Восточной, Константина Симонова, Матигорова, Тибра Самуэли, Луначарского, пер. Молодежный, пр. Ленина, пр. Металлургов, дорога от Боталовского моста до микрорайона Усть-Нытва, дорога от микрорайона «Солнечный» до Боталовского моста, дорога по микрорайону Гари, кладбище (от р. Форутка), дорога от бывшего хлебоприемного пункта до ул. Матигорова, дорога от микрорайона Гари до д. Белобородово,
- о возложении обязанности разработать проекты организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и дорожной разметки для автомобильных дорог общего пользования местного значения Нытвенского городского поселения, указанных в Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения Нытвенского городского поселения, утвержденном постановлением администрации Нытвенского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, за исключением ул. Р. Люксембург, К. Маркса, Мира, Чапаева, Торговая, Чкалова, К. Либкнехта, Оборина, Комсомольская, Строителей, Королева, Кирова, Пермская, Ширинкина, Комарова, 8-е Марта, Октября, Калинина, Куйбышева, Коммунистическая, Володарского, Некрасова, Жукова, Дзержинского, Ворошилова, Матросова, Серова, Гагарина, Братьев Голионко, Демьяна Бедного, Степана Разина, Свердлова, Восточной, Константина Симонова, Матигорова, Тибра Самуэли, Луначарского, пер. Молодежный, пр. Ленина, пр. Металлургов, дорога от Боталовского моста до микрорайона Усть-Нытва, дорога от микрорайона «Солнечный» до Боталовского моста, дорога по микрорайону Гари, кладбище (от р. Форутка), дорога от бывшего хлебоприемного пункта до ул. Матигорова, дорога от микрорайона Гари до д. Белобородово, в срок до 31.12.2019 года.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Нытвенского района проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а также законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации Нытвенского городского поселения.
В ходе проверки установлено, что администрацией Нытвенского городского поселения не обеспечены разработка и утверждение проекта организации дорожного движения, а также схемы дислокации дорожных знаков и разметки на автомобильных дорогах местного значения.
Постановлением администрации Нытвенского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. № утвержден перечень автодорог общего пользования местного значения.
Проекты организации дорожного движения и схемы дислокации дорожных знаков и дорожной разметки разработаны и утверждены только по ул. Р. Люксембург, К. Маркса, Мира, Чапаева, Торговая, Чкалова, К. Либкнехта, Оборина, Комсомольская, Строителей, Королева, Кирова, Пермская, Ширинкина, Комарова, 8-е Марта, Октября, Калинина, Куйбышева, Коммунистическая, Володарского, Некрасова, Жукова, Дзержинского, Ворошилова, Матросова, Серова, Гагарина, Братьев Голионко, Демьяна Бедного, Степана Разина, Свердлова, Восточной, Константина Симонова, Матигорова, Тибра Самуэли, Луначарского, пер. Молодежный, пр. Ленина, пр. Металлургов, дорога от Боталовского моста до микрорайона Усть-Нытва, дорога от микрорайона «Солнечный» до Боталовского моста, дорога по микрорайону Гари, кладбище (от р. Форутка), дорога от бывшего хлебоприемного пункта до ул. Матигорова, дорога от микрорайона Гари до д. Белобородово.
В отсутствие схемы дислокации дорожных знаков и разметки автомобильных дорог местного значения установка дорожных знаков осуществляется произвольно, что создает условия для дорожно-транспортных происшествий и нарушает права неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения.
Представитель административного истца ФИО2 требования указанные в иске поддержал и дал пояснения соответствующие административному иску.
Представитель административного ответчика Чичёв Т.Г. с исковыми требованиями согласен в полном объеме, пояснил, что все требования будут исполнены.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные требования установлены ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно п. 3 ч. 1, ч. 9 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального, регионального, межмуниципального, местного значения.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, осуществляются мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Приказом Минтранса России от 17.03.2015 № 43 утверждены Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения.
В силу п. 2 данных Правил основные цели и задачи разработки документации по организации дорожного движения: обеспечение безопасности дорожного движения и упорядочение и улучшение условий дорожного движения транспортных средств и пешеходов.
Согласно ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, действие которой распространяется на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории РФ. Классификация устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ.
Пунктом 9 Классификации к прочим работам по содержанию автомобильных дорог отнесены разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию.
Материалами дела установлено, что постановлением администрации Нытвенского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень автомобильных дорог местного значения Нытвенского городского поселения.
Из письма администрации Нытвенского городского поселения прокурору Нытвенского района от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что проекты организации дорожного движения и схемы дислокации дорожных знаков и дорожной разметки разработаны и являются приложениями в утвержденных паспортах дорог, всего паспортизировано 47 дорог. В рамках муниципальной программы Нытвенского городского поселения «Дорожная инфраструктура Нытвенского городского поселения», денежные средства, направляемые на оплату мероприятия «Проведение инвентаризации и постановка на государственный кадастровый учет автомобильных дорог Нытвенского городского поселения» запланированы на 2018 год (л.д.6-7). На л.д. 8-9 имеется Перечень паспортизованных дорог.
В качестве доказательств представителем истца представлена справка о результатах проверки исполнения законодательства при содержании, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог местного значения в деятельности органов местного самоуправления Нытвенского муниципального района от 27.02.2017 г. (л.д.10).
Таким образом, в судебном заседании установлено (и не оспаривается самим ответчиком), что администрацией Нытвенского городского поселения проекты организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и дорожной разметки для автомобильных дорог общего пользования местного значения Нытвенского городского поселения разработаны не по всем автомобильным дорогам, указанным в Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения Нытвенского городского поселения, утвержденного постановлением администрации Нытвенского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, что свидетельствует о неисполнении законодательства о безопасности дорожного движения. Выявленные в результате проверки нарушения способствуют возникновению аварийной ситуации, создают угрозу жизни и здоровью граждан - неопределенного круга лиц, участников дорожного движения.
С учетом изложенного, суд признает бездействие Администрации Нытвенского городского поселения незаконным и возлагает на административного ответчика обязанность устранить выявленные нарушения.
В соответствии со ст.187 КАС РФ суд устанавливает в соответствии с характером соответствующих требований срок исполнения решения суда – 31 декабря 2019 года и обязанность сообщить об исполнении решения суда в суд и прокурору Нытвенского района в срок до 01 февраля 2020 года.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Нытвенское городское поселение» в лице администрации Нытвенского городского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального образования «Нытвенское городское поселение» в лице администрации Нытвенского городского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края, выразившееся в не принятии мер по разработке проектов организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и дорожной разметки для автомобильных дорог общего пользования местного значения Нытвенского городского поселения, указанных в Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения Нытвенского городского поселения, утвержденном постановлением администрации Нытвенского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, за исключением улиц Р. Люксембург, Карла Маркса, Мира, Чапаева, Торговая, Чкалова, К. Либкнехта, Оборина, Комсомольская, Строителей, Королева, Кирова, Пермская, Ширинкина, Комарова, 8-е Марта, Октября, Калинина, Куйбышева, Коммунистическая, Володарского, Некрасова, Жукова, Дзержинского, Ворошилова, Матросова, Серова, Гагарина, Братьев Голионко, Демьяна Бедного, Степана Разина, Свердлова, Восточной, Константина Симонова, Матигорова, Тибора Самуэли, Луначарского, пер. Молодежный, пр. Ленина, пр. Металлургов, дорога от Боталовского моста до микрорайона Усть-Нытва, дорога от микрорайона «Солнечный» до Боталовского моста, дорога по микрорайону Гари, кладбище (от р. Форутка), дорога от бывшего хлебоприемного пункта до ул. Матигорова, дорога от микрорайона Гари до д. Белобородово.
Обязать муниципальное образование «Нытвенское городское поселение» в лице администрации Нытвенского городского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края в срок до 31 декабря 2019 года устранить выявленные нарушения и разработать проекты организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и дорожной разметки для автомобильных дорог общего пользования местного значения Нытвенского городского поселения, указанных в Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения Нытвенского городского поселения утвержденном постановлением администрации Нытвенского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, за исключением Р. Люксембург, Карла Маркса, Мира, Чапаева, Торговая, Чкалова, К. Либкнехта, Оборина, Комсомольская, Строителей, Королева, Кирова, Пермская, Ширинкина, Комарова, 8-е Марта, Октября, Калинина, Куйбышева, Коммунистическая, Володарского, Некрасова, Жукова, Дзержинского, Ворошилова, Матросова, Серова, Гагарина, Братьев Голионко, Демьяна Бедного, Степана Разина, Свердлова, Восточной, Константина Симонова, Матигорова, Тибора Самуэли, Луначарского, пер. Молодежный, пр. Ленина, пр. Металлургов, дорога от Боталовского моста до микрорайона Усть-Нытва, дорога от микрорайона «Солнечный» до Боталовского моста, дорога по микрорайону Гари, кладбище (от р. Форутка), дорога от бывшего хлебоприемного пункта до ул. Матигорова, дорога от микрорайона Гари до д. Белобородово.
Обязать Администрацию муниципального образования «Нытвенское городское поселение» Нытвенского муниципального района Пермского края сообщить об исполнении решения суда в суд и прокурору Нытвенского района в срок до 01 февраля 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – с 05 мая 2017 года.
Судья Л.В. Завертяева