К делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - судьи Петрика С.Н.,
при секретаре Хагундоковой Ф.Д.,
с участием представителя истца – адвоката ФИО5 (по доверенности, ордеру), представителя ответчика – ФИО6 (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании действий незаконными, назначении страховых выплат по случаю потери кормильца,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее также – ГУ – РО ФСС РФ по РА, Учреждение) о признании действий незаконными, назначении страховых выплат по случаю потери кормильца. В обоснование поданного иска указала, что ее сын ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в ФИО10 грузчиком. ДД.ММ.ГГГГ он умер от несчастного случая, связанного с производством. ДД.ММ.ГГГГ истец подала в ГУ – РО ФСС РФ по РА заявление о назначении ей единовременной и ежемесячной страховой выплате в связи со страховым случаем, наступившим в период работы в ФИО11 произошедшим ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1, к которому были приложены соответствующие документы. ДД.ММ.ГГГГ Учреждением дан ответ, согласно которому у истца дополнительно затребованы документы, подтверждающие родство заявителя с застрахованным, полномочия представителя на подписание заявления, а также решение суда об установлении факта нахождения на иждивении лица, погибшего в результате несчастного случая на производстве. После представления истцом дополнительных документов, ДД.ММ.ГГГГ ГУ – РО ФСС РФ по РА дан ответ, согласно которому для назначения единовременной и ежемесячной страховых выплат, необходимо предоставить решение суда об установлении факта нахождения на иждивении лица, погибшего в результате несчастного случая на производстве. Истец считала, что данный ответ не основан на законе, поскольку она относится к нетрудоспособным лицам, не состоявшим на иждивении, но имевшей ко дню смерти умершего, право на получение от умершего содержания.
ФИО3 просила суд признать действия ГУ – РО ФСС РФ по РА по отказу в назначении и выплате ей единовременной и ежемесячной страховых выплат в связи со смертью ФИО1 незаконными; обязать ГУ – РО ФСС РФ по РА назначить и выплатить ей единовременную страховую выплату в связи со смертью ФИО1 в размере 1 000 000 руб., а также назначить и производить ей ежемесячные страховые выплаты в связи со смертью ФИО1, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, пожизненно, в размере, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», с последующей индексацией в порядке, предусмотренном законодательством.
Истец ФИО3 в судебное заседание не прибыла, письменно просила рассмотреть дело в её отсутствие, с участием представителя истца. В судебном заседании представитель истца – адвокат ФИО5 поддержала заявленные требования и настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика по доверенности ФИО6 в судебном заседании просила в иске отказать полностью, указывая на то, что для назначения испрашиваемых выплат истец обязана представить в ГУ – РО ФСС РФ по РА решение суда об установлении факта нахождения на иждивении лица, погибшего в результате несчастного случая на производстве.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленные ФИО3 исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно свидетельству о рождении серия И-АЮ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются: ФИО2 и ФИО3 (актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ).
Из свидетельства о смерти серия № № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что отец ФИО1 - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ).
Как следует из материалов дела, ФИО1, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в ФИО12 Согласно приказу № л/с от ДД.ММ.ГГГГ принят в административно-хозяйственный отдел на должность грузчика, а приказом № л/с от ДД.ММ.ГГГГ он переведён грузчиком в консервный цех,
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-№ № от ДД.ММ.ГГГГ (запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ).
На основании приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с ним прекращён в связи со смертью работника, что подтверждается записями трудовой книжки серия № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно медицинскому свидетельству о смерти серии № № от ДД.ММ.ГГГГ и справке о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ, причина смерти - сочетанная тупая травма головы и грудной клетки, смерть произошла от несчастного случая, связанного с производством.
Из акта № о несчастном случае на производстве по форме №, утверждённого директором ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО1, являясь работником по найму, в должности грузчика консервного цеха, ДД.ММ.ГГГГ, устраняя образовавшийся затор в приёмном бункере, находясь вверху на площадке, упал с высоты, в результате чего умер, согласно заключению судмедэкспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № причина смерти ФИО1 - падение с высоты, сочетанная тупая травма головы и грудной клетки.
В указанной связи Бюро медико-социальной экспертизы № (Общего профиля) ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес> (Адыгея) Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ было выдано заключение № о результатах установления связи причины смерти пострадавшего с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, согласно которому смерть пострадавшего ФИО1, связана с несчастным случаем на производстве от ДД.ММ.ГГГГ, акт по форме Н-1 № от ДД.ММ.ГГГГ, основание: акт медико-социальной экспертизы гражданина № от ДД.ММ.ГГГГ в Бюро медико-социальной экспертизы № (Общего профиля).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 подала в ГУ – РО ФСС РФ по РА заявление о назначении ей единовременной и ежемесячной страховой выплате в связи со страховым случаем, наступившим в период работы в ФИО14 произошедшим ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1, к которому приложила подтверждающие документы.
ДД.ММ.ГГГГ Учреждением направлен истцу ответ, которым у ФИО3 затребованы недостающие документы, подтверждающие родство заявителя с застрахованным, полномочия представителя на подписание заявления, а также решение суда об установлении факта нахождения на иждивении лица, погибшего в результате несчастного случая на производстве.
После представления истцом дополнительных документов, ДД.ММ.ГГГГ ГУ – РО ФСС РФ по РА дан ответ, согласно которому для назначения единовременной и ежемесячной страховых выплат, ФИО3 необходимо предоставить решение суда об установлении факта нахождения на иждивении лица, погибшего в результате несчастного случая на производстве.
В силу ч. 1 ст. 55, ст. 67 ГПК РФ установление обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для дела, производится судом на основе исследования и оценки доказательств. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ) закреплено, что страховое возмещение вреда, причинённого жизни и здоровью застрахованного в результате наступления страхового случая, осуществляется, в том числе, путём выплаты страховых выплат (единовременной страховой выплаты и ежемесячных страховых выплат) застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти.
Согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ единовременные страховые выплаты и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются, в том числе, лицам, имеющим право на их получение, если результатом наступления страхового случая стала смерть застрахованного.
Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ предусмотрено, что в случае смерти застрахованного размер единовременной страховой выплаты составляет 1 000 000 руб.
На основании п. 11 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ размер ежемесячной страховой выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 2 п. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ лицам, имеющим право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного, единовременная страховая выплата и ежемесячные страховые выплаты назначаются со дня его смерти, но не ранее приобретения права на получение страховых выплат.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного лица в результате наступления страхового случая имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания. Частью 3 данной статьи предусмотрено, что страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, - пожизненно.
На основании абз. 15 п. 4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного, его доверенного лица или лица, имеющего право на получение страховых выплат, на получение обеспечения по страхованию, и представляемых страхователем (застрахованным) ряда документов (их заверенных копий) документа, подтверждающего факт нахождения на иждивении или установление права на получение содержания.
В соответствии с указанными нормами действующее законодательство предусматривает две самостоятельные категории граждан, которые вправе претендовать на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного лица, а именно:
- нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего,
- нетрудоспособные лица, не состоявшие на иждивении, но имевшие ко дню смерти умершего, право на получение от умершего содержания.
В судебном заседании установлено, что смерть сына истца наступила в результате производственной травмы, а также установлено, что погибший ФИО1 был застрахован в установленном порядке.
Анализируя данные положения закона с учетом положений ст. 87 Семейного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что истец ФИО3 после наступлении нетрудоспособности в связи с достижением пенсионного возраста в 1991 г., имела право на получение содержания от совершеннолетнего сына ФИО1, поскольку нуждалась в помощи, а также данное содержание она получал. Кроме пенсии по старости у истца иных доходов не имеется.
Таким образом, истец ФИО3 относится ко второй категории - нетрудоспособные лица, не состоявшие на иждивении, но имевшие ко дню смерти умершего, право на получение от умершего содержания.
Наличие данного права ФИО3 является объективным и не требует обязательного установления до смерти застрахованного судебным решением или письменным соглашением, поскольку обязанность по содержанию родителей совершеннолетние дети вправе исполнять добровольно.
Отказывая в назначении страховых выплат, Учреждение считало, что истцом не представлен документ, подтверждающий факт нахождения на иждивении умершего. Данный довод является ошибочным, поскольку как указано выше, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ субъектами права на обеспечение по данному виду обязательного социального страхования признаются как сами застрахованные (пункт 1 статьи 7), так и - в случае их смерти - иные указанные в данном Федеральном законе лица, в число которых включаются и нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания (абзац второй пункта 2 статьи 7).
Предоставление этим лицам права на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного лица обусловлено необходимостью поддержания стабильности их имущественного положения как лиц, получавших существенную материальную поддержку от умершего и объективно, в силу нетрудоспособности, не могущих компенсировать ее потерю за счет собственных ресурсов.
Следовательно из п. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ следует, что нетрудоспособные лица, не состоявшие на иждивении, но имевшие ко дню смерти умершего, право на получение от умершего содержания имеют право на получение страховых выплат в результате наступления страхового случая.
Таким образом, смерть лица, застрахованного от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которая является следствием выполнения им как застрахованным лицом своих трудовых обязанностей, должна рассматриваться как основание возникновения права на получение страховых выплат у нетрудоспособных лиц, не состоявших на иждивении, но имевших ко дню смерти умершего, право на получение от умершего содержания.
При этом, в силу указанного Федерального закона иждивенство нетрудоспособных предполагается и не требует доказательств.
При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае, при обращении с заявлением о назначении страховых выплат истцу, имеющему право на их получение в случае смерти застрахованного, доказательств факта нахождения на иждивении умершего (п. 4 ст. 15 Федерального закона N 125-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) представлять не требовалось, поскольку совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных нуждающихся родителей независимо от размера своего дохода.
На основании вышеуказанного, суд полагает обоснованным признать действия ГУ – РО ФСС РФ по РА по отказу в назначении и выплате ФИО3 единовременной и ежемесячной страховых выплат в связи со смертью ФИО1, незаконными, в связи с чем, ответчика следует обязать назначить и выплатить ФИО3 единовременную страховую выплату в связи со смертью ФИО1 в размере 1 000 000 руб., а также назначить и производить истцу ежемесячные страховые выплаты в связи со смертью ФИО1, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, пожизненно, в размере, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ, с последующей индексацией в порядке, предусмотренном законодательством.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО3 к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании действий незаконными, назначении страховых выплат по случаю потери кормильца, удовлетворить.
Признать действия Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> по отказу в назначении и выплате ФИО3 единовременной и ежемесячной страховых выплат в связи со смертью ФИО1, незаконными.
Обязать Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> назначить и выплатить ФИО3 единовременную страховую выплату в связи со смертью ФИО1 в размере 1 000 000 руб.
Назначить и производить ФИО3 ежемесячные страховые выплаты в связи со смертью ФИО1, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, пожизненно, в размере, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», с последующей индексацией в порядке, предусмотренном законодательством.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: подпись С.Н. Петрик
УИД №
Подлинник находится в материалах дела №
В Майкопском городском суде РА