Петрозаводский городской суд РК УИД 10RS0011-01-2020-013035-92
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33 (Дело №12-1110/2020)
РЕШЕНИЕ
08 декабря 2020 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Цеханович Максим Константинович при секретаре Соснович С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал» Алексеева А.В. на постановление Административной комиссии Петрозаводского городского округа № 1.3.3-01/2247-2020 от 05 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», в отношении
Акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал» (далее – АО «ПКС-Водоканал», Общество), <данные изъяты>
установил:
Постановлением Административной комиссии Петрозаводского городского округа №1.3.3-01/2247-2020 от 05 октября 2020 года АО «ПКС-Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях», и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Защитник АО «ПКС-Водоканал» Алексеев А.В., действующий на основании доверенности, с указанным постановлением не согласен, обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с тем, что АО «ПКС-Водоканал» согласно ордеру на производство земляных работ №В20/37/233 от 08.07.2020 производило работы по устранению аварии на сетях водопровода по адресу: г. Петрозаводск, ул. Судостроительная, 14. Работы по восстановлению объектов благоустройства, по указанному адресу проводились генеральным подрядчиком ООО «РКС-Инжиниринг» в соответствии с договором генерального подряда, заключенным с АО «ПКС-Водоканал». Как полагает заявитель жалобы, АО «ПКС-Водоканал» приняло все достаточные и необходимые меры для исполнения требований действующего законодательства, а именно: своевременно заключило договор подряда, предусмотрев в нем условие о необходимости восстановления объектов благоустройства в обозначенный срок в соответствии с действующими ГОСТами, СНИПами. Таким образом, вина Общества отсутствует. Кроме того, ссылаются на грубые нарушения процессуального законодательства и порядка привлечения к административной ответственности, а именно, административной комиссией не применена норма права, подлежащая применению, протокол не содержит ссылок на нарушенные нормы права.
Законный представитель привлекаемого юридического лица АО «РКС - Менеджмент» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом.
В судебном заседании защитник АО «ПКС-Водоканал» Алексеев А.В., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал по основаниям в ней изложенным.
Представитель Административной комиссии Петрозаводского городского округа Сидоров А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы не признал, полагал вынесенное постановление законным и обоснованным.
Исследовав доводы жалобы, заслушав участвующих в деле лиц, проверив дело, прихожу к следующим выводам.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, при этом учитывается, что жалоба подана в срок, предусмотренный КоАП РФ.
Статья 24.1 КоАП РФ определяет, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 7 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года №1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за невосстановление благоустройства территорий общего пользования, элементов благоустройства после проведения земляных, строительных и дорожных работ, повлекших за собой нарушение состояния территорий общего пользования и элементов благоустройства, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Поскольку объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях», выражается в невосстановлении благоустройства территорий общего пользования, элементов благоустройства после проведения земляных, строительных и дорожных работ, то в рамках рассмотрения такого дела подлежит обязательному исследованию вопрос о нарушении лицом конкретных норм, содержащих соответствующие правила поведения.
Протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено по тем основаниям, что 20.08.2020 года в период с 11 час. 41 мин. по 11 час. 43 мин. в ходе осмотра территории Петрозаводского городского округа на основании планового (рейдового) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований территории от 03.07.2020 года №18 и в порядке осуществления муниципального контроля за соблюдением требований Правил благоустройства территории Петрозаводского городского округа (далее – Правил), утвержденных Решением Петрозаводского городского Совета от 26 февраля 2020 года №28/29-586, при визуальном осмотре территории общего пользования, проезжей части дороги по ул. Судостроительной, в районе дома №14 в г.Петрозаводске, ведущим специалистом – муниципальным инспектором управления жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа Булаевым А.С. выявлено, что АО «ПКС-Водоканал», производившее на данном участке земляные работы на основании ордера № В20/37/233 от 08.07.2020 года со сроком производства работ до 06.08.2020, не произвело восстановление объектов благоустройства после производства земляных работ, а именно: отсутствие асфальтобетонного покрытия проезжей части шириной около 4 метров, длинной около 10 метров. В месте, где отсутствует асфальтобетонное покрытие, присутствует щебень и грунт.
Между тем в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении административного органа указаний на нарушение АО «ПКС-Водоканал» требований Правил благоустройства территории Петрозаводского городского округа или Порядка производства земляных работ не содержится.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Вместе с этим при разрешении настоящего дела об административном правонарушении административным органом не были учтены следующие значимые для соблюдения установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности обстоятельства.
Согласно ст. 30 Правил благоустройства территории Петрозаводского городского округа (далее – Правил), утвержденных Решением Петрозаводского городского Совета от 26 февраля 2020 года №28/29-586, при проведении земляных работ, связанных с устранением последствий аварии, необходимо в срок не позднее трех календарных дней со дня начала работ по ликвидации аварии, направить в Администрацию Петрозаводского городского округа документы для оформления ордера на производство земляных работ.
При этом восстановление нарушенных дорожных покрытий и других элементов благоустройства, включая озеленение, осуществляется в соответствии с Правилами, Порядком производства земляных работ (ч.4 указанной выше статьи).
В свою очередь п.п.1, 2 ст.29 Правил, устанавливает, что объекты благоустройства являются неотъемлемой частью жилой среды и подлежат охране. Производство земляных работ за пределами земельного участка, предоставленного для целей строительства объектов капитального строительства, не должно приводить к разрушению объектов благоустройства.
Порядок производства земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте сетей инженерно-технического обеспечения, дорог, элементов их обустройства, тротуаров, иных объектов на территории Петрозаводского городского округа утвержден постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 22.11.2017 года №3878.
Пунктом 1.3 Порядка производства земляных работ №3878 установлено, что настоящий Порядок является обязательным для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих (планирующих) производство (проведение) земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте сетей инженерно-технического обеспечения, дорог, элементов их обустройства, тротуаров, иных объектов на территории Петрозаводского городского округа (далее - производство земляных работ).
В силу п. 3.3 Порядка производства земляных работ №3878 производство земляных работ должно соответствовать требованиям строительных, санитарных норм и правил, государственных стандартов, правил технической эксплуатации, технических регламентов, иных норм действующего законодательства Российской Федерации в области производства земляных работ, в том числе должны быть обеспечены: безопасность производства работ, включая безопасность используемой техники, оборудования и применяемых материалов, изделий, конструкций; соответствие технико-эксплуатационным и эстетическим условиям обустройства, содержания и ограждения участков производства работ.
Согласно п.4.1 Порядка производства земляных работ №3878 заявитель обязан после проведения земляных работ произвести комплексное восстановление благоустройства, в том числе: нарушенных газонов, почвенного покрова, зеленых насаждений, детских спортивных площадок, малых архитектурных форм, бортового камня и асфальтобетонного покрытия, в полном объеме без снижения их качества в срок, указанный в Ордере.
Восстановление асфальтобетонного покрытия осуществляется Заявителем в течение трех дней после окончания работ и засыпки траншей, если глубина раскопок не превышает одного метра. В случаях более глубоких раскопок или производства работ в зимнее время года после засыпки траншей вместо асфальтобетонного покрытия в течение трех дней устраивается временное покрытие из дорожных плит или штучных материалов (покрытый битумом кирпич, булыжник и т.п.) для беспрепятственного проезда автотранспорта и прохода пешеходов, постоянное покрытие устраивается в сроки, установленные Ордером.
Поскольку производимые АО «ПКС-Водоканал» работы в районе дома №14 по ул. Судостроительной в г.Петрозаводске были направлены на устранение аварийной ситуации, в рассматриваемом случае применимы положения ст.ст. 30, 29 Правил благоустройства, определяющие порядок производства земляных работ, несоблюдение которых АО «ПКС-Водоканал» не вменялось.
Исходя из положений и смысловой нагрузки ст.28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении в обязательном порядке указывается событие административного правонарушения. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения и квалифицированно возражать относительно существа вменяемого деяния и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
В соответствии с требованиями п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Учитывая вышеизложенное в совокупности, принимая во внимание содержание диспозиции ч.7 ст.2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях» и отсутствие в протоколе об административном правонарушении указания на конкретные нормы Правил благоустройства территории Петрозаводского городского округа, Порядка производства земляных работ, нарушенные АО «ПКС-Водоканал», судья приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для привлечения юридического лица к административной ответственности по обстоятельствам, изложенным в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении.
Поскольку протокол об административном правонарушении является итоговым процессуальным документом на стадии, предшествующей рассмотрению дела, в котором сформулировано существо и правовая оценка обвинения, то суд не вправе изменить или дополнить объем предъявленного обвинения.
В силу положений ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из правового регулирования общественных отношений в затронутой сфере применительно к признакам состава вменяемого АО «ПКС-Водоканал» деяния и обстоятельств содеянного, АО «ПКС-Водоканал» не может быть подвергнуто административному наказанию по ч.7 ст.2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях».
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, учитывая установленные по делу конкретные обстоятельства и положения статей 1.5, 1.6, 2.1 КоАП РФ, судья приходит к выводу о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, что в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет за собой отмену оспариваемого постановления в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил :
Жалобу защитника Акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал» Алексеева А.В. удовлетворить.
Постановление Административной комиссии Петрозаводского городского округа № 1.3.3-01/2247-2020 от 05 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», в отношении Акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал» отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья М.К. Цеханович