Решение по делу № 2-32/2013 ~ М-1/2013 от 09.01.2013

Дело № 2-32/2013

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Краснощёково                                              29 января 2013 года

    Краснощёковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Суворовой Н.С.,

при секретаре          Яблонцевой Г.А.,

с участием помощника прокурора Краснощековского района Зайцевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц, Российской Федерации к     администрации Чинетинского сельсовета Краснощековского района Алтайского края об обязании разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на него и представить проект на утверждение,

установил:

Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском      в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации      к администрации Чинетинского сельсовета Краснощёковского района Алтайского края об обязании разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на него и представить проект на утверждение ссылаясь на то, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации источников водоснабжения.

В обоснование своего иска указал, что администрации Чинетинского сельсовета Краснощековского района на основании лицензии <данные изъяты> предоставлено право пользования недрами с целью разведки и добычи питьевых подземных вод одиночными скважинами на <адрес> участках для хозяйственно-питьевого водоснабжения сел <адрес>. Лицензия выдана Управлением по недропользованию по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГГГ.

Добыча подземных вод осуществляется с использованием двух эксплуатационных скважин: № - глубина 110м., расположена на северо-восточной окраине <адрес>, № - глубина - 70 м., расположена на северо-восточной окраине <адрес>.

Установлены уровни добычи на ДД.ММ.ГГГГ годы: всего - <данные изъяты>, в том числе по видам водопользования:

- хозяйственно-питьевые нужды населения - <данные изъяты>;

- полив приусадебных участков - <данные изъяты>;

- водоснабжение индивидуального животноводства - 7<данные изъяты>;

- хозяйственно-питьевые и производственные нужды предприятий, учреждений - 7<данные изъяты> (п. 4.1.2 лицензии <данные изъяты>).

Согласно п. 4.1.6 лицензии БАР 01988 ВЭ качество добываемой воды должно соответствовать требованиям, предъявляемым к подземным водам, используемым на питьевые нужды (СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества») и требованиям органов Роспотребнадзора.

Недропользователь - Администрация Чинетинского сельсовета Краснощековского района - обязан соблюдать строгий режим санитарной охраны в пределах первого пояса (горный отвод) и режим ограничений во втором и третьем поясах санитарной охраны водозабора в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (пп. «а» п. 5.2 лицензии БАР 01988 ВЭ).

Статья 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В силу ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 (далее - Санитарные правила 2.1.4.1110-02), закреплено, что зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение -защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п. 1.5 Санитарных правил 2.1.4.1110-02).

Согласно п. 1.6 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями. Текстовая часть должна содержать:

а) характеристику санитарного состояния источников водоснабжения;

б) анализы качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами;

в) гидрологические данные (основные параметры и их динамика во времени) - при поверхностном источнике водоснабжения или гидрогеологические данные - при подземном источнике;

г) данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними;

д) данные о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов;

е) определение границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования;

ж) правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов (п. 1.12, п. 1.12.1 Санитарных правил 2.1.4.1110-02).

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13 Санитарных правил 2.1.4.1110-02).

В соответствии с ч. 4, ч. 5 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Однако в настоящее время администрацией Чинетинского сельсовета Краснощековского района не получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ЗСО действующих водозаборов подземных вод.

Порядок утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения регламентирован постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок).

Согласно п. 1.3.2, п. 1.3.4 Порядка Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края принимает решение об утверждении или отказе в утверждении проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения, а также об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Требования к заявлению об утверждении проекта ЗСО и прилагаемым документам установлены в п. 2.1- п. 2.2 Порядка.

Вместе с тем, в нарушении приведенных положений администрацией Чинетинского сельсовета Краснощековского района Алтайского края проект зон санитарной охраны не разработан, санитарно-эпидемиологическое заключение на него не получено, на утверждение в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды проект не представлен.

Согласно расчету водопотребления, в ДД.ММ.ГГГГ году для нужд населения <адрес> добыто <данные изъяты> тыс. куб.м., для нужд населения <адрес> -<данные изъяты> тыс. куб.м.

По информации отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, объем забора (изъятия) воды из подземных объектов администрацией Чинетинского сельсовета Краснощековского района за ДД.ММ.ГГГГ год составил - <данные изъяты> тыс. м3.

Таким образом, администрация Чинетинского сельсовета Краснощековского района Алтайского края эксплуатирует источники хозяйственно-питьевого водоснабжения в отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, без установления в предусмотренном законодательстве порядке границ и режима зон охраны таких источников.

Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (п. 3.2.СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»), утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 26.09.2001 № 24).

Потребители питьевой воды имеют право на обеспечение качественной питьевой водой из систем питьевого водоснабжения в пределах норм питьевого водоснабжения; на получение от органов государственной власти, органов местного самоуправления Алтайского края бесплатной и достоверной информации о состоянии источников питьевого водоснабжения, качестве питьевой воды и об изменении режима подачи питьевой воды (ст. 7 Закона Алтайского края от 08.12.2003 № 74-ЗС «О питьевом водоснабжении»).

В соответствии со ст. 8 Закона Алтайского края «О питьевом водоснабжении», производители питьевой воды обязаны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным правилам условий добычи питьевой воды, не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения.

Производитель питьевой воды - лицо, являющееся водопользователем и осуществляющее добычу и подготовку питьевой воды, эксплуатацию систем питьевого водоснабжения и (или) обеспечивающее потребителей питьевой водой (п. 9 ст. 1 Закона Алтайского края «О питьевом водоснабжении»).

Организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения (п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»). В силу п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02, соблюдение указанных санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Таким образом, администрация Чинетинского сельсовета Краснощековского района Алтайского края обязана разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение и представить проект на утверждение в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края.

Утверждение проекта зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения необходимо для комплексной оценки проекта не только на соответствие законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии, но и природоохранному законодательству в целом.

Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения не позволяет в полной мере проводить мероприятия по улучшению санитарного состояния территории ЗСО, учитывать установленные санитарно-эпидемиологическим законодательством ограничения деятельности в пределах каждого пояса ЗСО, и следовательно, достичь основную цель создания и обеспечения режима ЗСО - охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, территорий, на которых они расположены.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам (ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечить безопасность гражданам охрану их прав и интересов, а также гарантировать эффективные способы восстановления этого права, в том числе путем судебной защиты. Конституция Российской Федерации (п.п. 1,2 ст. 46) каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Любой опасности прав граждан должно противопоставляться право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку деятельности лиц, нарушивших это право или ставящих его под угрозу, и защиту от произвольного ограничения этого права.

В силу ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» любая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, к числу которых относится:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

Использование подземных вод для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд без установленных в предусмотренном законодательстве порядке границ и режима зон охраны таких источников нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, качественную питьевую воду.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской.

В силу ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Прокурор просит обязать администрацию Чинетинского сельсовета
Краснощековского района Алтайского края разработать проект зон
санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения
<адрес> и <адрес>, указанных в
лицензии на пользование недрами <данные изъяты>, получить в Управлении
Роспотребнадзора по Алтайскому краю положительное санитарно-
эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны
источников хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес> и <адрес>-
<адрес>, указанных в лицензии на пользование
недрами <данные изъяты>, а также представить на утверждение в
Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского
края проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, указанных в
лицензии на пользование недрами <данные изъяты>, подготовив документы в
соответствии с п. 2.1, п. 2.2 Порядка утверждения проектов округов и зон
санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебном заседании помощник прокурора Зайцева Е.В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - глава администрации Чинетинского сельсовета Краснощековского района Алтайского края Гудимов А.П. иск в судебном заседании признал.

Изучив материалы дела, выслушав объяснение сторон, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской.

В силу ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В соответствии с ч. 4, ч. 5 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В соответствии со ст. 8 Закона Алтайского края «О питьевом водоснабжении», производители питьевой воды обязаны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным правилам условий добычи питьевой воды, не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения.

В п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 (далее - Санитарные правила 2.1.4.1110-02), закреплено, что зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

В соответствии с п. 1.3.2, п. 1.3.4 Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края принимает решение об утверждении или отказе в утверждении проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения, а также об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Администрация Чинетинского сельсовета Краснощековского района, как недропользователь, обязана соблюдать строгий режим санитарной охраны в пределах первого пояса (горный отвод) и режим ограничений во втором и третьем поясах санитарной охраны водозабора в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение и представить проект на утверждение в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края.

При изложенных обстоятельствах суд считает возможным принять признание ответчиком иска, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.     

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

      Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора     удовлетворить.

      Обязать администрацию Чинетинского сельсовета
Краснощековского района Алтайского края разработать проект зон
санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения
<адрес> и <адрес>, указанных в
лицензии на пользование недрами <данные изъяты>, получить в Управлении
Роспотребнадзора по Алтайскому краю положительное санитарно-
эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны
источников хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес> и <адрес>-
Чагырка Краснощековского района, указанных в лицензии на пользование
недрами <данные изъяты>, а также представить на утверждение в
Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского
края проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, указанных в
лицензии на пользование недрами <данные изъяты>, подготовив документы в
соответствии с п. 2.1, п. 2.2 Порядка утверждения проектов округов и зон
санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ .

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Краснощековский районный суд в течение месяца.

Председательствующий                                                Н.С. Суворова

2-32/2013 ~ М-1/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зайцева Е.В.
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц, РФ
Ответчики
Администрация Чинетинского сельсовета
Другие
Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края
Гудимов Анатолий Петрович
Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю
Суд
Краснощековский районный суд Алтайского края
Судья
Суворова Н.С.
Дело на сайте суда
krasnochekovsky--alt.sudrf.ru
09.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2013Передача материалов судье
11.01.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.01.2013Предварительное судебное заседание
29.01.2013Судебное заседание
01.02.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее