Решение по делу № 2-1-57/2021 ~ М-1-42/2021 от 16.03.2021

Дело №2-1-57/2021

УИД 57RS0020-01-2021-000096-25

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

пос. Хотынец 25 мая 2021 года

Хотынецкий районный суд Орловской области в составе: председательствующего - судьи Никишиной Т.Н., при секретаре Тишиной Ю.Ю., ответчика Чаркиной Л.Н., представителя ответчика Башкуновой М.В.,

представителя третьего лица - Казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения»- Корсовой Н.В., представителей третьего лица Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» -Загрядских С.А., Емельяновой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Хотынецкого районного суда Орловской области гражданское дело по иску Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области к Чаркиной Ларисе Николаевне, третьи лица: Казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения», Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» о взыскании суммы материального ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области обратился в суд с иском к Чаркиной Л.Н. о взыскании суммы материального ущерба.

В обоснование заявленных требований указано, что Чаркина Л.Н., зарегистрированная по адресу: Орловская область, п. Хотынец ул. Ключевая д. 61 являлась получателем: ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) по заявлению от N-числа и ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДК) по заявлению от N-числа предусмотренных Законом Орловской области от 19 ноября 2004 года № 440-03 «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области» (далее - Закон).

При подаче заявлений на назначение и выплату компенсаций Чаркина Л.Н. была предупреждена об ответственности за представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право получения пособий и их размеров.

В заявлениях Чаркиной Л.Н. на выплату компенсации и выплаты, содержится запись: «Предупреждена об ответственности за представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право получения компенсации. Обязуюсь в десятидневный срок со дня


наступления соответствующих обстоятельств известить учреждение

социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих

прекращение выплаты».

Однако, Чаркина Л.Н., будучи предупрежденной, о необходимости извещения органов социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение социальных выплат, с целью завладения бюджетными денежными средствами при получении ежемесячной денежной компенсаций расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячной денежной выплаты, действуя из корыстных побуждений, сознательно нарушила данные ею обязательства об извещении органов социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплат компенсаций, а именно, получение ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Чаркина Л.Н. является сотрудником Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области».

<данные изъяты> г. филиалом по Хотынецкому району КУ 00 «ОЦСЗН» был сделан запрос № 625 в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» на предмет предоставления списка сотрудников, состоящих в штате учреждения, начиная с 01.01.2015 года, которые пользуются ежемесячной денежной выплатой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

<данные изъяты> г. из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» был предоставлен ответ № 78, в котором указано, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 № 1607 «О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях» (далее Постановление) Чаркина Л.Н. является получателем вышеуказанных мер социальной поддержки начиная с 01.01.2015 года по настоящее время.

В целях реализации части 2 статьи 72 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации установило, что медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, производятся ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с положениями ст. 2 Закона ветеранам труда предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата; компенсация расходов на оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений в пределах установленной законодательством Орловской области социальной нормы площади жилья; компенсация расходов на оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, устанавливаемых в соответствии с действующим законодательством; компенсации расходов на


оплату в размере 50 процентов за сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

Согласно положениям пунктов 2 и 3 статьи 1 данного Закона, если ветеран имеет право на меры социальной поддержки по Закону и одновременно на такие же меры социальной поддержки по иному нормативному акту, меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору ветерана.

В соответствии с пунктом 3 Постановления ежемесячные денежные выплаты, не предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам в случае, если они пользуются правом на предоставление аналогичных денежных выплат, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Статьей 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Аналогичное правовое регулирование закреплено в Законе Орловской области от 3 декабря 2007 года № 720-03 «Ветеран труда Орловской области» и Законе Орловской области от 19 ноября 2004 года № 440-03 «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области».

Таким образом, в период, начиная с 01.01.2015 года по 31.07.2020 года, меры социальной поддержки как ветерану труда Чаркина Л.Н. могла получать в случае отказа от получения мер социальной поддержки по федеральным основаниям. Предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда одновременно по нескольким основаниям действующим законодательством не предусмотрено, за исключением случаев указанных в Законе.

В связи с тем, что Чаркина Л.Н. не сообщила работникам филиала по Хотынецкому району КУ ОО «ОЦСЗН», производящим назначение вышеуказанных мер социальной поддержки, о том, что последняя получает выплаты по месту работы, сложилась переплата указанных компенсаций за период с 01.01.2015 года по 31.07.2020 года на общую сумму 59655 рублей 25 копеек.

Утратив право на получение социальных выплат, Чаркина Л.Н. действуя с корыстным умыслом и с целью завладения бюджетными средствами, за период с 01.01.2015 года по 31.07.2020 года умышленно, незаконно, путем сознательного умолчания о факте, влекущем прекращение социальных выплат, причинила материальный ущерб Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области на указанную сумму.

N-числа Чаркиной Л.Н. направлено уведомление №685 о необходимости возврата незаконно полученных денежных средств, однако по настоящий момент денежные средства в Департамент социальной защиты,


опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области возвращены не были.

Просили взыскать с Чаркиной Л.Н. в пользу Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области сумму материального ущерба в размере 59655 рублей 25 копеек.

Определением Хотынецкого районного суда от 08 апреля 2021 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены - Казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения», Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» (л.д. <данные изъяты>).

В судебное заседание истец, извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представителя не направил, представителем истца по доверенности заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца и поддержании исковых требований (л.д.<данные изъяты>).

В судебном заседании ответчик Чаркина Л.Н. и ее представитель Башкунова М.В., действующая на основании ч.б ст.53 ГПК РФ не отрицали факт получения выплат. Пояснили, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку Департамент соцзащиты неправомерно квалифицирует меры социальной поддержки, меры стимулирования получателя, как аналогичные выплаты. Чаркина Л.Н. является ветераном труда. Единовременная денежная выплата не имеет отношения к коммунальным услугам. Основным направлением доказывания является добросовестность получателя денежных средств. Департаментом не представлено ни одного доказательства о том, что Чаркина Л.Н. была действительно предупреждена о необходимости извещения органов соцзащиты о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение социальных выплат. Бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего данные выплаты, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм. Заявили о сроке исковой давности.

Представитель третьего лица Казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» - Корсова Н.В., действующая на основании доверенности (л.д. <данные изъяты>) исковые требования поддержала. Пояснила, что Чаркина Л.Н. 31.12.2014 года обратилась в филиала социальной защиты населения по Хотынецкому району за назначением ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг по категории «ветеран труда». Был сделан запрос в областную организацию «Центр гигиены и эпидемиологии Орловской области». Был предоставлен список, что Чаркина Л.Н. пользовалась льготой по федеральному Постановлению 1607. Выплата была выплачена по 31.12.2014 года и с 01.01.2015 года выплата была прекращена. В связи с этим, заявление было принято. При написании заявления есть пункт, который говорит о том, что заявитель в 10-дневный срок должен довести до сведения органа, осуществляющего выплату, об изменениях, происходящих в данной семье, то есть в частности у заявителя. В клиентской службе разъясняется этот пункт.


При проверке Департаментом, было выявлено, что работники

санэпидстанции в ряде районов получают данную выплату.

Представители третьего лица Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» Загрядских С.А., Емельянова И.А., действующие на основании доверенностей (л.д.<данные изъяты>) пояснили, что ежемесячная денежная выплата была установлена Чаркиной Л.Н. в соответствии с Постановлением №1607. Выплата, которая была назначена, назначается Федеральным бюджетным учреждением и не носит уведомительный характер, назначается в соответствии с заключенным трудовым договором и записью в трудовой книжке, а также записями в паспорте о месте регистрации данного сотрудника.

В силу частей 4 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотрение данного дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является неосновательное обогащение. При рассмотрении требований о взыскании неосновательного обогащения должны быть установлены факт такого обогащения и его размер.

Из положений ст. 1102 ГК РФ следует, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.

По смыслу закона неосновательное обогащение является неосновательным приобретением (сбережением) имущества за счет другого лица без должного правового основания. Обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии трех условий. Это тогда, когда имело место приобретение или сбережение имущества, то есть увеличение стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества. Приобретение или сбережение произведено за счет другого лица, что означает, что имущество потерпевшего уменьшается вследствие выбытия из его состава некоторой части или неполучения доходов, на которые это лицо правомерно могло рассчитывать. Отсутствие правовых оснований, а именно приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, прежде всего договоре, то есть происходит неосновательно.

В соответствии ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные


гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

При рассмотрении спора по существу судом были установлены следующие обстоятельства.

Чаркина Л.Н., N-числа года рождения являлась получателем мер социальной поддержки по категории «Ветеран труда», что подтверждается заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты от 31.12.2014 года (л.д.<данные изъяты>), решением о назначении ежемесячной денежной выплаты №1323 от 31.12.2014 года (л.д.<данные изъяты>), заявлением о предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (л.д.<данные изъяты>), решением о назначении ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг (л.д. <данные изъяты>).

При подаче вышеуказанных заявлений Чаркина Л.Н. была под роспись предупреждена об обязанности информировать обо всех изменениях, влекущих изменение размера, приостановление или прекращение выплаты ЕДК и ЕДВ.

Выплаты на основании постановления правительства Российской Федерации от 17.10.2011 г. №839 «О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях», прекращенные 01.01.2015 года в связи с окончанием срока действия постановления, возобновлены с 01.01.2015 года по настоящее время (л.д. <данные изъяты>).

За период с 01.01.2015 года по 31.07.2020 года выплата по ЕДВ составила - 34 774,76 рублей по ЕДК по ЖКУ составила - 24 880, 49 рублей (л.д.<данные изъяты>).

N-числа КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» прекращена выплата ЕДВ с 01.08.2020 года (л.д.<данные изъяты>).

N-числа КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» прекращена выплата ЕДК с 01.07.2020 года (л.д. <данные изъяты>).

N-числа Чаркиной Л.Н. было направлено уведомление о необходимости погасить образовавшиеся переплаты (л.д. <данные изъяты>).

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72, ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Осуществление гражданином жилищного права не должно нарушать права и свободы других лиц и может быть ограничено федеральным законом, но лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).


Положениями ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) установлено, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Согласно ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В силу п.п. 1,3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 года №1607 «О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в Федеральных государственных учреждениях», установлено, что медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, производятся ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1200 рублей.

Ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные пунктом 1 настоящего постановления, не предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам в случае, если они пользуются правом на предоставление аналогичных денежных выплат, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Право ветеранов труда на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан (то есть возмещение произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов), источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь,


активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее -Федеральный закон «О ветеранах»).

Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» (п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах»).

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном Федеральном законе (ст. 8 Федерального закона «О ветеранах»).

Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 9 Федерального закона «О ветеранах»).

Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пп. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона «О ветеранах»),

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона «О ветеранах»).

В соответствии со ст.! Закона Орловской области от 19.11.2004 N 440-03 «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области» лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после достижения ими возраста (приобретения иного основания), дающего право на пенсию в соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», действовавшими в редакции по состоянию на 1 октября 2018 года, независимо от прекращения ими трудовой деятельности, гражданам, приравненным к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны), предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой


жилой площади), в пределах установленной Правительством

Орловской области социальной нормы площади жилья; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством Орловской области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах -занимаемой жилой площади), в пределах установленной Правительством Орловской области социальной нормы площади жилья; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; платы за коммунальные услуги - в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона Орловской области от 19.11.2004 года № 440-03 «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области» при наличии у ветерана права на получение одной и той же меры социальной поддержки, предусмотренной настоящей статьей, по нескольким основаниям мера социальной поддержки предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 2.1 Закона Орловской области от 19.11.2004 года № 440-03 «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области» лица, имеющие звание «Ветеран труда», после достижения ими возраста (приобретения иного основания), дающего право на пенсию в соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», действовавшими в редакции по состоянию на 1 октября 2018 года; граждане, приравненные к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года; лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере 380 рублей.

В соответствии со ст. 4 Закона Орловской области от 19.11.2004 года № 440-03 «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области» если ветеран имеет право на меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такие же меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.


В зависимости от основания социальной поддержки система мер различна. Вместе с тем, некоторые меры социальной поддержки могут повторяться, в связи, с чем законодателем введены ограничения на получение одним лицом одной и той же меры социальной поддержки более одного раза.

Действующим законодательством введено ограничение на пользование одной и той же мерой социальной поддержки, право на которую лицо имеет по различным основаниям, более одного раза. Вместе с тем, ограничение на пользование различными мерами социальной поддержки более чем по одному основанию законодательство не содержит.

Ежемесячная денежная выплата и ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, являются различными и самостоятельными мерами социальной поддержки ветеранов, предусмотренными статьей 13 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Законом Орловской области от 19.11.2004 года № 440-03 «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области».

Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан (далее - Порядок предоставления ЕДВ), в том числе гражданам, относящимся к категории «ветеран труда», установлен постановлением Правительства Орловской области от 13.11.2014 года № 344.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 24 Порядка предоставления ЕДВ ежемесячная денежная выплата прекращается в случае утраты гражданином права на ежемесячную денежную выплату - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства. При утрате гражданином права на ежемесячную выплату в течение 3 (трех) рабочих дней со дня прекращения выплаты ему направляется уведомление о прекращении выплаты с указанием причины.

В соответствии с пунктом 25 Порядка предоставления ЕДВ гражданин утрачивает право на ежемесячную денежную выплату в случае, если выезжает на постоянное место жительства за пределы Орловской области или ему назначается ежемесячная денежная выплата по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.

Ежемесячная денежная выплата, которая не связана с оплатой жилья и коммунальных услуг, для медицинских работников постановлением Правительства РФ №1607 от 30.12.2014 года «О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях» не предусмотрена, и ответчику по вышеуказанному основанию не производилась.

В связи, с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования в части взыскания ежемесячной денежной выплаты.

Порядок осуществления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в ---------- (далее -Порядок предоставления ЕДК), в том числе гражданам, относящимся к


категории «ветеран труда», утвержден постановлением Правительства

Орловской области от 29.05.2009 года № 43.

Как следует из преамбулы Порядка, им регулируется процедура обращения за получением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных, в том числе, Законом Орловской области от 19.11.2004 года №440-03 «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области», в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, порядок рассмотрения этих обращений, определяется перечень документов, рассматриваемых при обращении граждан за мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, определяются правила установления и начисления сумм ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, организации доставки денежных средств получателям мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области.

Пунктом 1.1 Порядка установлено, что он распространяется на лиц, проживающих на территории Орловской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и (или) жилого помещения.

Ежемесячная денежная компенсация назначается, в том числе, ветеранам труда (пункт 1.3.8 Порядка).

Согласно пункту 3.11 Порядка, получатели мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и члены их семей обязаны информировать органы социальной защиты населения об установлении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с федеральным законодательством.

В силу пункта 7.1 Порядка, Предоставление ежемесячной денежной компенсации приостанавливается органом социальной защиты населения в случае установления лицу, которому ежемесячная денежная компенсация выплачивается в соответствии с пунктом 1.3.8 настоящего Порядка, льготной категории, дающей право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с федеральным законодательством.

Пунктом 7.4 предоставление ежемесячной денежной компенсации приостанавливается не позднее 3 рабочих дней с даты, когда учреждению социальной защиты населения стало известно о наступлении обстоятельств, перечисленных в пункте 7.1 настоящего Порядка.

Уведомление о приостановлении выплаты ежемесячной денежной компенсации доводится до сведения получателей в письменной форме в течение 10 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием основания принятия такого решения.

В соответствии с п. 7.5. Порядка предоставление ежемесячной денежной компенсации прекращается органом в случае не представления получателем, в отношении которого выплата ежемесячной денежной компенсации приостановлена на основании подпункта «в» пункта 7.1 настоящего Порядка, в течение 3 месяцев с даты приостановления выплаты документов, подтверждающих установление льготной категории, дающей право на


получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с федеральным законодательством, и заявления об изменении основания предоставления ежемесячной компенсации либо о том, что ежемесячная денежная выплата в соответствии с федеральным законодательством ему не назначена и он не обращался и не желает обращаться за ее назначением

В соответствии с заявлением ответчика от 31.12.2014 года о предоставлении ЕДК она обязалась в 10-дневный срок уведомлять орган социальной защиты населения о наступлении обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты ЕДК. При этом ответчик также подтвердила свое согласие на получение органами социальной защиты населения от учреждений и организаций ее персональных данных, необходимых для назначения и выплаты ЕДК.

Поскольку установлено, что Чаркина Л.Н. с 01.01.2015 года являлась лицом, получающим выплаты на основании Постановления Правительства РФ №1607 от 30.12.2014 года «О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях», с указанной даты она не имела право на меры социальной поддержки по ЕДК, предусмотренные Законом Орловской области от 19.11.2004 N 440-03 «О социальной поддержке ветеранов в Орловской области».

При этом, суд считает, что в поведении Чаркиной Л.Н. усматриваются признаки злоупотребления правом, предусмотренные п.1 ст. 10 ГК РФ, согласно которому не допускается осуществление гражданских прав в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав, поскольку собственноручная подпись в заявлении Чаркиной Л.Н. о предоставлении мер социальной поддержки свидетельствует о том, что ей была разъяснена обязанность сообщать обо всех обстоятельствах, влияющих на предоставление мер социальной поддержки.

Оснований для применения в рассматриваемом случае положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не имеется, поскольку неосновательно полученные Чаркиной Л.Н. денежные средства не являются для нее источником средств к существованию, а служат мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг как ветерана труда.

В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Учитывая, что выплата ЕДК осуществляется компетентными органами Орловской области, которые вправе и должны контролировать осуществление выплат мер социальной поддержки населения, суд полагает, что при должной



степени заботы и осмотрительности, которые требуются от участников гражданских правоотношений, а также от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, наделенных отдельными государственными полномочиями, истец имел возможность своевременно узнать о получении иных выплат, а следовательно, и о нарушении своего права.

Решением о прекращении ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг от 27.07.2020 года утрата права установлена - 01.07.2020 года, в связи, с чем требования о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в виде ЕДК подлежат удовлетворению в пределах срока исковой давности с 01.07.2017 года по 01.07.2020 года, в сумме 14382 рублей 59 копеек.

В соответствии с п.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований, поэтому взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в доход государства в размере 575 рублей 30 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда занятости Орловской области удовлетворить частично.

Взыскать с Чаркиной Ларисы Николаевны в пользу Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области денежные средства в размере 14382 рублей (четырнадцать тысяч триста восемьдесят два) рубля 59 копеек.

Взыскать в доход муниципального образования Хотынецкий район Орловской области государственную пошлину с Чаркиной Ларисы Николаевны в размере 575 (пятьсот семьдесят пять) рублей 30 копеек.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Хотынецкий районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Т.Н. Никишина.

2-1-57/2021 ~ М-1-42/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области
Ответчики
Чаркина Лариса Николаевна
Другие
Башкунова Мария Владимировна
Загрядских Светлана Алексеевна
Емельянова Ирина Александровна
Казенное учреждение Орловской области "Областной центр социальной защиты населения"
Корсова Нина Васильевна
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области"
Суд
Хотынецкий районный суд Орловcкой области
Судья
Никишина Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
hotynecky--orl.sudrf.ru
16.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2021Передача материалов судье
17.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.04.2021Предварительное судебное заседание
08.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2021Судебное заседание
25.05.2021Судебное заседание
31.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2021Дело оформлено
09.08.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее