Дело № 2-695/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Березники 27 марта 2017 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Крюгер М.В.,
при секретаре судебного заседания Кушель Е.В.,
с участием помощника прокурора Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры Неволин А.В.,
представителя ответчика Бельтюковой Е.А., действующей на основании ордера,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Березники дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Чертановой С.Л. о возложении обязанности и устранений нарушений,
у с т а н о в и л:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Чертановой С.Л. о возложении обязанности привести деятельность по распиловке древесины на земельном участке в соответствие с «Гигиеническими требованиями к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», о возложении обязанности завести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, о возложении обязанности произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, предоставить расчет в Управление Роспотребнадзора по пермскому краю, внести плату за негативное воздействие на окружающую средуза 2016 год, о возложении обязанности разработать и предоставить субъектам официального статистического учета технические отчеты об обращении с отходами, о возложении обязанности прекратить утилизацию отходов производства путем сжигания вне специальной установки, о возложении обязанности организовать нахождение документации по учету принимаемой на переработку древесины и регистрации отгружаемой продукции переработки древесины на пункте переработки древесины, возложить обязанность прекратить деятельность по распиловке древесины на земельном участке до момента устранения нарушений природоохранного законодательства. В обоснование иска указали, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение поручения прокурора Пермского края от <дата> № «Об активизации работы по надзору за исполнением законодательства в лесопромышленном комплексе» проведена проверка исполнения законодательства на территории г.Березники Пермского края. В ходе проверки был обследован земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, который принадлежит на праве аренды ИП Чертановой С.Л. Основным видом экономической деятельности ИП Чертановой С.Л. является распиловка и строгание древесины. В ходе проверки установлено, что ИП Чертанова С.Л. осуществляет деятельность по распиловке и обработке древесины на указанном земельном участке. В процессе деятельности ИП Чертановой С.Л. образуются отходы обработки древесины и производства изделий из дерева - опил, горбыль, при этом специальная площадка для временного хранения отходов не соответствует предъявляемым требованиям.В нарушение ст.ст. 3, 11, 16, 39, 51 Закона № 7-ФЗ, ст.ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 11, 19, 23 Закона № 89-ФЗ, ст.ст. 21, 22, 39 Закона №52-ФЗ, ст.8 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», ч.1 ст.18 Закона № 96-ФЗ, ст.3 Закона №684-ПК,п.п.3.4, 3.7 Гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления (СанПиН 2.1.7.1322-03) ИП Чертанова С.Л. осуществляет складирование отходов лесопиления на открытой, не приспособленной для складирования и хранения, площадке насыпью (навалом); не обеспечила защиту поверхности отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров; не обустроила площадку хранения отходов - отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с очистными сооружениями; не рассчитывает и не производит плату за негативное воздействие на окружающую среду; не разработала и субъектам официального статистического учета не предоставила технические отчеты об обращении с отходами. Кроме того, ИП Чертанова С.Л. в установленном приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не ведет; не обеспечила нахождение документации по учету принимаемой на переработку древесины и регистрацию отгружаемой продукции переработки древесины в соответствии с Законом Пермского края от 13.09.2016 № 684-ПК «О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края» на пункте переработки древесины. Допускает утилизацию производственных отходов путем открытого сжигания на открытом участке местности вне специальной установки. Несоблюдение вышеперечисленных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к обращению с отходами производства, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, чем нарушаются конституционное право человека на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации. Просят возложить на ответчика - индивидуального предпринимателя Чертанову С.Л., <дата> года рождения, ОГРНИП №, ИНН №, обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу:привести деятельность по распиловке древесины на земельном участке с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с п.3.4., 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», а именно – обустроить открытые площадки для хранения отходов: обеспечить защиту поверхности хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадок обустроить обвалку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; завести в установленном приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, предоставить расчет в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год; разработать и предоставить субъектам официального статистического учета технические отчеты об обращении с отходами; с момента вступления решения в законную силу прекратить утилизацию отходов производства путем сжигания вне специальной установки; в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силуорганизовать нахождение документации учету принимаемой на переработку древесины и регистрации отгружаемой продукции переработки древесины в соответствии с Законом Пермского края от 13.09.2016 № 684-ПК «О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края» в пункте переработки древесины, а также прекратить деятельность по распиловке древесины на земельном участке с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, до момента устранения нарушений природоохранного законодательства.
Помощник прокурора Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры Неволин А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал частично, указав, что ряд нарушений устранено, так журналы учета в области обращения с отходами в установленном приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 порядке ответчиком заведены и ведутся, вся необходимая документация по учету принимаемой на переработку древесины и регистрации отгружаемой продукции переработки древесины, в соответствии с Законом Пермского края от 13.09.2016 №684-ПК находится в пункте переработки древесины. Также не настаивает на требованиях об обязании ответчика произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, предоставить расчет в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год. Поддерживает требования о возложении обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу: привести деятельность по распиловке древесины на земельном участке с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с п.3.4., 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», а именно – обустроить открытые площадки для хранения отходов: обеспечить защиту поверхности хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадок обустроить обвалку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; разработать и предоставить субъектам официального статистического учета технические отчеты об обращении с отходами; с момента вступления решения в законную силу прекратить утилизацию отходов производства путем сжигания вне специальной установки; а также в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу прекратить деятельность по распиловке древесины на земельном участке с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, до момента устранения нарушений природоохранного законодательства.
Ответчик ИП Чертанова С.Л. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием представителя адвоката Бельтюковой Е.А.
Представитель ответчика – адвокат Бельтюкова Е.А. с исковыми требованиями природоохранного прокурора не согласилась, представила письменные возражения и указала о необоснованности возложении обязанности о приведении специальной площадки для временного хранения отходов в соответствие предъявляемым требованиям, поскольку ответчиком заключен договор № на оказание услуги по обустройству открытой площадки для хранения отходов, в связи, с чем данные требования ответчиком выполнены, оснований для удовлетворений в этой части требований истца не имеется. По возложению обязанностей завести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, считает также необоснованным требованием истца, поскольку природоохранной прокуратурой незаконно была проведена выездная проверка в отношении ИП Чертановой С.Л., в ходе которой с Чертановой С.Л. объяснения не брались в связи, с чем она не могла предоставить требуемые документы и сведения, подтверждающие наличие книг –учета об обращении с отходами, заведенные в 2017 году, в соответствие с Приказом №721 от 01.09.2011 года, в связи с чем данные требования истца также не подлежат удовлетворению. О возложении обязанности произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, также не согласна, считает, что в силу ст.16.1 Федерального закона №7-ФЗ от внесения платы ИП Чертанова С.Л. освобождена,так как опилки и горбыль из натуральной чистой древесины имеют 5 класс опасности и относятся к практически не опасным отходам, в связи с чем и возложение обязанности разработать и предоставить субъектам официального статистического учета технические отчеты об обращении с отходами также являются необоснованными, поскольку считает, что в соответствии с Федерального закона №7-ФЗ от 03.07.2016 года (в ред.от 01.03.2017 года) ИП Чертанова С.Л. не состоит на данном учете и не подлежит установке. О возложении обязанности прекратить утилизацию отходов производства путем сжигания вне специальной установки с данным требованием также не согласна. Требование о нахождении документации по учету принимаемой на переработку древесины и регистрации отгружаемой продукции переработки древесины на пункте переработки древесины, ответчиком выполнены. С требованием о возложении обязанности прекратить деятельность по распиловке древесины на земельном участке не согласна, поскольку ответчиком нарушений, указанных в иске не допущено, в связи, с чем оснований для прекращения деятельности не имеется. Также представитель ответчика пояснила, что внеплановая проверка проведенная прокуратурой была произведена незаконно, поскольку согласно положений ФЗ от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» имеется перечень оснований для проведения внеплановых проверок, такого основания, как поручение прокурором Пермского края провести проверку, данный закон не содержит. Кроме того, представитель ответчика указала, что данный спор не подведомственен суду общей юрисдикции и подлежит рассмотрению в Арбитражном суде. С учетом изложенного, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Исследовав материалы дела, выслушавучастников судебного заседания, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 9, ст. 42 и ст. 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон № 7-ФЗ), хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
<дата> Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение поручения прокурора Пермского края от <дата> № № «Об активизации работы по надзору за исполнением законодательства в лесопромышленном комплексе» проведена проверка в деятельности индивидуального предпринимателя Чертановой С.Л., <дата> года рождения, ОГРНИП №, ИНН №, зарегистрирована в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя <дата>.
Основным видом экономической деятельности ИП Чертановой С.Л. является распиловка и строгание древесины (л.д.34-35).
В ходе проверки установлено, что ИП Чертанова С.Л. осуществляет деятельность по распиловке и обработке древесины на земельном участке с кадастровым №, расположенным по адресу: <адрес>, данным земельный участок ИП Чертановой С.Л. арендован во временное возмездное владение и пользование, на основании договора аренды помещения от <дата> (л.д.19-23).
В процессе деятельности ИП Чертановой С.Л. образуются отходы обработки древесины и производства изделий из дерева - опил, горбыль, при этом специальная площадка для временного хранения отходов не соответствует предъявляемым требованиям (л.д.40-47).
В силу п. 1 и п. 2 ст. 39 Закона № 7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 12 и пп.2 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее по тексту - ЗК РФ), целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - Закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, а также представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией
Порядок учета в области обращения с отходами, утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721.
Согласно п.5 данного Порядка, учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО).
Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 также утверждены формы журналов учета в области обращения с отходами.
В судебном заседании установлено, что журналы учета в области обращения с отходами в установленном приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 порядке ответчиком заведены и ведутся, в связи с чем, прокурор в данной части на требованиях не настаивал, указав также, что в настоящее время документы учета в соответствии с Законом Пермского края от 13.09.2016 №684-ПК «О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края», которые должны предъявляться по требованию контролирующих и правоохранительных органов, находятся на пункте переработки древесины, в связи с чем в данной части на требованиях также не настаивают.
В соответствии с ч.1 ст.23 Закона № 89-ФЗ, за размещение отходов с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц взимается плата.
Согласно п.1,2 ст.16 Закона №7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) и подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.16.1 Закона №7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Таким образом, поскольку в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 №445, опилки натуральной чистой древесины (код 30523001435) и горбыль из натуральной чистой древесины (код 30523001435) имеют 5 класс опасности и согласно ст.4.1 Закона №89-РФ относятся к практически не опасным отходам, то соответственно в силу ч.1 ст.16.1 Закона №7-ФЗ плата за объекты данной категории не предусмотрена.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Согласно п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета», первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, предоставляются респондентами на бумажных носителях или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Росстата от 28.01.2011 № 17 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
Доводы представителя ответчика о том, что в соответствии со ст.69.2 Закона №7-ФЗ на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, подлежат постановке объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, а ИП Чертанова С.Л. не состоит на данном учете и не подлежит установке в соответствии с законодательством, несостоятельны.
Так, согласно п.4.1 Закона №89-РФ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности и опилки натуральной чистой древесины (код 30523001435) и горбыль из натуральной чистой древесины (код 30523001435) имеют 5 класс опасности.
Таким образом, суд находит подлежащим удовлетворению требование истца о возложении на ответчика – индивидуального предпринимателя Чертанову С.Л., обязанности в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу разработать и представить субъектам официального статистического учета технические отчеты об обращении с отходами.
В соответствии со ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее по тексту –Закон №52-ФЗ), отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 1 и п. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 3.4. Гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления (СанПиН 2.1.7.1322-03), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:
- в производственных или вспомогательных помещениях;
в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;
в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
- на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
Согласно пункту 3.7. данных требований, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В силу п.1 ст.18 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее по тексту – Закон №96-ФЗ»), хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
Согласно акту обследования территории, расположенной по адресу: <адрес> края от <дата> ИП Чертановой С.Л. осуществляет накопление отходов лесопиления на открытой, не приспособленной для складирования и хранения, площадке насыпью (навалом); не обеспечила защиту поверхности отходов от взаимодействия атмосферных осадков и ветров, не обустроила площадку для хранения отходов - отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с очистными сооружениями, а также на обследуемой территории имеются следы сжигания мусора открытым способом (л.д.39).
Таким образом, в нарушении указанных норм права, а также Гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления ИП Чертанова С.Л. осуществляет складирование отходов лесопиления на открытой, не приспособленной для складирования и хранения, площадке насыпью (навалом); не обеспечила защиту поверхности отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров; не обустроила площадку хранения отходов - отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с очистными сооружениями; осуществляет утилизацию отходов путем сжигания вне специальной установки, что продолжается до настоящего времени, а также не разработала и субъектам официального статистического учета не предоставила технические отчеты об обращении с отходами.
Суд приходит к выводу об удовлетворении требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на ответчика - индивидуального предпринимателя Чертанову С.Л. обязанности привести деятельность по распиловке древесины на земельном участке с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с п.3.4., 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», а именно – обустроить открытые площадки для хранения отходов: обеспечить защиту поверхности хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадок обустроить обвалку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, а также с момента вступления решения суда в законную силу прекратить утилизацию отходов производства путем сжигания вне специальной установки.
Несоблюдение вышеперечисленных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к обращению с отходами производства, создаёт угрозу причинения вреда окружающей среде, чем нарушается конституционное право человека на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.
В силу п. 2 ст. 150 ГК РФ, нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Согласно ст. 56 № 7-ФЗ при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 80 № 7-ФЗ требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды рассматриваются судом.
Однако, требование Березниковского межрайонного прокурора о возложении обязанности на ответчика – индивидуального предпринимателя Чертанову С.Л., <дата> года рождения обязанность прекратить деятельность по распиловке древесины на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, до момента устранения нарушений природоохранного и земельного законодательства суд находит преждевременным. Суд не считает необходимым вмешиваться в хозяйственную деятельность ответчика. Земельный участок, на котором осуществляет предпринимательскую деятельность ответчик расположен в промзоне г.Березники. Доказательств того, что своей деятельностью ответчик бесспорно создал угрозу причинения вреда окружающей среде, нарушил права граждан г.Березники суду не представлено, в связи с чем в указанной части требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок устранения ответчиком нарушений, заявленный прокурором в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, суд находит разумным.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере ..... рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Чертановой С.Л. о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить частично.
Возложить на ответчика - индивидуального предпринимателя Чертанову С.Л., <дата> года рождения, ОГРНИП №, ИНН №, обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу: привести деятельность по распиловке древесины на земельном участке с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с п.3.4., 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», а именно – обустроить открытые площадки для хранения отходов: обеспечить защиту поверхности хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадок обустроить обвалку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Возложить на ответчика - индивидуального предпринимателя Чертанову С.Л., <дата> года рождения, ОГРНИП №, ИНН №, обязанность в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу разработать и представить субъектам официального статистического учета технические отчеты об обращении с отходами.
Возложить на ответчика - индивидуального предпринимателя Чертанову С.Л., <дата> года рождения, ОГРНИП №, ИНН №, обязанность с момента вступления решения суда в законную силу прекратить утилизацию отходов производства путем сжигания вне специальной установки.
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Чертановой С.Л., <дата> года рождения, ОГРНИП №, ИНН № госпошлину в доход местного бюджета в размере ..... рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме (03.04.2017).
Судья /подпись/ М.В.Крюгер
Копия верна, судья