Дело № 2-32/2013
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Краснощёково 29 января 2013 года
Краснощёковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Суворовой Н.С.,
при секретаре Яблонцевой Г.А.,
с участием помощника прокурора Краснощековского района Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц, Российской Федерации к администрации Чинетинского сельсовета Краснощековского района Алтайского края об обязании разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на него и представить проект на утверждение,
установил:
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Чинетинского сельсовета Краснощёковского района Алтайского края об обязании разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на него и представить проект на утверждение ссылаясь на то, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации источников водоснабжения.
В обоснование своего иска указал, что администрации Чинетинского сельсовета Краснощековского района на основании лицензии <данные изъяты> предоставлено право пользования недрами с целью разведки и добычи питьевых подземных вод одиночными скважинами на <адрес> участках для хозяйственно-питьевого водоснабжения сел <адрес>. Лицензия выдана Управлением по недропользованию по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГГГ.
Добыча подземных вод осуществляется с использованием двух эксплуатационных скважин: № № - глубина 110м., расположена на северо-восточной окраине <адрес>, № № - глубина - 70 м., расположена на северо-восточной окраине <адрес>.
Установлены уровни добычи на ДД.ММ.ГГГГ годы: всего - <данные изъяты>, в том числе по видам водопользования:
- хозяйственно-питьевые нужды населения - <данные изъяты>;
- полив приусадебных участков - <данные изъяты>;
- водоснабжение индивидуального животноводства - 7<данные изъяты>;
- хозяйственно-питьевые и производственные нужды предприятий, учреждений - 7<данные изъяты> (п. 4.1.2 лицензии <данные изъяты>).
Согласно п. 4.1.6 лицензии БАР 01988 ВЭ качество добываемой воды должно соответствовать требованиям, предъявляемым к подземным водам, используемым на питьевые нужды (СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества») и требованиям органов Роспотребнадзора.
Недропользователь - Администрация Чинетинского сельсовета Краснощековского района - обязан соблюдать строгий режим санитарной охраны в пределах первого пояса (горный отвод) и режим ограничений во втором и третьем поясах санитарной охраны водозабора в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (пп. «а» п. 5.2 лицензии БАР 01988 ВЭ).
Статья 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 (далее - Санитарные правила 2.1.4.1110-02), закреплено, что зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение -защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п. 1.5 Санитарных правил 2.1.4.1110-02).
Согласно п. 1.6 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями. Текстовая часть должна содержать:
а) характеристику санитарного состояния источников водоснабжения;
б) анализы качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами;
в) гидрологические данные (основные параметры и их динамика во времени) - при поверхностном источнике водоснабжения или гидрогеологические данные - при подземном источнике;
г) данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними;
д) данные о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов;
е) определение границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования;
ж) правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов (п. 1.12, п. 1.12.1 Санитарных правил 2.1.4.1110-02).
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13 Санитарных правил 2.1.4.1110-02).
В соответствии с ч. 4, ч. 5 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Однако в настоящее время администрацией Чинетинского сельсовета Краснощековского района не получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ЗСО действующих водозаборов подземных вод.
Порядок утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения регламентирован постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок).
Согласно п. 1.3.2, п. 1.3.4 Порядка Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края принимает решение об утверждении или отказе в утверждении проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения, а также об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Требования к заявлению об утверждении проекта ЗСО и прилагаемым документам установлены в п. 2.1- п. 2.2 Порядка.
Вместе с тем, в нарушении приведенных положений администрацией Чинетинского сельсовета Краснощековского района Алтайского края проект зон санитарной охраны не разработан, санитарно-эпидемиологическое заключение на него не получено, на утверждение в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды проект не представлен.
Согласно расчету водопотребления, в ДД.ММ.ГГГГ году для нужд населения <адрес> добыто <данные изъяты> тыс. куб.м., для нужд населения <адрес> -<данные изъяты> тыс. куб.м.
По информации отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, объем забора (изъятия) воды из подземных объектов администрацией Чинетинского сельсовета Краснощековского района за ДД.ММ.ГГГГ год составил - <данные изъяты> тыс. м3.
Таким образом, администрация Чинетинского сельсовета Краснощековского района Алтайского края эксплуатирует источники хозяйственно-питьевого водоснабжения в отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, без установления в предусмотренном законодательстве порядке границ и режима зон охраны таких источников.
Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (п. 3.2.СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»), утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 26.09.2001 № 24).
Потребители питьевой воды имеют право на обеспечение качественной питьевой водой из систем питьевого водоснабжения в пределах норм питьевого водоснабжения; на получение от органов государственной власти, органов местного самоуправления Алтайского края бесплатной и достоверной информации о состоянии источников питьевого водоснабжения, качестве питьевой воды и об изменении режима подачи питьевой воды (ст. 7 Закона Алтайского края от 08.12.2003 № 74-ЗС «О питьевом водоснабжении»).
В соответствии со ст. 8 Закона Алтайского края «О питьевом водоснабжении», производители питьевой воды обязаны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным правилам условий добычи питьевой воды, не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения.
Производитель питьевой воды - лицо, являющееся водопользователем и осуществляющее добычу и подготовку питьевой воды, эксплуатацию систем питьевого водоснабжения и (или) обеспечивающее потребителей питьевой водой (п. 9 ст. 1 Закона Алтайского края «О питьевом водоснабжении»).
Организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения (п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»). В силу п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02, соблюдение указанных санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Таким образом, администрация Чинетинского сельсовета Краснощековского района Алтайского края обязана разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение и представить проект на утверждение в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края.
Утверждение проекта зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения необходимо для комплексной оценки проекта не только на соответствие законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии, но и природоохранному законодательству в целом.
Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения не позволяет в полной мере проводить мероприятия по улучшению санитарного состояния территории ЗСО, учитывать установленные санитарно-эпидемиологическим законодательством ограничения деятельности в пределах каждого пояса ЗСО, и следовательно, достичь основную цель создания и обеспечения режима ЗСО - охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, территорий, на которых они расположены.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам (ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечить безопасность гражданам охрану их прав и интересов, а также гарантировать эффективные способы восстановления этого права, в том числе путем судебной защиты. Конституция Российской Федерации (п.п. 1,2 ст. 46) каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Любой опасности прав граждан должно противопоставляться право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку деятельности лиц, нарушивших это право или ставящих его под угрозу, и защиту от произвольного ограничения этого права.
В силу ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» любая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, к числу которых относится:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.
Использование подземных вод для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд без установленных в предусмотренном законодательстве порядке границ и режима зон охраны таких источников нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, качественную питьевую воду.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской.
В силу ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Прокурор просит обязать администрацию Чинетинского сельсовета
Краснощековского района Алтайского края разработать проект зон
санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения
<адрес> и <адрес>, указанных в
лицензии на пользование недрами <данные изъяты>, получить в Управлении
Роспотребнадзора по Алтайскому краю положительное санитарно-
эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны
источников хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес> и <адрес>-
<адрес>, указанных в лицензии на пользование
недрами <данные изъяты>, а также представить на утверждение в
Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского
края проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, указанных в
лицензии на пользование недрами <данные изъяты>, подготовив документы в
соответствии с п. 2.1, п. 2.2 Порядка утверждения проектов округов и зон
санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании помощник прокурора Зайцева Е.В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - глава администрации Чинетинского сельсовета Краснощековского района Алтайского края Гудимов А.П. иск в судебном заседании признал.
Изучив материалы дела, выслушав объяснение сторон, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской.
В силу ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с ч. 4, ч. 5 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии со ст. 8 Закона Алтайского края «О питьевом водоснабжении», производители питьевой воды обязаны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным правилам условий добычи питьевой воды, не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения.
В п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 (далее - Санитарные правила 2.1.4.1110-02), закреплено, что зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
В соответствии с п. 1.3.2, п. 1.3.4 Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края принимает решение об утверждении или отказе в утверждении проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения, а также об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Администрация Чинетинского сельсовета Краснощековского района, как недропользователь, обязана соблюдать строгий режим санитарной охраны в пределах первого пояса (горный отвод) и режим ограничений во втором и третьем поясах санитарной охраны водозабора в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение и представить проект на утверждение в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края.
При изложенных обстоятельствах суд считает возможным принять признание ответчиком иска, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Чинетинского сельсовета
Краснощековского района Алтайского края разработать проект зон
санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения
<адрес> и <адрес>, указанных в
лицензии на пользование недрами <данные изъяты>, получить в Управлении
Роспотребнадзора по Алтайскому краю положительное санитарно-
эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны
источников хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес> и <адрес>-
Чагырка Краснощековского района, указанных в лицензии на пользование
недрами <данные изъяты>, а также представить на утверждение в
Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского
края проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, указанных в
лицензии на пользование недрами <данные изъяты>, подготовив документы в
соответствии с п. 2.1, п. 2.2 Порядка утверждения проектов округов и зон
санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Краснощековский районный суд в течение месяца.
Председательствующий Н.С. Суворова