Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17.10.2014г. Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Косенко Ю.В.
при секретаре Аскеровой С.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 4779/14 по иску прокурора гор. Самары в интересах Гринденко Э. А. к администрации г.о. Самара о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор гор. Самары в интересах Гринденко Э.А. обратился в суд с иском к администрации г.о. Самара о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, указав, что Гринденко Э.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 19.05.2014г. Гринденко Э.А. обратился с заявлением в Департамент управления имуществом г.о. Самара о включении его в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по г.о. Самара. Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 11.07.2014г. ему было отказано в этом в связи с подачей заявления после достижения предельного возраста, установленного для обращения с указанным заявлением. Считает данный отказ нарушающим права Гринденко Э.А. на обеспечение последнего жильем в соответствии с законодательством РФ, который какого- либо жилья в собственности не имеет, не обеспечен жилым помещением, поскольку зарегистрирован в не приватизированной квартире по адресу: гор. <адрес> где на 1 человека приходится 7, 17 кв.м.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать право Гринденко Э.А. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда, предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений как лицо, оставшееся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, обязать администрацию г.о. Самара включить Гринденко Э.А. в список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений по г.о. Самара с даты подачи заявления с 19.05.2014г.
В судебном заседании представитель истца Валюткина С.Ш., действующая на основании доверенности, поддержала требования, просила признать право Гринденко Э.А. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда, предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений как лицо, оставшееся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте с 19.05.2014г., обязать администрацию г.о. Самара включить Гринденко Э.А. в список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений по г.о. Самара по изложенным выше основаниям.
Гринденко Э.А. в судебном заседании поддержал требования прокурора г. Самары, при этом пояснил, что неоднократно на протяжении длительного периода времени, в том числе в период, установленный законом, обращался в различные органы местного самоуправления с заявлениями о постановке его на учет, однако данное заявление не принимали, ссылались на отсутствие всех необходимых для этого документов, отсутствие права в связи с наличием регистрации в квартире по
Ташкентскому переулку, 44- 7. Вместе с тем, в указанной квартире имеет регистрацию 8 человек, общая площадь квартиры составляет 57, 40 кв. м., то есть из расчета на 1 зарегистрированного 7, 17 кв.м., что составляет менее учетной нормы. Кроме того, проживание в указанной квартире не возможно, поскольку иные зарегистрированные в данной квартире лица ведут асоциальный образ жизни, злоупотребляют спиртными напитками, применяли физическое насилие к нему, издевались, в связи с этим, он с 2007г. в данной квартире не проживает. Постоянного места жительства он до настоящего времени не имеет, был вынужден проживать на чердаках, на улице, у знакомых, в настоящее время в связи с его трудоустройством в ИК- 6 в связи с отсутствием у него жилья ему временно разрешено проживать в не отапливаемом вагончике, не имеющего статус служебного жилья и не предназначенного для постоянного проживания. Поскольку он не имел возможность быть поставленным на учет по независящим от него обстоятельствам, считает, что он обладает правом встать на спорный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель администрации г.о. Самара Кушнарева О.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, при этом пояснила, что право на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда Гринденко Э.А. утрачено, поскольку он обратился с заявлением о принятии его на учет и включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей после достижении 23 летнего возраста. В связи с этим, просит в удовлетворении требований истца отказать.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил, извещался надлежащим образом.
Представитель 3 – его лица Департамента отдела опеки и попечительства администрации г.о. Самара Журавлева А.О., действующая на основании доверенности, разрешение требований оставила на усмотрение суда, при этом пояснила, что что доказательств, подтверждающих факт разъяснения Гринденко Э.А. права обратиться в соответствующий орган с заявлением постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда, предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений как лицу, оставшемуся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте в отделе опеки и попечительства не имеется.
Выслушав мнения участников процесса, изучив материалы дела, суд считает требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статейКонституцииРоссийской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральныхзаконови иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что права детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством.
Согласно ч. 1 ст. 8 указанного федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно п.3 ст. 8 указанного ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с п. 9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п.1.4 и 1.2 порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением правительства Самарской области о 29.10.2008г. №421 учет, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан(уполномоченным органом). Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для предоставления им жилых помещений по договорам социального
найма осуществляется уполномоченным органом по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства).
Из п. 2.4 указанного порядка следует, что на органы местного самоуправления была возложена обязанность информировать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей об условиях их обеспечения жилыми помещениями.
Из материалов дела следует, что Гринденко Э.А. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его мать Гринденко С.Н. умерла 21.01.1997г., отец Гринденко А.С. лишен родительских прав решением Кировского районного суда <адрес> от 29.05.1997г., впоследствии 18.06.2002г. умер.
Постановлением от 12.02.1997г. № 200 администрации <адрес> Гринденко А.С. определен в детский дом, за ним была закреплена площадь по адресу: <адрес>.
В период с 25.08.1997г. по 31.08.2006г. Гринденко А.С. воспитывался в школе – интернате № для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В последующем поступил учиться в аэрокосмический лицей, который закончил в 2008г.
19.05.2014г. Гринденко А.С. обратился в администрацию г.о. Самара с заявлением о включении его в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по г.о. Самара.
Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 11.07.2014г. № 2885 Гринденко А.С. было отказано во включении в данный список в связи с подачей заявления после достижения предельного возраста установленного для обращения о постановке на учет.
Судом установлено, что Гринденко А.С. какого – либо жилья в собственности не имеет, зарегистрирован в квартире, в которой регистрацию имеет 8 человек и на каждого приходится по 7, 17 кв.м., что менее учетной нормы, предусмотренной законодательством. Кроме того, членом семьи нанимателя квартиры, в которой имеет регистрацию, не является. Гринденко А.С. неоднократно обращался с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда, предоставляемом по договору найма как лицо, оставшееся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, однако не имел возможности зарегистрировать данное заявление и встать на учет, по независящим от него обстоятельствам.
Данные обстоятельства подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справкой ГУП СО « ЕИРРЦ» о зарегистрированных лицах, из которой следует, что нанимателем квартиры, расположенной по Ташкентскому переулку является Гершпина М.С., жилая площадь квартиры составляет 38, 97 кв.м., общая 57, 40 кв.м., в данной квартире зарегистрировано 8 человек. Кроме того, свидетели Силкин О.В. и Гринденко В.А. в судебном заседании пояснили, что они вместе с Гринденко Э.А. находились в интернате и детском доме, последний неоднократно обращался в различные органы, в том числе в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о постановке на указанный выше учет, однако данные заявления не принимались, им указывали на то, что у Гринденко Э.А. отсутствуют необходимые документы, а также квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины, которую Гринденко Э.А. не имел возможности оплатить в связи с отсутствием у него денежных средств. Кроме того, представитель Департамента отдела опеки и попечительства в судебном заседании пояснила об отсутствии доказательств, подтверждающих факт разъяснения Гринденко Э.А. права на обращение с указанным выше заявлением.
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также то, что Гринденко Э.А. неоднократно на протяжении длительного периода времени до достижения возраста 23 лет обращался в соответствующие органы с заявлением о постановке на учет, и учитывая, что на момент обращений Гринденко Э.А. фактически обладал правом быть поставленным на данный учет, однако не мог его реализовать по причинам от него независящим, суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя администрации г.о.Самара о том, что право на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда Гринденко Э.А. утрачено, поскольку он обратился с заявлением о принятии его на учет и включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по достижении 23 летнего возраста безосновательны. Как установлено судом и указано выше, Гринденко Э.А. фактически обладал правом быть поставленным на данный учет, однако не мог его реализовать по причинам от него независящим, что подтверждается приведенными выше доказательствами. При таких обстоятельствах, суд считает, что подача Гринденко Э.А. заявления после достижения 23 летнего возраста не влечет за собой прекращения права на обеспечение жильем. Кроме того, право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется до фактического обеспечения соответствующих лиц жилыми помещениями.
Ссылки представителя администрации г.о. Самары на то, что Гринденко Э.А. имеет регистрацию в квартире по адресу: гор. <адрес> не являются основанием для отказа в удовлетворении требований истца. Как указано выше, в данной квартире имеет регистрацию восемь человек, жилая площадь указанной квартиры составляет 38, 97 кв.м., общая 57, 40 кв.м, на каждого зарегистрированного приходится 7, 17 кв.м., что составляет менее учетной нормы, предусмотренной законом. Кроме того, Гринденко Э.А. не является членом семьи нанимателя данной квартиры, не проживает в указанной квартире с 2007г. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Гринденко Э.А. не является обеспеченным жилым помещением. Поскольку Гринденко Э.А. какого-либо жилья в собственности не имеет, суд считает, что последний объективно относится к категории нуждающихся. Поскольку Гринденко Э.А. неоднократно обращался с заявлением о постановке его на спорный учет, однако не имел возможности зарегистрировать данное заявление и встать на учет, по независящим от него обстоятельствам, суд считает, что законные права Гринденко Э.А., связанные с постановкой на учет на улучшение жилищных условий по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилых помещений, должны быть восстановлены независимо от того, что его возраст старше 23 лет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора гор. Самары удовлетворить.
Признать право Гринденко Э. А. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда, предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений как лицо, оставшееся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте с 19.05.2014г.
Обязать администрацию г.о. Самара включить Гринденко Э. А. в список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений по г.о. Самара
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца.
Решение в окончательной форме изготовлено 17.10.2014г.
Судья Ю.В. Косенко