Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-206/2021 ~ М-135/2021 от 17.08.2021

№ 3а-206/2021

70OS0000-01-2021-000144-59

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 сентября 2021 года Томский областной суд в составе

председательствующего судьи Кулинченко Ю.В.

при секретаре Крючковой А.Е.,

помощнике судьи К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №3а-206/2021 по административному иску Садкова Дмитрия Витальевича к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере равной его рыночной стоимости,

установил:

Садков Д.В. в лице представителя Осипова А.В. обратился в Томский областной суд с административным иском к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенное наименование - Управление Росреестра) по Томской области, в котором просит установить по состоянию на 1 января 2019 г. кадастровую стоимость в отношении нежилого помещения площадью /__/ кв.м., расположенного по адресу: /__/, кадастровый номер /__/, равной его рыночной стоимости в размере 3361 000 руб.; нежилого помещения площадью /__/ кв.м., расположенного по адресу: /__/, кадастровый номер /__/, равной его рыночной стоимости в размере 7051 000 руб.

В обоснование заявленного требования указано, что административному истцу принадлежат на праве собственности данные нежилые помещение, кадастровая стоимость которых, установленная по состоянию на 1 января 2019 г. (7703851,22 руб. и 18463257,28 руб. соответственно), значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.

Определением судьи Томского областного суда от 17 августа 2021 г. (л.д. 1) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное образование «Городской округ ЗАТО Северск Томской области» в лице Администрации ЗАТО Северск.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца, представителей Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, Управления Росреестра по Томской области, областного государственного бюджетного учреждения «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (сокращенное наименование – ОГБУ «ТОЦИК»), муниципального образования «Городской округ ЗАТО Северск Томской области» в лице Администрации ЗАТО Северск, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В письменных отзывах на административный иск представители Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, Управления Росреестра по Томской области, ОГБУ «ТОЦИК» оставили решение по административному делу на усмотрение суда, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Административному истцу с 28 ноября 2006 г. принадлежит нежилое помещение площадью /__/ кв.м., расположенное по адресу: /__/, кадастровый номер /__/, а с 3 октября 2005 г. – нежилое помещение площадью /__/ кв.м., расположенное по адресу: /__/, кадастровый номер /__/.

Приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019г. №41 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области» установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости:с кадастровым номером /__/ в размере 7703851,22 руб. (пункт 34981 приложения к приказу), с кадастровым номером /__/ в размере 18463257,28 руб. (пункт 84980 приложения к приказу).

Сведения о кадастровой стоимости спорного объектов недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2020г. и 26 января 2002 г. соответственно.

В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в числе прочих установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого Кодекса, то есть в числе прочих - расположенное в пределах муниципального образования здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно абзацам 1, 3 пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

В соответствии с приведенной нормой Законом Томской области от 13 ноября 2018 г. № 125-ОЗ установлена единая дата начала применения на территории Томской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2020 г.

В соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 г.
№ 374-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 23 ноября 2020 г. №374-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2021г. (статья 9 этого Закона) и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2021г.

При таких обстоятельствах требование административного истца об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. согласуется с приведенными выше положениями статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в силу которых федеральный законодатель при введении государственной кадастровой оценки недвижимого имущества не исключил установление кадастровой стоимости этого имущества в размере его рыночной стоимости.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.

Административным истцом в подтверждение заявленных требований представлен подготовленный оценщиком Д. отчет №217/21 от 26 июля 2021г. (л.д. 16-54), согласно которому по состоянию на 1 января 2019г. рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, составляет 3361000 руб., а также отчет № 219/21 от 26 июля 2021 г. (л.д. 55-100), в котором рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, определена в размере 7051000 руб.

Оценивая представленные отчеты в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что при составлении данного заключения требования Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» соблюдены. Указанные заключения подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Указанные в заключениях цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объектов оценки.

Ответственность оценщика Д. застрахована в установленном порядке и размере.

Как следует из представленного заключения, оценка проводилась по состоянию на 1 января 2019 г., то есть на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость.

На основании ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заключение составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Оценщиком в соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 299 составлено точное описание объектов оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых нежилых помещений.

Оценщик произвел анализ рынка предложений нежилых помещений г.Томска и ЗАТО Северск Томской области, а также ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объектов оценки. При проведении оценки помещений экспертами использованы сравнительный и доходный подходы с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией, а также методов оценки стоимости объектов недвижимости, основанных на определении текущей стоимости ожидаемых от нее доходов, и обоснован отказ от применения затратного подхода.

Из предложений по продаже нежилых помещений экспертами выбрано три объекта-аналога с наиболее подходящими характеристиками объекту оценки. За единицу сравнения принят 1 кв.м общей площади помещений как наиболее объективный показатель.

Отчеты оценщика соответствуют подпункту «б» пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (Федеральный стандарт оценки № 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 г. №611, согласно которому при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам.

Содержащиеся в отчетах сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости. На различия между объектами оценки и объектами-аналогами оценщиком применены соответствующие корректировки, приведены расчеты, а также пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

На основании изложенного суд считает, что результат оценки основан на всестороннем изучении оценщиком объектов оценки.

После ознакомления с представленными административным истцом отчетами представители административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и заинтересованного лица ОГБУ «ТОЦИК» представили письменные отзывы, в которых указали на отсутствие у них замечаний к данным отчетам.

Оценив отчеты оценщика по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришёл к выводу о том, что данные отчеты отвечают требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, может быть установлена по состоянию на 1 января 2019 г. в размере его рыночной стоимости, определенной оценщиком, 3361000 руб., а нежилого помещения с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, - в размере 7051000 руб.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), также в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

В Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости административный истец не обращался; административное исковое заявление подано в суд 16 августа 2021г.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2019 ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ /__/ ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: /__/, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ /__/, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3361 000 ░░░.; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ /__/ ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: /__/, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ /__/, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7051 000 ░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2021 ░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

3а-206/2021 ~ М-135/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Садков Дмитрий Витальевич
Ответчики
Департамент по управлению государственной собственностью Томской области
Управление Росреестра по Томской области
Другие
ОГБУ "ТОЦИК"
ФГБУ "ФКП Росреестра"
МО "Городской округ ЗАТО Северск Томской области" в лице администрации ЗАТО Северск
Суд
Томский областной суд
Судья
Кулинченко Юрий Владимирович
Дело на сайте суда
oblsud--tms.sudrf.ru
17.08.2021Регистрация административного искового заявления
17.08.2021Передача материалов судье
17.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2021Подготовка дела (собеседование)
31.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2021Судебное заседание
21.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2021Дело оформлено
19.11.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее