Дело ***
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
*** года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Афанасьева Д.Н.,
при секретаре ФИО1,
с участием представителя ответчика Благовещенской таможни - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ФИО10 об обязании вернуть товар,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с настоящим иском к ответчику, в котором просил обязать ФИО10 вернуть ему вещи, находящиеся в его собственности, согласно документу о приобретении товаров в КНР, а именно усилитель-пульт, 1 штука, стоимостью 700 юаней; микрофон SHURE 88 LX, 2 штуки, стоимостью 400 юаней; электрогитара, 1 штука, стоимостью 500 юаней; светодиоидный лампа-прожектор, 2 штуки, стоимостью 200 юаней; возместить материальный вред, связанный с хранением товара на складе ФИО12 возместить моральный вред в размере 50000 рублей.
Решением Благовещенского городского суда от *** года исковые требования ФИО3 удовлетворены в части, постановлено обязать ФИО10 возвратить ФИО3 путем выпуска для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации товары: светодиодный прожектор 2 штуки, гитара 1 штука. В удовлетворении требований об обязании ФИО10 возвратить микшерный пульт с микрофоном 2 штуки, возмещении материального и морального вреда ФИО3 отказано.
Судебной коллегией Амурского областного суда решение Благовещенского городского суда от *** года по данному гражданскому делу было отменено в кассационном порядке в части возложения обязанности на ФИО10 возвратить ФИО3 путем выпуска для свободного обращения на таможенную территорию РФ товары: светодиодный прожектор - 2 штуки, гитара - 1 штука, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В обоснование требований истец указал, что *** года им был приобретен в ..., КНР и ввезен через ФИО10 пост товар, в том числе электрогитара в количестве 1 штука, стоимостью 500 юаней и светодиодная лампа-прожектор в количестве 2 штук, стоимостью 200 юаней. Выезжал он в ..., КНР вместе со своим знакомым ФИО5, который также как и он являются участником молодежного некоммерческого музыкального коллектива. Данный товар им был приобретен для личных целей, для занятий музыкальным творчеством. Факт приобретения товара подтверждается чеком *** с его переводом, сделанным в Амурской общественной организации ФИО14 Амурское региональное Бюро переводов переводчиком ФИО13. Товар приобретен в розницу, на законных основаниях. При прохождении таможенного контроля он предъявил таможенную декларацию. Во время оформления документов, к инспектору, проводившему оформление документов ФИО9, подошла инспектор ФИО4, которая без его разрешения сфотографировала товар, не уведомив его о целях. Данное действие, по его мнению, нарушает его личную неприкосновенность. В дальнейшем, инспектор ФИО4 посоветовала инспектору ФИО9 поместить товар на склад в связи с отсутствием у него разрешительных документов на ввоз высокочастотных устройств. Его доводы о том, что диапазон частот работы данных устройств написан на упаковке и в техническом паспорте и соответствуют допустимому диапазону частот данных устройств на территории РФ во внимание не принимались. С него требовали дополнительные документы, не уточняя, какие именно. Сам инспектор мотивировал свои требования тем, что не разбирается в технической документации и не доверяет заявленным изготовителем техническим характеристикам. Одновременно с этим ему было предложено подтвердить знакомство с незнакомым ему человеком, который, как он понял из разговора, перевозил похожий товар. Его обвинили во ввозе коммерческой партии товара. Инспектор оформил ввозимый им товар на СВХ без его согласия, с указаниями в сопроводительных документах «до предоставления разрешительных документов на ввоз высокочастотных устройств по просьбе физического лица», оправдав свои действия, поскольку товар может быть помещен на склад временного хранения только по просьбе указанных лиц, если немедленное таможенное оформление товара и уплата таможенных пошлин, налогов не представляется возможной по причинам, не зависящим от таможенных органов. Однако он не просил помещать товар на СВХ. Также действия по помещению товара на СВХ прямо противоречит п. 4 ст. 367 ТК РФ, согласно которой запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не препятствуют выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено ТК РФ. Это влечет за собой материальные потери со стороны истца. Он неоднократно обращался на Благовещенский пассажирский таможенный пост с просьбой выдать вещи, но постоянно получал отказ и требования со стороны таможенных инспекторов о предоставлении каких-то новых документов. Учитывая изложенное, просит обязать ФИО10 вернуть ему электрогитару в количестве 1 штука, стоимостью 500 юаней и светодиодные лампы-прожектора в количеств 2 штук, стоимостью 200 юаней.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал относительно удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что *** года одновременно, во время таможенного контроля должностными лицами Благовещенского таможенного поста (ОСТП) было установлено, что граждане ФИО3, ФИО5 и ФИО6, прибывшие в место таможенного оформления практически одновременно, на разные стойки, к нескольким таможенным инспекторам, представили для таможенного оформления аналогичные товары: беспроводные микрофоны, микшерные пульты, колонки акустические, стойки микрофонные, осветительные приборы, гитары. Товары лицами были заявлены для личного пользования, однако во время таможенного оформления указанные лица имели визуальные контакты и контакты по мобильным телефонам с гражданином РФ ФИО8, находившимся в зале ожидания пассажирского пункта пропуска, встречавшим этих граждан, который привлекался судом в данном деле в качестве свидетеля, который в момент прохождения ими таможенного контроля активно консультировал указанных граждан, призывал к отказу от выполнения требований таможенных инспекторов о представлении разрешительных документов, о помещении товаров на временное хранение, а также при помещении на СВХ в словесной форме пытался оказывать давление на таможенных инспекторов. По мнению должностных лиц, данный гражданин являлся организатором данного группового перемещения товаров, не предназначенных для личного пользования лиц их ввозивших, и имел в таком перемещении некую личную заинтересованность. Это подтверждается тем, что данный гражданин неоднократно декларировал в ОСТП Благовещенского таможенного поста товары указанных групп (о чем имеются соответствующие документы), и занимался реализацией ввезенных товаров на территории РФ. Таким образом, у должностного лица, проводившего таможенное оформление товаров ввозимых ФИО3, имелись основания полагать, что ввозимые заявителем товары не предназначены для личного пользования. Во время таможенного оформления товаров, ФИО3 ввозимые им товары были заявлены как предназначенные для личного пользования, в частности предназначенные для занятия музыкальным творчеством в составе некоммерческого музыкального коллектива, который, как следует из письменных пояснений лица, отобранных при проведении таможенного контроля, осуществляет свою деятельность по адресу: г.Благовещенск, .... При этом ФИО3 должностному лицу таможенного органа не представлены подтверждающие документы, а представленные впоследствии документы, подтверждают предоставление помещения музыкальному коллективу, где участвует ФИО3, для репетиций ФГУ ФИО15 расположенным по иному адресу. Данные обстоятельства ставят под сомнение достоверность информации, предоставленной ФИО3 Просит отказать в удовлетворении требований.
В судебное заседание не явились истец, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований ФИО9, привлеченный к участию в деле определением суда от *** года, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, об уважительности причин своей неявки суду не сообщили, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявляли. С учетом мнения представителя ответчика, настаивавшего на разрешении дела по существу, настоящее гражданское дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ при данной явке.
Выслушав доводы представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 12, 156 Таможенного Кодекса РФ все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и международными договорами РФ. Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных настоящим подразделом, и соблюдать этот таможенный режим.
Таможенным режимом, в силу понятия данным в п/п.22 п. 1 ст. 11 ТК РФ признается таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.
Как следует, из материалов дела, *** года ФИО3, возвращаясь из КНР, перемещал через таможенную границу Российской Федерации в составе ввозимого товара электрогитару (1 штука), стоимостью 500 юаней; светодиоидный лампа-прожектор (2 штуки), стоимостью 200 юаней. Поскольку часть перевозимых истцом товаров относится к категории радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств), на которые у истца не оказалось разрешительных документов, главным государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур ФИО10 поста ФИО10 ФИО9 данные товары были помещены на склад временного хранения, где находятся до настоящего времени.
Истец не согласен с указанным решением должностного лица ФИО10, утверждая в иске, что перевозимые им товары ввозились для личных целей.
Таможенным законодательством в отношении товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц установлена специальная таможенная процедура, предусматривающая ряд условий, при соблюдении которых товар, перемещаемый физическим лицом, освобождается от уплаты таможенных пошлин, налогов, применении единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимании таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и устанавливается упрощенный порядок таможенного оформления (ст. 281 ТК РФ).
Физические лица могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары (за исключением транспортных средств) без уплаты таможенных пошлин, налогов, общая стоимость которых не превышает 65000 рублей и общий вес которых не превышает 35 килограммов, согласно ст. 282 ТК РФ, п. 4 «Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования», утвержденного Постановлением Правительства России *** от *** года.
В силу п. 3 ст. 131 ТК РФ декларант, претендующий на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.
Как указано в ч. 2 ст.281 ТК РФ, п.3 названного Положения предназначение товаров определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу.
В соответствии с п.2.1-2.4 Приказа ГТК РФ от *** *** «Об утверждении правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу РФ», зарегистрированного в Минюсте РФ ***г. *** предназначение товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, устанавливается должностным лицом таможенного органа в соответствии с общепринятыми международными нормами и практикой, исходя из характера, количества и частоты перемещения товаров, с учетом всех обстоятельств поездки физического лица и при отсутствии оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления физическим лицом и членами его семьи. Для целей применения настоящих Правил, товары рассматриваются как не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, если такие товары ввозятся (вывозятся) исключительно для пользования или потребления лицом, перемещающим товары, и членами его семьи и использование товаров не связано с извлечением дохода в любой форме. При установлении предназначения товаров должностным лицом таможенного органа могут приниматься во внимание следующие факторы: а) характер товаров: учитываются потребительские свойства товаров, традиционная практика их применения и использования. Ввоз (вывоз) товаров, обычно не используемых в быту, дает основание предполагать, что такие товары ввозятся (вывозятся) для коммерческих целей, если лицо, перемещающее товары, не докажет обратное; б) количество товаров. Однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п.) в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, ввозятся (вывозятся) с коммерческими целями; в) частота перемещения товаров. Периодический ввоз (вывоз) одним и тем же лицом однородных товаров, хотя бы и в небольших количествах, может рассматриваться как то, что товары ввозятся (вывозятся) для использования в коммерческих целях, если лицо не докажет обратное; г) обстоятельства поездки: учитываются цель поездки, ее продолжительность, страна пребывания (выезда), сумма заработанной валюты и т.д.; д) отсутствие оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления физическим лицом или членами его семьи. При необходимости лицо, перемещающее товары, подтверждает то, что товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности.
Таким образом, определение предназначения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, является правом таможенных органов. Определение иного предназначения товаров, чем для личного пользования физическими лицами, производится, если имеются признаки иного предназначения (характер товаров и их количество, частота перемещения товаров через таможенную границу), если физическим лицом не будет доказано предназначение товаров для личного пользования (заявление физического лица о товарах), если имеются основания полагать, что товары перемещаются через таможенную границу в иных целях.
В пояснениях, данных ФИО3 начальнику ФИО10 от *** года, он указал, что ввозил в Россию, приобретенный им товар в КНР, в том числе электрогитару в количестве 1 штука, светодиоидный лампа-прожектор в количестве 2 штук для личных целей, для занятия музыкальным творчеством в музыкальной группе в г.Благовещенске по ....
Участие истца в творческой группе в составе трех человек, в том числе ФИО7 и ФИО5 подтверждается справкой Федерального государственного учреждения культуры и искусства «Дом офицеров Благовещенского гарнизона» от *** года.
Из заграничного паспорта ФИО3 серии *** следует, что предыдущий выезд ФИО3 с территории РФ имел место с *** года по *** года.
По мнению суда, само по себе указанная частота поездок, а так же участие истца в группе безусловно не подтверждают доводы стороны истца о ввозе товаров для личных целей, так и доводы таможенного органа о перемещении товаров в иных целях.
Как указано в п.2.1-2.4 Приказа ГТК РФ от *** ***, если у таможенного органа имеются основания полагать, что товар перемещается не в личных целях, то физическое лицо должно доказать, что товар не предназначен для коммерческой и производственной деятельности.
Из представленных ФИО10 письменных доказательств - отчетов о принятии товаров на хранение от *** года ***, ***, одновременно с ФИО3 в тот же день иные лица ФИО5, ФИО6 перемещали через таможенную границу РФ при возвращении из КНР товар, аналогичный по виду, перечню и количеству товару ФИО3 Так ФИО6 был ввезен товар: беспроводной микрофон, пульт-усилитель, колонка акустическая, мешок упаковочный. Гражданином РФ ФИО5 ввезен товар: осветительный прибор, гитара, микшер, стойка.
Согласно доводам представителя ответчика ФИО3, ФИО5 и ФИО6 при оформлении товара имели визуальный контакт и контакт по мобильным телефонам с гражданином РФ ФИО8, находившимся в зале ожидания пропускного пункта и встречающим данных лиц.
Данные обстоятельства не оспаривались в предыдущих судебных заседаниях истцом, а так же допрошенным в качестве свидетеля ФИО8
Материалами дела, в частности журналом учета и регистрации заявлений физических лиц Отдела специальных таможенных процедур *** за период с *** года подтверждается, что гражданин ФИО8 профессионально занимается ввозом музыкальных инструментов и сопровождающих устройств из КНР в Россию.
Учитывая данные обстоятельства, рассматривая ввезенный истцом перечень товаров с учетом ассортимента, характера и количества, а так же принимая во внимание наличие аналогичных товаров во ввозимом иными лицами в тот же день и в то же время товаре, непосредственное участие в сложившейся ситуации ФИО8, который неоднократно ввозил аналогичный товар в коммерческих целях, отсутствие у ФИО3 доказательств не использования ввозимого товара для коммерческой и производственной деятельности, доказательств использования товара для личных целей на момент помещения товара на СВХ, суд полагает, что у должностного лица, проводившего таможенное оформление имелись основания полагать, что ввозимый ФИО3 товар не предназначался для его личного использования.
В соответствии со ст.ст. 14, 124, 285 ТК РФ все товары, перемещаемые через таможенную границу для личного пользования, подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению в порядке, определяемом Правительством РФ в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 13 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от *** года ***, ввозимые в сопровождаемом багаже товары, на которые по причинам, не зависящим от таможенных органов, не представлены одновременно с пассажирской таможенной декларацией документы и сведения, необходимые для завершения таможенного оформления, и (или) в отношении которых не подтверждена уплата таможенных пошлин, налогов, подлежат помещению на склад временного хранения.
Учитывая, что истцом не были представлены для таможенного оформления документы, требуемые таможенным органом, оформление товаров в общем порядке с предоставлением подтверждающих документов, уплатой таможенных пошлин была невозможна по независящим от таможенных органов обстоятельств.
Исходя из вышеизложенного, с учетом норм права, регламентирующих специальную таможенную процедуру, суд не усматривается нарушений процедуры таможенного оформления в отношении товара, ввезенного ФИО3 из КНР в Россию в сопровождаемом багаже.
Учитывая, что в судебном заседании подтверждено предназначение ввезенного товара не для лица, следующего через таможенную территорию, принимая во внимание соблюдение должностным лицом таможенного органа процедуры таможенного оформления ввозимого в сопровождаемом багаже товара, а так же не представление истцом в нарушении ст. 56 ГПК РФ доказательств иного, суд, не усматривая нарушений в действиях ФИО10 по помещению ввезенного ФИО3 из КНР в Россию части товара в сопровождаемом багаже на СВХ, полагает требования об обязании ФИО10 возвратить товар: светодиодный прожектор - 2 штуки, гитара - 1 штука, не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО3 отказать в удовлетворении требований к ФИО10 об обязании возвратить товары: светодиодный прожектор - 2 шт., гитара - 1 шт.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.Н. Афанасьев