Решение по делу № 2-212/2016 от 30.05.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Тевриз                               29 июня 2016 года        

Тевризский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Рязановой И.И.,

с участием представителя истца по доверенности старшего помощника прокурора Тевризского района Лыткина А.А.,

представителя ответчика ОАО «Тевризнефтегаз» по доверенности ФИО2,

при секретаре судебного заседания Клочковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Тевризнефтегаз» о возложении обязанности получения Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об установлении размера санитарно-защитной зоны, взыскании государственной пошлины,

УСТАНОВИЛ:

Омский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском ссылаясь на то, что Омской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности ОАО «Тевризнефтегаз».

ОАО "Тевризнефтегаз" зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России № 2 по Омской области, внесено в ЕГРЮЛ 29.01.2007 за ОГРН 1075535000342 с присвоением ИНН/КПП 5536005320/553601001. Основными видами деятельности предприятия являются: добыча природного газа и газового конденсата; производство общестроительных работ и прочих строительных работ, требующих специальной квалификации; монтаж инженерного оборудования.

ОАО «Тевризнефтегаз» осуществляет хозяйственную деятельность по добыче газа и газового конденсата Тевризского газоконденсатного месторождения на территории Тевризского муниципального района Омской области. На производственной площадке Общества на расстоянии 7 км. в западном направлении от р.п. Тевриз, в 600 м. на восток от д. Полуяновка размещена установка подготовки газа.

В соответствии с решением Тевризского районного суда от 05.06.2012 по гражданскому делу № 2-205/2012, вынесенным по исковому заявлению прокурора Тевризского района Омской области к ОАО «Тевризнефтегаз», Обществом разработан проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны УПГ Тевризского газоконденсатного месторождения, получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение № 55.01.02.000215.03.14 от 03.03.2014 г., в течение 2015 года выполнены натурные исследования и измерения на границе предлагаемой санитарно-защитной зоны с целью подтверждения расчетных проектных показателей.

Однако в нарушение статьи 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 4.1.1 санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 14 от 17.05.2001, пунктов 2.1, 2.2, 2.5, 3.1, 3.10,3.12,4.1,4.2,4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 74 от 25.09.2007 в редакции, введенной в действие с 01.03.2008, размер санитарно-защитной зоны объектов и производств, размещенных на производственной площадке ОАО «Тевризнефтегаз» на расстоянии 7 км в западном направлении от р.п. Тевриз, в 600 м. на восток от д. Полуяновка Тевризского района Омской области, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ не установлен вследствие невыполнения Обществом обязанности представить в Федеральную службу Роспотребнадзора РФ следующие документы: предварительное заключение Управления Роспотребнадзора по Омской области; экспертизу проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценку риска здоровью населения; материалы систематических лабораторных наблюдений не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке, подтверждающие расчетные показатели рассеивания загрязнения атмосферного воздуха.

Согласно статье 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», атмосферный воздух в городских и сельских поселениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-заицитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях санитарным правилам.

Пунктом 4.1.1 санитарных правил «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 14 от 17.05.2001 установлено, что юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны разрабатывать и осуществлять планы организационно-технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам; обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.

Пунктами 2.1, 2.2, 3.1, 3.10, 3.12, 4.1, 4.2, 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер СЗЗ и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры СЗЗ и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер СЗЗ должен быть обоснован проектом СЗЗ с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений (пункт 2.1.).

Ориентировочный размер СЗЗ промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) СЗЗ, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (пункт 2.2).

Проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств (пункт 3.1).

В проекте СЗЗ должны быть определены:

- размер и границы санитарно-защитной зоны;

- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;

функциональное зонирование территории СЗЗ и режим ее использования (пункт3.10).

Размеры СЗЗ для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная СЗЗ) (пункт 3.12).Установление размеров СЗЗ для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования СЗЗ с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (пункт 4.1).

Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ на основании:

-предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;

- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

-экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;

- оценки риска здоровью населения (п. 4.2).

Согласно п. 4.5 размер СЗЗ для действующих объектов может быть уменьшен при:

объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности и измерений и оценке риска для здоровья;

- подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже;

- уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанном с этим изменении класса опасности;

- внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания.

Проверкой установлено, что ОАО «Тевризнефтегаз» разработан проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны УПГ Тевризского газоконденсатного месторождения, на проект получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение заместителя Главного государственного врача по Омской области № 55.01.02.000215.03.14 от 03.03.2014 года. В течение 2015 года для подтверждения расчетной СЗЗ Обществом проведены лабораторные исследования атмосферного воздуха и шума с целью её подтверждения в соответствии с программой лабораторного контроля. 22 апреля 2016 года Обществом вышеуказанные документы представлены в Управление Роспотребнадзора по Омской области для подготовки Управлением предварительного заключения на проект СЗЗ.

Ранее, 18.06.2015 года в соответствии с решением Тевризского районного суда Омской области от 05.06.2012 года по гражданскому делу № 2-205/2012 Обществом в Федеральную службу Роспотребнадзора РФ направлены следующие документы: проект санитарно-защитной зоны УПГ Тевризского газоконденсатного месторождения; отчет оценки риска здоровью населения при обосновании проекта СЗЗ УПГ, протокол результатов измерений атмосферного воздуха. В нарушение условий, предусмотренных п.п. 4.2., 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, Обществом в Федеральную службу Роспотребнадзора РФ не направлены предварительное заключение Управления Роспотребнадзора по Омской области, материалы систематических лабораторных наблюдений не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке, подтверждающие расчетные показатели рассеивания загрязнения атмосферного воздуха.

Ответ из Федеральной службы Роспотребнадзора по Омской области по состоянию на 18.05.2016 года не получен, однако направление вышеуказанного письма послужило основанием для вынесения 30.07.2015 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Тевризскому и Усть-Ишимскому районам УФССП России по Омской области Ковалевой О.В. постановления об окончании исполнительного производства № 1071/12/35/55, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Тевризским районным судом по делу № 2-205/2012.

Пунктами 2.1., 2.2., 2.4 СанПиН 2.1.6.1032-01 установлено, что основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания. Для отдельных веществ допускается использование ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ), для которых устанавливаются сроки их действия.

В жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться ПДК и 0,8 ПДК - в местах массового отдыха населения, на территориях размещения лечебно - профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации.

Соблюдение для жилых территорий ПДК, а для зон массового отдыха 0,8 ПДК, обеспечивается с учетом суммации биологического действия веществ или продуктов их трансформации в атмосфере, а также загрязнения атмосферы за счет действующих, строящихся и намеченных к строительству объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.

Поскольку не установлен размер СЗЗ производственной площадки Общества и её границы, то не проводятся мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, производственный контроль за влиянием выбросов предприятия на загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния выбросов Общества не организован, не определено функциональное зонирование территорий СЗЗ и режим их использования, что создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью неопределенного круга лиц, проживающих в жилой зоне.

Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции РФ и гарантированные государством.

На основании изложенного, просит обязать ОАО «Тевризнефтегаз» получить Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об установлении размера санитарно-защитной зоны объектов и производств, размещенных на производственной площадке ОАО «Тевризнефтегаз» на расстоянии 7 км в западном направлении от р.п. Тевриз, в 600 м. на восток от д. Полуяновка Тевризского района Омской области, взыскать с ответчика государственную пошлину.

В судебном заседании представитель истца по доверенности старший помощник прокурора Тевризского района Лыткин А.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Дополнительно просил установить срок для исполнения требований прокурора до 01.01.2017 года.

Представитель ответчика - ОАО «Тевризнефтегаз» по доверенности ФИО2 с иском согласен, ему разъяснен порядок и последствия признания иска, признание иска занесено в протокол судебного заседания и подписано представителем ответчика.

Представитель 3-лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, дело просил рассмотреть в его отсутствие.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика иск признал, суд принял признание иска, так как установлено, что в соответствии с действующим законодательством, приведенным выше, ОАО «Тевризнефтегаз» обязан совершить требуемое действие с целью недопущения нарушения интересов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Поскольку иск прокурором заявлен в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

решил:

Исковое заявление Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Тевризнефтегаз» о возложении обязанности получения Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об установлении размера санитарно-защитной зоны, взыскании государственной пошлины, удовлетворить.

Обязать ОАО «Тевризнефтегаз» получить Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об установлении размера санитарно-защитной зоны объектов и производств, размещенных на производственной площадке ОАО «Тевризнефтегаз» на расстоянии 7 километров в западном направлении от р.п. Тевриз, в 600 метрах на восток от д. Полуяновка Тевризского района Омской области, в срок до 01 января 2017 года.

Взыскать с ОАО «Тевризнефтегаз» государственную пошлину в доход местного бюджета Тевризского муниципального района Омской области в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца, через Тевризский районный суд Омской области.

Судья                                     

2-212/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Омский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ОАО "Тевризнефтегаз"
Другие
Управление Роспотребнадзора по Омской области
Суд
Тевризский районный суд Омской области
Дело на странице суда
tevrizcourt.oms.sudrf.ru
30.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2016Передача материалов судье
02.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2016Судебное заседание
24.06.2016Судебное заседание
29.06.2016Судебное заседание
29.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее