УСТАНОВИЛ
Обращаясь в суд, К. И.А. просила возложить на <адрес> обязанность восстановить истца с ДД.ММ.ГГГГ. на льготный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ., признать за истцом право на единовременную денежную выплату для приобретения жилья за счет федерального бюджета. В обоснование иска указала, что истец является пенсионером уголовно-исполнительной системы РФ по РБ по выслуге лет, которая на момент увольнения составляет <данные изъяты>. в календарном исчислении и более 34 лет – в льготном. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истец со своей семьей состоит на муниципальном учете как гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец полагает, что имеет право на получение ЕДВ для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в связи с тем, что К. И.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, а не на льготный учет в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в получении ЕДВ и включении ее в списки лиц, имеющих право на получение указанной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
В ходе судебного разбирательства исковые требования К. И.А. уточнены, истец просила признать за ней право состоять на учете по категории лиц, подпадающих под действие ФЗ «О статусе военнослужащих» и вставших на учет в органах местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ., а также признать за ней право на единовременную денежную выплату для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета как состоящей на муниципальном учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Постановлением Правительства РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении государственной программы «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов РБ».
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены К. Н.А., К. А.Н., К. А.Н., несовершеннолетние К. В.Н., К. К.Н. в лице законного представителя К. И.А., Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РФ, в качестве соответчиков - Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, Администрацию <адрес>.
В судебном заседании истец К. И.А., третьи лица К. А.Н., К. Н.А. на удовлетворении исковых требований настаивали, ссылаясь на наличие у истца права на получение ЕДВ в рамках федеральной целевой программы «Жилище».
Представители администрации <адрес> Аюшеева Д.Н., Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ Шаракшанэ А.В., Администрации <адрес> Перинова М.Б. указали на отсутствие оснований для признания за К. И.А. права на получение ЕДВ, поскольку ею не соблюден порядок постановки на льготный учет, так как на момент ее увольнения она по месту своей службы для включения ее в списки лиц, участвующих в программе «Жилище», не обращалась. В настоящее время возможность для постановки истца на льготный учет граждан для получения ЕДВ в рамках ФЦП «Жилище» утрачена. Просили в иске отказать.
Представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РФ в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ, распространяются на следующие категории граждан, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: 1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; 2) граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 6 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются, в том числе граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
по состоянию здоровья;
в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В силу п. 7 указанных Правил одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является отсутствие жилой площади.
Судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ работала в УФСИН России по РБ, оплата денежного содержания производилась за счет средств федерального бюджета. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. К. И.А. уволена по достижении предельного возраста. Стаж службы в органах УИС на момент увольнения составил ДД.ММ.ГГГГ, в льготном исчислении – ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела и пояснений истца следует, что она с ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирована и проживает в жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв. м по адресу <адрес>. Указанное жилое помещение предоставлено по договору социального найма. Вместе с истцом в жилом помещении зарегистрированы ее супруг и четверо детей.
Жилых помещений на праве собственности истец и члены ее семьи не имеют, с ДД.ММ.ГГГГ. К. И.А. состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий по общей очереди.
ДД.ММ.ГГГГг. истец обратилась в <адрес> с заявлением о передаче сведений о ней как о лице, имеющей право на получение ЕДВ как сотрудник УФСИН России по РБ в рамках федеральной программы «Жилище» в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ. Однако, учетное дело К. И.А. было возвращено ввиду того, что истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, а не в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ.
Между тем, суд не может согласиться с доводами ответчиков об отсутствии у истца права на включение ее в сводный список лиц, имеющих право на получение ЕДВ в рамках ФЦП «Жилище», по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ годы, включающая в себя подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N № установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ годы" является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ДД.ММ.ГГГГ
Согласно разделу II указанной Подпрограммы гражданами - участниками Подпрограммы являются, в том числе граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в Подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно п. 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам Подпрограммы, указанным в "а" и "б" пункта 5 Правил, - осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с п. 19 Правил для участия в Подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
Согласно Приложения N 9 к подпрограмме 1 "Развитие жилищного строительства в <адрес>" Государственной программы Республики Бурятия "Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия" (Порядок предоставления единовременных социальных выплат на приобретение или строительство жилья гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам), утвержденной постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, единовременные социальные выплаты на приобретение или строительство жилья предоставляются гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет <данные изъяты> лет и более, и совместно проживающим с ними членам их семей, принятым органами местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - Минстрой РБ) ежегодно, до 1 февраля, формирует единый сводный список по <адрес> граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (далее - список) на основании официальных списков, представленных администрациями муниципальных образований, которые несут ответственность за обоснованность постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и достоверность указанных в списках сведений.
Списки формируются в хронологической последовательности по дате постановки граждан на учет. Граждане, поставленные на учет в один день, заносятся в списки в алфавитном порядке.
В списки включаются граждане, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, на основании официальных сведений, представленных в Министерство после утверждения списков администрациями муниципальных образований, которые несут ответственность за достоверность указанных сведений.
Из списков исключаются граждане:
- выбывшие на постоянное место жительства за пределы республики;
- умершие;
- обеспеченные площадью жилого помещения на одного члена семьи более установленной нормы предоставления жилых помещений;
- снятые с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления.
Для получения единовременной социальной выплаты граждане, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, подают в администрацию муниципального образования по месту проживания заявление, оформленное согласно приложению N 1 к Порядку, с приложением подтверждающих право на участие в государственной программе документов.
На основании представленных администрацией муниципального образования документов Министерство принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении гражданам социальной выплаты на улучшение жилищных условий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации по предоставлению жилых помещений гражданам, о чем уведомляет гражданина в трехдневный срок со дня принятия решения.
Таким образом, анализ законодательства, регулирующего спорные правоотношения, позволяет сделать вывод, что необходимым условием реализации указанного права на обеспечение жилым помещением в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ" годы является нуждаемость в улучшении жилищных условий, основания увольнения сотрудника органов уголовно-исполнительной системы при выслуге службы свыше 10 лет, а также время постановки в очереди на улучшение жилищных условий в органах местного самоуправления.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истец соответствует всем вышеперечисленным требованиям для участия в государственной программе "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ" годы, так как она уволена по достижению предельного возраста пребывания на службе, нуждается в жилом помещении, имеет необходимую выслугу лет, до ДД.ММ.ГГГГ состояла в органе местного самоуправления в очереди на получение жилья, обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о направлении сведений в Министерство строительства и модернизации РБ для включения ее в список для участия в Подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленные федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что К. И.А. имеет право на обеспечение жилым помещением в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета и включение в состав участников вышеуказанной Подпрограммы.
В период службы истец не была обеспечена жильем, безвозмездную финансовую помощь на приобретение жилья не получала, в собственности жилое помещение не имеет и принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту жительства.
При таких обстоятельствах, поскольку К. И.А. в установленном законом порядке признана администрацией <адрес> нуждающейся в улучшении жилищных условий, при соответствии требованиям федерального законодательства и законодательства Республики Бурятия, истец должна быть признана участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Доводы ответчиков об отсутствии у истца права на получение ЕДВ для приобретения жилья за счет федеральных средств, в частности о том, что для участия в ФЦП «Жилище» истец должна быть поставлена на учет по месту прохождения службы, а также о том, что истец до ДД.ММ.ГГГГ. кроме общей очереди дополнительно должна была быть поставлена на учет по льготной категории граждан, основаны на неверном толковании норм законодательства.
Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №-П ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, а именно статьям 19 (части 1 и 2), 40 и 55 (части 2 и 3), в той мере, в какой ее положения по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, лишают права на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения граждан, которые в период прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ и уволены со службы после ДД.ММ.ГГГГ по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с вышеуказанным Постановлением КС РФ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ. №360-ФЗ в ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и в ст. 2 ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" внесены изменения, согласно которым право выбора способа обеспечения жилыми помещениями имеют право военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов независимо от даты увольнения с военной службы. При этом требований о том, что военнослужащий или сотрудник правоохранительных органов до ДД.ММ.ГГГГ. должен дополнительно состоять кроме общей очереди и в льготной, закон не содержит.
При таких обстоятельствах, отказ Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ в предоставлении истцу единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является необоснованным.
Поскольку в соответствии с требованиями закона ЕДВ предоставляется лицам, состоящим в сводном списке, формируемым Администрацией <адрес>, при установлении обстоятельства, являющихся основанием для включения истца в данный сводный список лиц на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, суд полагает возможным возложить на Администрацию <адрес> обязанность включить К. И.А. в соответствующий список для рассмотрения вопроса о предоставления ей ЕДВ в рамках ФЦП «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы с даты ее обращения – ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Курпиль И. А. к Администрации <адрес>, Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ о признании права на участие в ФЦП «Жилище» и получение ЕДВ для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета удовлетворить.Признать за Курпиль И. А. право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N № "О внесении изменений в федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Обязать Администрацию <адрес> поставить Курпиль И. А. на учет для получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет федерального бюджета в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ" годы с даты обращения – ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: Н.А. Кузубова