РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14.10.2014 г г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Лобановой Ю.В., при секретаре Пивоваровой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5563/14 по исковому заявлению Харламовой Р.Х. об оспаривании решения Министерства имущественных отношений Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Харламова Р.Х. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что Харламова Р.Х является собственником земельного участка, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес на основании договора купли-продажи от дата., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии №... от дата., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним датаг. сделана запись регистрации ***. Кадастровый (или условный) номер №.... Вышеуказанный земельный участок Харламова P. X. приобрела по договору купли-продажи от дата. у Стародубцева А.Д., которому земельный участок, площадью *** кв.м. расположенный по адресу: адрес принадлежал на праве собственности, на основании Постановления Главы г. Самары № 598 от 08.04.2005г. «Об утверждении проекта границ земельного участка и предоставлении в собственность Стародубцеву А.Д. земельного участка для ведения садоводства в Кировском районе». Согласно п. 2 Постановления Главы г. Самары № 598 от 08.04.2005г. «Об утверждении проекта границ земельного участка и предоставлении в собственность Стародубцеву А.Д. земельного участка для ведения садоводства в Кировском районе» Стародубцеву А.Д. предоставлялся земельный участок для ведения садоводства, относящийся по категории к землям поселений, расположенный по адресу: адрес согласно проекту границ, прилагаемому к настоящему Постановлению, общей площадью *** кв.м., в том числе: в собственность бесплатно площадью *** кв.м.; в собственность за выкуп площадью *** кв.м. Данные земельные участки прошли процедуру государственного кадастрового учета: земельный участок, площадью *** кв.м., адрес кадастровый номер №... разрешенное использование - для ведения садоводства; земельный участок, площадью *** кв.м., адрес - кадастровый номер №... разрешенное использование - для ведения садоводства. На основании Постановления Главы г. Самары № 598 от 08.04.2005г. Стародубцев А.Д. оформил в собственность только земельный участок, который предоставлялся ему бесплатно - *** кв.м., а земельный участок в собственность за выкуп, площадью - *** кв.м. надлежащим образом в собственность не оформил.В дальнейшем к Харламовой Р.Х. по договору купли-продажи от дата. перешло право собственности на земельный участок, площадью *** кв.м., адрес, адрес - кадастровый номер №.... датаг. Харламова Р.Х. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка под садоводство, площадью *** кв.м. (peг. номер 12-1/0092/14) по основаниям ст. 9.1. Закона Самарской области от 11 марта 2005г. № 94-ГД «О земле». Письмом от 30.04.2014г. №... Министерство имущественных отношений по Самарской области отказало Харламовой Р.Х. в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Считает отказ Министерства имущественных отношений по Самарской области незаконным, так как Харламова P. X. является собственником земельного участка, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес кадастровый номер №... также в ее фактическом пользовании находится земельный участок, площадью *** кв.м., расположенный по адресу: адрес, кадастровый номер №..., который прежнему собственнику Стародубцеву А.Д. предоставлялся в собственность за выкуп. На момент вынесения Постановления Главы г. Самары № 598 от 08.04.2005г. и постановки данного земельного участка на государственный кадастровый учет территориальная зона соответствовала разрешенному использованию - садоводство. Кроме того, вышеуказанный земельный участок, предоставлялся прежнему собственнику Стародубцеву А.Д. на основании Постановления Главы г. Самары № 598 от 08.04.2005г. «Об утверждении проекта границ земельного участка и предоставлении в собственность Стародубцеву А.Д. земельного участка для ведения садоводства в Кировском районе» единой площадью *** именно для ведения садоводства, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 26.03.2013г. где указано разрешенное использование - для ведения садоводства. Земельный участок сформирован, разрешенное использование в установленном законом порядке никто не отменял, не изменял. Харламовой Р.Х. соблюдены все условия для предоставления ей земельного участка в собственность за выкуп.
Просит суд признать не соответствующим закону отказ Министерства имущественных отношений Самарской области №... от 30.04.2014г. в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес кадастровый номер №... разрешенное использование - для ведения садоводства; Обязать Министерство имущественных отношений по Самарской области устранить допущенные нарушения путем заключения договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: адрес кадастровый номер №... разрешенное использование - для ведения садоводства с Харламовой Р.Х.
В судебном заседании представитель истца Ферапонтова Г.В., по доверенности от 12.05.2014 г., заявление поддержала, по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика МИО по Самарской области в судебном заседании Хайрулова Л.А. исковые требования не признала по основанием, изложенным в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка.
Заинтересованное лицо Стародубцев А.Д., в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменном заявлении пояснил, что ему предоставлялся земельный участок, площадью *** кв.м., на основании Постановления Главы г.Самары № 598 от 08.04.2005 г. «Об утверждении проекта границ земельного участка и предоставлении в собственность Стародубцеву А.Д. земельного участка для ведения садоводства в Кировском районе» площадью ***,2 кв.м., для ведения садоводства ( из которых *** кв.м., в собственность бесплатно *** кв.м., в собственность за выкуп). После оформления земельного участка площадью *** кв.м., в собственность, Стародубцевым А.Д. по договору купли – продажи от дата данный земельный участок был продан Харламовой Р.Х., земельный участок, площадью *** кв.м., предоставленный в собственность за выкуп надлежащим образом оформлен не был. Против оформления Харламовой Р.Х. земельного участка площадью *** кв.м., в собственность в соответствии с действующим законодательством РФ в ее собственность не возражает.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из представленных документов следует, что Харламова Р.Х является собственником земельного участка, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: *** на основании договора купли-продажи от 22.09.2005г., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АБ №... от дата., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним датаг. сделана запись регистрации №...
Вышеуказанный земельный участок Харламова P. X. приобрела по договору купли-продажи от дата. у Стародубцева А.Д.
Согласно п. 2 Постановлению Главы г. Самары № 598 от 08.04.2005г. Стародубцеву А.Д. предоставлялся земельный участок для ведения садоводства, относящийся по категории к землям поселений, расположенный по адресу: 17 адрес согласно проекту границ, прилагаемому к настоящему Постановлению, общей площадью *** кв.м., в том числе:
в собственность бесплатно площадью *** кв.м.;
в собственность за выкуп площадью *** кв.м.;
Данные земельные участки прошли процедуру государственного кадастрового учета:
земельный участок, площадью *** кв.м., адрес - кадастровый номер ***, разрешенное использование - для ведения садоводства;
земельный участок, площадью *** кв.м., адрес - кадастровый номер *** разрешенное использование - для ведения садоводства;
На основании Постановления Главы г. Самары № 598 от 08.04.2005г. Стародубцев А.Д. оформил в собственность только земельный участок, который предоставлялся ему бесплатно - *** кв.м., а земельный участок в собственность за выкуп, площадью - *** кв.м. надлежащим образом в собственность не оформил.
датаг. Харламова Р.Х. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка под садоводство, площадью *** кв.м. (peг. номер ***) по основаниям ст. 9.1. Закона Самарской области от 11 марта 2005г. № 94-ГД «О земле».
Письмом от дата. №... Министерство имущественных отношений по Самарской области отказало Харламовой Р.Х. в предоставлении испрашиваемого земельного участка, со ссылкой на п.4 ст.85 ЗК РФ - «что земельный участок не соответствует градостроительному регламенту, если вид его
использования не входит в перечень видов разрешенного использования», а в конкретном случае испрашиваемый земельный участок находится в зоне деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения (Ц-2) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 24.06.2001г. №61. Поскольку цель использования испрашиваемого земельного участка не соответствует основным видам разрешенного использования для территориальной зоны Ц-2, у министерства отсутствуют правовые основания для предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка.
Также в своем Уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка Министерство имущественных отношений по Самарской области ссылается на то, что в границах рассматриваемого земельного участка находятся зеленые насаждения (декоративные насаждения, деревья, кустарники) и факт их уничтожения будет противоречить Правилам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г.о. Самара, утвержденных Постановлением Главы г.о. Самара от 10.06.2008г. № 404.
Суд не может согласиться с доводами истца о том, что отказ Министерства имущественных отношений по Самарской области является незаконным по следующим причинам.
В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п.2.1 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении №... к настоящему порядку. К заявлению прилагаются документы, указанные в приложении №... к настоящему Порядку (п.2.2).
В соответствии с п. 2.4 указанного выше Порядка при выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Земельный участок может считаться соответствующим зонированию территории, если вид его использования входит в перечень видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от дата № 74, министерством было направлено обращение в адрес департамента строительства и архитектуры городского округа Самара с просьбой сообщить, к какой территориальной зоне относится испрашиваемый земельный участок, а также соответствует ли использование данного земельного участка для садоводства, видам использования земельных участков," предусмотренным для данной территориальной зоны.
Согласно заключению от дата № САМВ- 95180 испрашиваемый земельный участок находится в зоне деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения (Ц-2) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 24.06.2001 №61.
Как следует из пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса, градостроительным регламентом в первую очередь устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса установлено, что земельный участок не соответствует градостроительному регламенту, если вид его использования не входит в перечень видов разрешенного использования.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса, статьей 1 Градостроительного кодекса, градостроительный регламент устанавливается путем прямого поименования того, для каких целей разрешено использование определенных земельных участков.
Таким образом, Федеральным законодательством установлен запрет на приватизацию земельных участков цель использования, которых не соответствует основным видам разрешенного использования, определенным градостроительным регламентом.
Поскольку цель использования испрашиваемого земельного участка (садоводство) не соответствует основным видам разрешенного использования для территориальной зоны Ц-2, отсутствуют правовые основания для предоставления Харламовой Р.Х. в собственность испрашиваемого земельного участка.
Однако, суд не может согласиться с основанием в Уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка на то, что в границах рассматриваемого земельного участка находятся зеленые насаждения (декоративные насаждения, деревья, кустарники) и факт их уничтожения будет противоречить Правилам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г.о. Самара, утвержденных Постановлением Главы г.о. Самара от 10.06.2008г. № 404. Так, комиссией по проведению осмотра установлено (акт осмотра от дата № 639), установлено, что в границах рассматриваемого земельного участка находятся зеленые насаждения (декоративные насаждения, деревья и кустарники).
Согласно требованиям Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы городского округа Самара № 404 от 10.06.2008, на территориях зеленых насаждений, находящихся на земельных участках, расположенных на территории городского округа, категорически запрещается уничтожать и повреждать деревья, кустарники и газоны, аналогичные требования содержатся в пунктах 6.1 и 6.4 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153.
Пунктом 10 главы 27 Правил благоустройства наложен категорический запрет на уничтожение и повреждение деревьев, кустарников и газонов на земельных участках, на которых расположены зеленые насаждения.
Вместе с тем, согласно абз.3 ч.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В силу ч.1 ст. 61 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых и др. озелененных территориях в границах этих поселений.
Судом установлено, что министерство имущественных отношений Самарской области в процессе обработки документов не направляло запросы в уполномоченные органы, не определялись порода деревьев, их количество, в деле отсутствует заключение на предмет отнесения деревьев и кустарников к зеленому фонду.
Кроме того, в соответствии с п. 3 главы 26 раздела 8 Правил благоустройства действие Правил не распространяется на земельные участки, на которых расположены зеленые насаждения, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, земель лесного фонда и городских лесов, плодово-ягодные зеленые насаждения, расположенные на территориях индивидуальных домовладений, садоводческих, дачных и огородных участках. На основании изложенного, суд полагает, что отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в данной части неправомерным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд удовлетворяет заявление…, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Согласно ст.258 ГПК РФ Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного, поскольку были выявлены препятствия для предоставления земельного участка, Министерство имущественных отношений обоснованно отказано Харламовой Р.Х. в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Харламовой Р.Х. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.10.2014 года.
Судья: Лобанова Ю.В.