Дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
03 декабря 2019 года <адрес>
<адрес>
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.В.
при секретаре ФИО2,
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО3,
представителей ответчика ФИО4, Волжан, Глековой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «<адрес> онкологический диспансер» о признании частично не законным приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, обязании восстановить компенсационные выплаты, взыскании судебных расходов,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности медицинской сестры для обслуживания гамма - терапевтических установок. Трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ заключен на неопределенный срок (п.2.1.). За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим договором, оплата труда производилась за фактически отработанное время - должностной оклад и с повышением оклада в связи с опасными условиями для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в размере 30% (п.5.1.), согласно Положения, утвержденного Постановлением Правительства МО от 03.07.2007г. № «Об оплате труда работников госучреждений здравоохранения МО»; как и надбавка за непрерывный стаж работы в учреждениях здравоохранения в размере 30% на основании п.4.3 Положения и Приложения № к приказу М3 МО № от 24.08.2007г.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ за № 173/1 трудовому договору № от 15.12.2014г. были сохранены выплаты компенсационного характера, предусмотренные Коллективным договором, в размере 30%.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ за № Раздел 5 «Оплата труда», а именно п.5.3.1 «Выплаты компенсационного характера» был изложен в следующей редакции: повышение оплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (по результатам СОУТ) в размере 15%.. Повышение оклада в связи с особым характером и спецификой работы (Приложение № Приказа М3 МО от 24.08.2007г. № и на основании Коллективного договора ГБУЗ МО «МООД» в размере 15%, что в сумме и составляет 30%, предоставляемых ранее.
Дополнительным соглашением от 28.06.2018г. за 173/3 было предусмотрено п.2.1.1., что истец с 01.07.2018г. работает в Отделении радиотерапии № в должности медицинской сестры процедурной, а все другие условия трудового договора, не затронутые проектом соглашения, остаются неизменными.
05.10.2018г. Комиссией по проведению специальной оценки условий труда составлен Отчет, где в сводной ведомости результатов её проведения для занимаемой ею должности установлен класс вредности 3., подкласс 3.3. и было подписано дополнительное соглашение к Трудовому договору v № от 20.05.2019г. По результатам данной проверки изменений условий труда не было зафиксировано.
Приказом ГБУЗ МО «МООД» от 08.10.2018г. № «Об утверждении результатов проведенной специальной оценки условий труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», был установлен размер повышения оплаты труда к должностному окладу 15% (Приложение№ к настоящему приказу).
В соответствии с Приказом ГБУЗ МО «МООД» от 28.06.2019г. за № «Об утверждении перечня структурных подразделений и должностей ГБУЗ МО «МООД», работа в которых дает право на повышение должностных окладов» с 01.10.2019г. размер повышения оплаты труда работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда к должностному окладу был пересмотрен и установлен в размере 4%.
С уведомлением № от 15.07.2019г. истец ознакомлена под роспись, данное Уведомление она подписала 10.09.2019г., с изменениями условий трудового договора не согласилась и 15.08.2019г. обратилась в Государственную инспекцию труда, а 26.08.2019г. - в <адрес>.
С уведомлением № от 30.09.2019г. она была ознакомлена под роспись, но отказалась от предложенных вакансий с 1 по 6 по тексту; с изложением письменного согласия на продолжение работы на прежнем месте в прежней должности. Добровольно-принудительное согласие было вынужденной мерой и обусловлено самим текстом Уведомления, а именно: в случае отказа от перевода на предложенные должности, трудовой договор № от 15.12.2014г. будет прекращен 04.10.2019г.
Истица просит суд признать частично не законным приказ ГБУЗ МО «МООД» от ДД.ММ.ГГГГ за №«Об утверждении перечня структурных подразделений и должностей ГБУЗ МО «МООД» в части п.п.2,4; обязать ответчика восстановить компенсационные выплаты (повышение оклада за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (по результатам СОУТ), утвержденных Приказом ГБУЗ МО «МООД» от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об утверждении результатов проведенной СОУТ работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» ) в размере 15%; взыскать судебные расходы 20 000 руб.
Ответчик с иском не согласен, письменные возражения приобщены к материалам дела. Ответчик указывает в отзыве, что пересматривая размер повышения оплаты труда к должностному окладу, ответчик не нарушил требования ст.147 ТК РФ. Истец не был лишен гарантий и компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда, истец подписал уведомление с формулировкой «согласна работать в прежней должности в том же отделении. ФИО1 было подписано дополнительное соглашение № к трудовой договору от ДД.ММ.ГГГГ № об изменении подпункта 5.3.1 пункта 5.3.. Раздела 5 «Оплата труда» трудового договора, согласно которому «Повышение оклада за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (по результатам СОУТ) составляет не мене 4% должностного оклада в соответствии со ст.147 ТК РФ. Подписание истцом названного дополнительного соглашения к трудовому договору свидетельствует о его добровольном согласии с изменениями условий оплаты труда, следователь, и с приказом ГБУЗ МО «МООД» от ДД.ММ.ГГГГ №. Истец выразил согласие продолжать работу на новых условиях, о чем свидетельствует факт заключения с ним дополнительного соглашения к трудовому договору. Подтверждение принудительного подписания дополнительного соглашения истец в материалы дела не представил (л.д.61-67).
Третьи лица о слушании дела извещались, в судебное заседание не явились.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).
Так, в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, класс 4), устанавливается в повышенном размере.
Трудовым кодексом непосредственно установлен минимальный размер повышенной оплаты труда - 4 процента тарифной ставки (оклада), при этом максимальный предел указанной компенсации Трудовым кодексом не установлен.
Вместе с тем в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса работодатель в зависимости от своего финансово-экономического положения может предоставлять конкретным работникам повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда.
Кроме того, в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (статья 41 Трудового кодекса).
В силу положений ст.ст.21,22 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, установленных Трудовым кодексом, иными федеральными законами. Работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, установленных Трудовым кодексом, иными федеральными законами.
Частью 1 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, когда определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ. Данное условие направлено на обеспечение баланса прав и законных интересов сторон трудового договора, имеет целью обеспечить работнику возможность продолжить работу у того же работодателя либо предоставить работнику время, достаточное для принятия решения об увольнении и поиска новой работы.
Из материалов дела установлено, что ФИО1 была принята на работу с ДД.ММ.ГГГГ медицинской сестрой для обслуживания гамма-терапевтических установок в радиологическое отделение №, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного на неопределенный срок.
Согласно п.5.1. трудового договора за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим договором, оплата труда работнику производится за фактически отработанное время и устанавливается из расчета:
- должностной оклад 12 228 руб.;
- повышение оклада в связи с опасными условиями для здоровья и особо тяжелыми условиями труда 30% на основании «Перечня структурных подразделений и должностей ГБУЗ МО «МООД», работа в которых даёт право на повышение должностных окладов (тарифных ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда» согласно Приложению № к приказу МЗ МО № от 24.08.20017;
- надбавка за непрерывный стаж работы в учреждениях здравоохранения в размере 30% на основании п.4.3 Положения и Приложения № к приказу М3 МО № от 24.08.2007г. (л.д.41-42).
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ за № к трудовому договору № от 15.12.2014г. в связи с переименованием должности «медсестра для обслуживания гамма-терапевтических установок» в должность «медицинская сестра процедурной» радиологического отделения № п.5.-5.3. установлена заработная плата:
- должностной оклад 13 765 руб.;
- повышение оклада в связи с особым характером работы и спецификой труда 30%;
- надбавка за непрерывный стаж работы в учреждениях здравоохранения 30% (л.д.39-40).
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ за № в связи с переходом на эффективный контракт и в целях приведения его в соответствие с Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ № н, раздел
5 «Оплата труда» изложен в следующей редакции:
- повышение оклада за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (по результатам СОУТ) в размере 15%;
- повышение оклада в связи с особым характером и спецификой работы в размере 15% (л.д.36-38).
Дополнительным соглашением от 28.06.2018г. за 173/3 было предусмотрено п.2.1.1., что истец с 01.07.2018г. работает в Отделении радиотерапии № в должности медицинской сестры процедурной, а все другие условия трудового договора, не затронутые проектом соглашения, остаются неизменными (л.д.34).
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ раздел 2 «Условия трудового договора» трудовой договор с работником дополнен пунктом 2.7. следующего содержания: «2.2.Условия труда на рабочем месте: вредные: 3-й класс, подкласс 3.3. (вредные условия труда 3-й степени)».
С целью введения для лиц, осуществляющих трудовую деятельность во вредных и (или) опасных условиях, дополнительных гарантий, призванных компенсировать негативное воздействие на их здоровье обусловленных этими условиями факторов, законодатель в Трудовом кодексе Российской Федерации для указанных лиц предусмотрел комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе сокращенную продолжительность рабочего времени (часть первая статьи 92), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (статья 117) и повышенную оплату труда (часть первая статьи 146 и статья 147), а также закрепил порядок их реализации (часть вторая статьи 117, части вторая и третья статьи 147, часть вторая статьи 219), предполагающий в том числе принятие Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов.
Начисление заработной работникам государственных учреждений здравоохранения <адрес> осуществляется в соответствии с "Положением об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения <адрес>", утвержденным постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N 483/23.
Согласно п.3.4. Положения должностные оклады (тарифные ставки) повышаются в размере:
- от 4 до 24 процентов работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по результатам специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
В 2018 году ответчиком была проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах (далее - СОУТ) специализированной организацией ООО «СЕРКОНС», в рамках исполнения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (л.д.12-15; 20-26).
В соответствии с приказом ГБУЗ МО «МООД» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении ПЕРЕЧНЕЙ структурных подразделений и должностей государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «<адрес> онкологический диспансер», работа в которых дает право на повышение должностных окладов» с ДД.ММ.ГГГГ размер повышения оплаты труда работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда к должностному окладу был пересмотрен и установлен в размере 4-х процентов (л.д.27-33).
Как следует из объяснений ответчика, издание приказа связано с финансовым положением учреждения. В обоснование данного довода представлены государственное задание, согласно которому из средств бюджета финансируются только паллиативная медицинская помощь, заготовка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, патологическая анатомия. В остальном, ГБУЗ МО «МООД» финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования на 90%. 10% составляют средства бюджета <адрес> и средства от приносящей доход деятельности.
Согласно ч.1.2 ст.372 ТК РФ работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
Ответчиком было поло получено ДД.ММ.ГГГГ письменное мотивированное мнение первичной профсоюзной организации ГБУЗ МО «МООД», что представленный приказ № правомерен.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик уведомил истца об изменении существенных условий договора, а именно, о том, что с ДД.ММ.ГГГГ доплата к должностному окладу на работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам проведенной оценки условий труда на рабочем месте будет установлена в размере 4%. В этом же уведомлении работнику сообщалось, что в случае его несогласия продолжить работу в новых условиях ему будет предложена иная работа, соответствующая его квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии такой работы - нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа, которую работник мог бы выполнять с учетом состояния здоровья (при наличии такой работы).
При отсутствии указанной работы, а также в случае отказа от предложенной работы трудовой договор с работником будет прекращен в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с отказом от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора), с сохранением гарантий и компенсационных выплат, связанных с расторжением трудового договора (л.д.18).
Лист ознакомления с названным уведомлением работников отделения радиотерапии № истец подписать отказался, о чем ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт (л.д.87).
Лист ознакомления с названным уведомлением был подписан истцом с формулировкой «не согласна» ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).
В связи с отказом истца от продолжения работы в новых условиях, в соответствии с требованиями статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № проинформировал истца о наличии вакантных должностей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на которые возможен его перевод с его согласия.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № работодатель проинформировал истца о наличии вакантных должностей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на которые возможен его перевод с его согласия и указал, что в случае его отказа от перевода на предложенные должности, трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ № будет прекращен ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора), с сохранением гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством.
Данное уведомление было подписано истцом ДД.ММ.ГГГГ с формулировкой «согласна работать в прежней должности в том же отделении (л.д.16-17).
Истец утверждает, что подписал уведомление под давлением. По ходатайству истца допрошен свидетель ФИО5 Свидетель показал, что сотрудники отдела кадров пришли на рабочее место с уведомлением и ждали подписи истца 20 минут. Угроз не было, они сказали, вы подпишите уведомление, а потом судитесь.
Трудовой кодекс Российской Федерации не предполагает существования подзаконного нормативного правового акта, закрепляющего дифференциацию льгот в зависимости от класса условий труд. Эти вопросы отнесены к компетенции сторон социального партнерства сторон трудового договора (ч.2 ст.92, ч.З ст.117, ч.З ст.147 ТК РФ).
Действующее трудовое законодательство исходит из договорного и локального регулирования доплат за работу с такими условиями труда. Поэтому установление с учетом финансово-экономического положения работодателя доплаты 4% к окладу не противоречит действующему законодательству, дополнительному соглашению к трудовому договору и не ухудшает условия труда истца, установленные ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения требований ФИО1 не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 193-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ФИО1 в иске к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «<адрес> онкологический диспансер» о признании частично не законным приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, обязании восстановить компенсационные выплаты, взыскании судебных расходов.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Захарова Е.В.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Захарова Е.В.
Дата выдачи: 17.12.2019
УИД 50RS0№-82
Решение не вступило в законную силу
Подлинник решения находится в гражданском деле №
В производстве Балашихинского городского суда
Судья:
Секретарь: