Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1080/2021 ~ М-1101/2021 от 16.11.2021

    Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2021 г.

    Дело № 2-1080/2021

УИД 83RS0001-01-2021-001875-89

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Нарьян-Мар                                   14 декабря 2021 г.

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,

при секретаре Майнусове П.З.,

с участием ответчика Белоусовой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску казенного учреждения Ненецкого автономного округа «Центр занятости населения» к Белоусовой Юлии Сергеевне о взыскании единовременной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

КУ НАО «Центр занятости населения» обратилось в суд с иском к Белоусовой Ю.С. о взыскании единовременной выплаты.

Требования мотивирует тем, что 16.12.2020 ответчик обратился в учреждение для поиска подходящей работы. 19.01.2021 между учреждением и ответчиком было заключено соглашение о предоставлении финансовой помощи в целях самозанятости. Ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и ему перечислена сумма единовременной финансовой помощи 262 008 рублей. Ответчиком был предоставлен отчет по произведенным затратам, ряд позиций из которого не соответствует представленному бизнес-плану. Сумма необоснованно израсходованных денежных средств составила 63 287 рублей.

Просит взыскать с ответчика сумму перечисленной финансовой помощи в размере 63 287 рублей.

Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просит рассмотреть дело без своего участия.

Ответчик в судебном заседании с требованиями не согласился, указав, что в бизнес плане был примерный перечень необходимого и примерная цена. Поскольку после приобретения товара и услуг, указанных в бизнес-плане образовалась экономия, указанные денежные средства были пущены на приобретение дополнительного оборудования, которое используется в целях предпринимательской деятельности.

По определению суда дело рассмотрено при имеющейся явке.

Заслушав ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что 19 января 2021 г. между КУ НАО «Центр занятости населения» и Белоусовой Ю.С. заключен договор о предоставлении финансовой помощи в целях самозанятости №2-СЗ.

В соответствии с п.1.1 Договора его предметом является предоставление из окружного бюджета в 2021 г. финансовой помощи в целях содействия самозанятости безработных граждан на организацию собственного дела в форме индивидуального предпринимателя на территории ненецкого автономного округа и осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев даты регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Договор регулирует отношения сторон по предоставлению финансовой помощи в целях содействия самозанятости безработных граждан, в соответствии с постановлением администрации НАО от 01.06.2012 № 135-п (п.1.2).

Пунктом 1.3 Договора установлено, что Центр занятости содействует гражданину в организации самозанятости, путем предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

При этом в силу п.2.2 Договора единовременная финансовая помощь перечисляется предпринимателю в размере двенадцатикратной максимальной величины пособия по безработице, установленного Правительством РФ, увеличенного на размер районного коэффициента (1,8).

В силу п.4.3 Договора, ответчик обязался предоставить в Центр занятости уведомление о постановке на учет в налоговом органе и (или) лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей до истечения 20 дней с даты внесения записи в такой реестр; предоставить в центр занятости не позднее первых 6 месяцев с момента получения финансовой помощи отчет об использовании единовременной финансовой помощи в целях содействия самозанятости безработных граждан и надлежаще оформленные отчетно-финансовые документы, подтверждающие расходование полученных денежных средств на цели, указанные в бизнес-плане; расходовать денежные средства только на цели, указанные в бизнес-плане.

Пунктом 4.3.5. Договора определена обязанность гражданина возвратить полученную единовременную финансовую помощь в случае выявления фактов использования на цели, не предусмотренные направлением расходов в соответствии с бизнес планом.

28 января 2021 г. Белоусова Ю.С. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

Приказом КУ НАО «Центр занятости населения» от 29.01.2021 №029ф13/2126 Белоусовой Ю.С. в целях содействия самозанятости лица, признанного в установленном порядке безработным решено оказать единовременную финансовую помощь в размере <данные изъяты> рублей, которая перечислена ответчику платежными поручениями №797569 от 29.01.2021 и №799292 от 01.02.2021.

Согласно представленному ответчиком бизнес-плану целью является создание студии «Наовита», предоставляющей услуги, связанные с безиньекционным омоложением лица.

Согласно разделу III бизнес-плана, за счет средств, предоставленных в качестве единовременной помощи планировалось приобрести оборудование: электрическая кушетка для массажа, ориентировочной стоимостью <данные изъяты> рублей, кулер для воды, ориентировочной стоимостью <данные изъяты> рублей, стол для гимнастики, ориентировочной стоимостью <данные изъяты> рублей, шкаф, ориентировочной стоимостью <данные изъяты> рублей, акустическую систему, ориентировочной стоимостью <данные изъяты> рублей, логотип «НАОВИТА», ориентировочной стоимостью <данные изъяты> рублей, а также аренда помещения на три месяца, стоимостью <данные изъяты> рублей. За счет средств центра занятости и собственных средств - компьютер, ориентировочной стоимостью <данные изъяты> рублей.

21 июня 2021 г. Белоусовой Ю.С. истцу предоставлен отчет об использовании единовременной финансовой помощи в целях содействия самозанятости безработных граждан, в соответствии с которым приобретено: массажный стол стоимостью <данные изъяты> рублей, стул мастера, стоимостью <данные изъяты> рублей, тележка косметическая, стоимостью <данные изъяты> рублей, стол письменный, стоимостью <данные изъяты> рублей, куллер, стоимостью <данные изъяты> рублей, рулонная штора, стоимостью <данные изъяты> рублей, компьютер, стоимостью <данные изъяты> рубль, шкаф стоимостью <данные изъяты> рублей, ширма, стоимостью <данные изъяты> рублей, акустическая колонка, стоимостью <данные изъяты> рублей. Также произведены расходы на аренду помещения сроком на три месяца (<данные изъяты> рублей) информационные услуги (<данные изъяты> рублей).

Истцом отчет принят на сумму <данные изъяты> рубля. КУ НАО «Центр занятости населения» к нецелевым расходам отнесено: стул матера (<данные изъяты> рублей), тележка косметическая (<данные изъяты> рублей), стол письменный (<данные изъяты> рублей), рулонная штора (<данные изъяты> рублей), ширма (<данные изъяты> рублей), оказание информационных услуг (<данные изъяты> рублей).

Требованием от ДД.ММ.ГГГГ КУ НАО «Центр занятости населения» просило Белоусову Ю.С. в указанной части денежные средства возвратить.

До настоящего момента указанная сумма не возвращена.

В ст. ст. 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (ч.3.1 ст.78 БК РФ).

Порядок, условия и размер предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации определены Положением о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи в целях содействия самозанятости безработных граждан, утвержденным постановлением администрации НАО от 01.06.2012 № 135-п (далее по тексту – Положение).

Согласно п.2 Положения Единовременная финансовая помощь при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - финансовая помощь при государственной регистрации) и единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (далее - финансовая помощь на подготовку документов) предоставляется безработным гражданам в целях содействия самозанятости безработных граждан.

В соответствии с п. 3 Положения центр занятости информирует безработных граждан, желающих организовать собственное дело и получить финансовую помощь при государственной регистрации и финансовую помощь на подготовку документов, о правилах предоставления финансовой помощи в целях содействия самозанятости безработных граждан.

В силу п. п. 4, 5 Положения, получателями финансовой помощи при государственной регистрации являются граждане, признанные в установленном порядке безработными, и граждане, признанные в установленном порядке безработными и прошедшие профессиональное обучение или получившие дополнительное профессиональное образование по направлению Центра занятости (далее - безработные граждане). Получателями финансовой помощи на подготовку документов для государственной регистрации являются граждане, признанные в установленном порядке безработными, и граждане, признанные в установленном порядке безработными и прошедшие профессиональное обучение или получившие дополнительное профессиональное образование по направлению Центра занятости.

На основании п. 16 Положения на основании решения комиссии по рассмотрению бизнес-плана Центр занятости в срок не позднее 5 рабочих дней со дня уведомления безработного гражданина о принятом решении заключает с безработным гражданином договор о содействии самозанятости безработных граждан.

Договор заключается сроком на один (1) год, предусматривает условия, сроки и порядок перечисления финансовой помощи при государственной регистрации и финансовой помощи на подготовку документов, условия о целевом расходовании финансовой помощи при государственной регистрации, обязательства по предоставлению отчетных документов об использовании и обязанность возврата финансовой помощи при государственной регистрации в случае ее нецелевого использования, ответственность за нецелевое использование полученной финансовой помощи при государственной регистрации (п. 17 Положения).

В силу п. 18 Положения перечисление финансовой помощи при государственной регистрации осуществляется на основании договора, заключенного между Центром занятости и безработным гражданином, на счет гражданина, открытый им в финансово-кредитной организации, не позднее 20 календарных дней с даты представления гражданином необходимых документов.

Средства финансовой помощи при государственной регистрации могут быть использованы только на цели, указанные в бизнес-плане (п.21).

Гражданин, получивший финансовую помощь при государственной регистрации, несет ответственность за целевое расходование средств финансовой помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 23 Положения).

Пунктом 24 Положения предусмотрено, что гражданин, организовавший собственное дело и получивший финансовую помощь при государственной регистрации, обязан предоставить в Центр занятости не позднее первых 6 месяцев с момента получения финансовой помощи при государственной регистрации отчет об использовании единовременной финансовой помощи в целях содействия самозанятости безработных граждан по форме согласно Приложению 2 к настоящему Положению и надлежаще оформленные отчетно-финансовые документы, подтверждающие расходование полученных денежных средств на цели, указанные в бизнес-плане (платежные поручения с отметкой банка, товарные и кассовые чеки, счета, накладные, акты выполненных работ, другие финансово-отчетные документы, подтверждающие произведенные расходы в объемах и в сроки, указанные в бизнес-плане).

В силу п.25 Положения центр занятости в течение 1 года после предоставления финансовой помощи при государственной регистрации осуществляет контроль за целевым использованием гражданином полученной финансовой помощи при государственной регистрации, в том числе посредством выездных проверок факта ведения собственного дела с составлением соответствующего акта.

За 1 месяц до истечения срока представления отчетных документов Центр занятости уведомляет в письменной форме гражданина, получившего финансовую помощь при государственной регистрации, о необходимости представить в установленный договором срок указанные документы.

По смыслу указанных норм финансовая помощь предоставляется адресно для целей предпринимательской деятельности безработного гражданина.

Из содержания Договора следует обязанность гражданина возвратить полученные денежные средства в случае их нецелевого использования, не предусмотренное направлением расходов в соответствии с бизнес-планом.

Исходя из представленного бизнес-плана, целью является деятельность ответчика посредством организации студии «Наовита» по оказанию услуг населению по безыньекционному омоложению лица.

Фактически произведенные ответчиком расходы на приобретение товара и услуг: стул матера (<данные изъяты> рублей), тележка косметическая (<данные изъяты> рублей), стол письменный (<данные изъяты> рублей), рулонная штора (<данные изъяты> рублей), ширма (<данные изъяты> рублей), оказание информационных услуг (<данные изъяты> рублей), направлены, по мнению суда, на достижение целей бизнес-плана и несение таких расходов согласуется с видом деятельности Белоусовой Ю.С.

В свою очередь, ни Положение, ни Договор не содержат требований к точному соответствию понесенных затрат бизнес-плану, ограничиваясь установлению требования о соответствии расходов цели предоставления денежных средств.

При этом бизнес-план содержит примерный перечень необходимого для осуществления деятельности оборудования и услуг и его примерную стоимость. Конкретное наименование и модель оборудования бизнес-план не содержит.

При этом суд также учитывает, что действующие нормы права не предусматривают порядок действий гражданина, получившего финансовую помощь, случае экономии денежных средств, невозможности приобретения оборудования и услуг конкретного оборудования (услуг).

В свою очередь приобретение иного товара и услуг ответчиком, согласуется с целями предоставления финансовой поддержки безработных граждан в целях организации их самозанятости.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований казенного учреждения Ненецкого автономного округа «Центр занятости населения» о взыскании единовременной выплаты.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований казенного учреждения Ненецкого автономного округа «Центр занятости населения» к Белоусовой Юлии Сергеевне о взыскании единовременной выплаты – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца с момента вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.

Председательствующий                               подпись               В.В. Распопин

2-1080/2021 ~ М-1101/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
КУ НАО "Центр занятости населения"
Ответчики
Белоусова Юлия Сергеевна
Суд
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа
Судья
Распопин Виталий Владимирович
Дело на странице суда
nariyanmarsky--nao.sudrf.ru
16.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2021Передача материалов судье
19.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2021Судебное заседание
20.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее