Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2021 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе
председательствующего судьи Прибытковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Якушевой Т.А.,
с участием в судебном заседании истца Ксенофонтовой Н.Ю.,
представителя ответчика Родионовой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-279/2021 по исковому заявлению Ксенофонтовой Н. Ю. к министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» об установлении факта постоянного проживания на территории Иркутской области, признании незаконным решения об отказе в предоставлении сертификата на получение областного материнского (семейного) капитала, обязании выдать сертификат на получение областного материнского (семейного) капитала,
У С Т А Н О В И Л:
Ксенофонтова Н.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» об установлении факта постоянного проживания на территории Иркутской области, признании незаконным решения об отказе в предоставлении сертификата на получение областного материнского (семейного) капитала, обязании выдать сертификат на получение областного материнского (семейного) капитала.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что 30.05.2020 родила третьего ребёнка и в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 03.11.2011 № 101-03 «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области» имеет право на получение сертификата на областной материнский (семейный) капитал.
В установленном Законом порядке обратилась за государственной услугой, предусмотренной законодательством Иркутской области о социальной поддержке многодетных семей – за сертификатом на областной материнский (семейный) капитал в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» через ГАУ «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением № от 22.09.2020г.
Уведомлением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» ей было отказано в предоставлении сертификата в связи с отсутствием права на дополнительную меру социальной поддержки, так как предоставленными документами не подтверждается факт постоянного проживания на территории Иркутской области не менее одного года к моменту рождения третьего ребёнка.
С данным отказом не согласна, поскольку постоянно проживает на территории Иркутской области с 30.05.2019г., то есть не менее одного года к моменту рождения третьего ребёнка. Свидетельством о рождении серия II-СТ № от ДД.ММ.ГГГГ. подтверждается рождение ДД.ММ.ГГГГ. сына <данные изъяты>, место рождения - <адрес>. Согласно свидетельству № от ДД.ММ.ГГГГ. «О регистрации по месту пребывания» сын зарегистрирован по адресу <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.г.
Согласно свидетельству о рождении серия III-СТ № от ДД.ММ.ГГГГ. у истца родилась дочь <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, место рождения - <адрес>. Согласно свидетельству № от ДД.ММ.ГГГГ. «О регистрации по месту пребывания» ребенок зарегистрирован по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.г. Согласно договору № от 11.09.2017г. ребенок посещает МБДОУ Детский сад <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о рождении серия IV-CT № от ДД.ММ.ГГГГ у истца родился сын <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, место рождения - <адрес>.
Согласно паспорту Ксенофонтовой Н.Ю. серии №, выданному Куйбышевским РОВД города Иркутска ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. Из свидетельства № о регистрации по месту пребывания следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г <адрес>.
Из трудовой книжки серия ТК № на имя Ксенофонтовой Н.Ю. следует, что истец осуществляет трудовую деятельность в ПАО «Сбербанк», а именно в Иркутском отделении №, расположенном по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Полагала, что данные обстоятельства объективно свидетельствуют о проживании её на территории Иркутской области не менее одного года к моменту рождения третьего ребёнка.
Просит суд установить факт постоянного проживания на территории Иркутской области, признать незаконным решение об отказе в предоставлении сертификата на получение областного материнского (семейного) капитала, обязать выдать сертификат на получение областного материнского (семейного) капитала.
В судебном заседании истец Ксенофонтова Н.Ю. поддержали заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивали на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика Родионова В.М., по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.) заявленные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по доводам и правовым основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
В судебное заседание ответчик министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, для участия в деле своих представителей не направило, согласно представленному в материалы дела ходатайству представитель ответчика Григорьева К.К. просила о рассмотрении дела в своё отсутствие. Согласно представленным ранее письменным возражениям на исковое заявление в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 03.11.2011 № 101-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей в Иркутской области» дополнительная мера социальной поддержки предоставляется женщине, проживающей на территории Иркутской области, при рождении третьего ребенка или последующих детей, начиная с 01.01.2012 при соблюдении следующих условий: 1) наличие у женщины гражданства Российской Федерации и постоянное ее проживание на территории Иркутской области не менее одного года к моменту рождения третьего ребенка или последующих детей; 2) наличие у ребенка, в связи с рождением которого возникло право на получение дополнительной меры социальной поддержки, гражданства Российской Федерации.
В силу ч. 7 ст. 3 указанного Закона право на дополнительную меру социальной поддержки возникает со дня рождения третьего ребенка или последующих детей и может быть реализовано однократно не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 5 данного Закона регламентировано, что для получения сертификата заявитель (представитель) обращается с заявлением в расположенное по месту жительства заявителя государственное учреждение Иркутской области, подведомственное уполномоченному органу и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом уполномоченного органа.
К заявлению прилагаются документы, перечень и порядок предоставления которых утверждаются нормативным правовым актом Правительства Иркутской области.
Перечень и Порядок предоставления документов, прилагаемых к заявлению, для получения сертификата на областной материнский (семейный) капитал утвержден Постановлением Правительства Иркутской области от 22.12.2011 № 414-пп.
В соответствии с п. 1 названного Перечня и Порядка для получения сертификата на областной материнский (семейный) капитал необходимы следующие документы:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность родителя, ребенка, достигшего совершеннолетия или приобретшего дееспособность в полном объеме до достижения им совершеннолетия в установленном законодательством порядке;
2) документ, удостоверяющий личность и подтверждающий полномочия представителя родителя, ребенка, достигшего совершеннолетия или приобретшего дееспособность в полном объеме до достижения им совершеннолетия в установленном законодательством порядке, законного представителя ребенка, не достигшего совершеннолетия;
3) свидетельство(а) о рождении ребенка (детей) и паспорт(а) - для ребенка (детей), достигшего(их) возраста 14 лет;
4) решение(я) суда об усыновлении (удочерении);
5) свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния - в случае изменения фамилии, имени, отчества;
6) свидетельство о смерти женщины, родившей (усыновившей) детей, решение суда об объявлении ее умершей, решение суда о лишении женщины родительских прав, приговор суда о признании женщины виновной в совершении в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, - для лиц, указанных в части 3 статьи 3 Закона Иркутской области от 03.11.2011 № 101-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области»;7) свидетельство о смерти отца, решение суда об объявлении его умершим, решение суда о лишении отца родительских прав, приговор суда о признании отца виновным в совершении в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, - для лиц, указанных в части 5(2) статьи 3 Закона Иркутской области 03.11.2011 № 101-ОЗ;
8) документы, подтверждающие постоянное проживание на территории Иркутской области в течение года к моменту рождения третьего ребенка или последующих детей (документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства, судебное решение), - для лиц, указанных в частях 1, 3 статьи 3 Закона Иркутской области 03.11.2011 № 101-ОЗ.
В соответствии с ч. 9 ст. 5 Закона Иркутской области «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области» основанием для отказа в выдаче сертификата является, в том числе отсутствие права на дополнительную меру социальной поддержки.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Ксенофонтова Н.Ю. и <данные изъяты> состоят в зарегистрированном браке, являются родителями <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ. рождения (свидетельство о рождении II-СТ № от ДД.ММ.ГГГГ. выдано отделом по <адрес>), <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ.рождения (свидетельство о рождении III-СТ № от ДД.ММ.ГГГГ. выдано <адрес>), воспитанницы МБДОУ г. Иркутска детский сад <данные изъяты> (договор № об образовании по образовательным программам дошкольного образования ДД.ММ.ГГГГ.), <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ. рождения (свидетельство о рождении IV-СТ № от ДД.ММ.ГГГГ. выдано отделом по <адрес>).
Согласно вышеуказанным свидетельствам о рождении детей местом рождения детей Ксенофонтовой Н.Ю. является г. Иркутск.
В связи с рождением третьего ребенка истец обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Иркутску» с заявлением о выдаче сертификата на областной материнский (семейный) капитал в соответствии с законом Иркутской области от 03.11.2011 № 101-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области».
По результатам рассмотрения представленных документов ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Иркутску» 09.10.2020г. принято решение об отказе в выдаче сертификата на областной материнский (семейный) капитал, поскольку истцом не представлены документы, подтверждающие факт постоянного проживания на территории Иркутской области не менее одного года к моменту рождения третьего ребенка.
Согласно паспорту Ксенофонтовой Н.Ю. (№), выданному Куйбышевским РОВД города Иркутска ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
Из свидетельства № о регистрации по месту пребывания следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г <адрес>.
Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика Родионова В.М., поскольку исходя из вышеуказанных данных имеет место наложение сроков регистрации по месту жительства Ксенофонтовой Н.Ю., указанных в паспорте, и сроков пребывания истца, указанных в свидетельстве о регистрации по месту пребывания, факт проживания Ксенофонтовой Н.Ю. на территории Иркутской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ органом соцзащиты поставлен под сомнение, истцу отказано в дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области в виде выдачи сертификата на областной материнский (семейный) капитал.
Вместе с тем, согласно трудовой книжке серии ТК № на имя Ксенофонтовой Н.Ю. истец осуществляет трудовую деятельность в ПАО «Сбербанк» в Иркутском отделении №, расположенном по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, все трое детей Ксенофонтовой Н.Ю. родились в г. Иркутск, проживают, обучаются и получают медицинскую помощь в г. Иркутске. Документов, опровергающих данные обстоятельства, суду в ходе рассмотрения дела не представлены.
Таким образом, факт постоянного проживания Ксенофонтовой Н.Ю. на территории Иркутской области не менее одного года к моменту рождения третьего ребенка, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. При этом суд исходит из того, что на территории Иркутской области у Ксенофонтовой Н.Ю. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ родились дети, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец работает в ПАО Сбербанк и проживает в г. Иркутске, дети проживают, обучаются и получают медицинскую помощь в г. Иркутске. Данные обстоятельства с учетом пояснений Ксенофонтовой Н.Ю. объективно свидетельствуют о постоянном проживании последней на территории Иркутской области, в связи с чем, требования истца об установлении факта постоянного проживания на территории Иркутской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обоснованы и подлежат удовлетворению.
Поскольку постоянное проживание на территории Иркутской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть не менее года до рождения третьего ребенка Ксенофонтовой Н.Ю. - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, наделяет истца правом на получение дополнительной меры социальной поддержки в соответствии с Законом Иркутской области «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Иркутской области» в виде сертификата на областной материнский (семейный) капитал, документов, оспаривающих данные обстоятельства и позволяющих суду прийти к иным выводам, не представлено, требование истца о признании незаконным решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» об отказе в предоставлении сертификата на получение областного материнского (семейного) капитала подлежит удовлетворению.
Учитывая, что в соответствии с п.6 Положения о министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18.09.2009 № 261/40-пп, министерство осуществляет свою деятельность непосредственно через территориальные подразделения (управления) министерства, обладающие правами юридического лица, и (или) через государственные учреждения Иркутской области, учредителем которых от имени Иркутской области выступает министерство, в силу чего оспариваемого истцом решения № 1 от 09.10.2020 не принимало, оснований для возложения соответствующей обязанности на министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области у суда не имеется.
Поэтому в иске Ксенофонтовой Н.Ю. к министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области следует отказать.
Поскольку для выполнения функций по оказанию государственных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в том числе, по выдаче сертификата на областной материнский (семейный) капитал, распоряжением Правительства Иркутской области от 07.07.2014г. № 551-рп создано ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску, обязанность по выдаче Ксенофонтовой Н.Ю. сертификата на получение областного материнского (семейного) капитала возлагается на ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» при условии выполнения Ксенофонтовой Н.Ю. заявительного порядка обращения за соответствующей государственной услугой с предоставлением документов, предусмотренных Перечнем документов, прилагаемых к заявлению, для получения сертификата на областной материнский (семейный) капитал, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 22.12.2011г. №414-пп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ксенофонтовой Н. Ю. удовлетворить частично.
Установить факт постоянного проживания Ксенофонтовой Н. Ю. на территории Иркутской области в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.
Признать незаконным решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» об отказе в предоставлении сертификата на получение областного материнского (семейного) капитала.
Обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» выдать Ксенофонтовой Н. Ю. сертификат на получение областного материнского (семейного) капитала.
В удовлетворении исковых требований Ксенофонтовой Н. Ю. к министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Прибыткова
Решение суда в окончательной форме принято 15.02.2021г.
Судья