Дело № 2-316/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 01 марта 2018 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Баранова Г.А.,
при секретаре Бадиной Т.В.,
с участием истца Ефимова А.В.,
представителя истца – Мозжиной М.Г., действующей на основании доверенности .....4 от .....,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усолье Пермского края гражданское дело по иску Ефимова А.В. к администрации Усольского муниципального района Пермского края о признании права собственности на недвижимое имущество,
у с т а н о в и л:
Ефимов А.В. обратился в суд с иском к администрации Усольского муниципального района о признании права собственности на жилой дом, общей площадью 115,2 кв.м., расположенный по адресу: ...... В обоснование заявленных требований указал, что ..... истцом приобретен в собственность земельный участок, площадью 2 445 кв.м., право собственности на земельный участок зарегистрировано, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ....., кадастровый номер участка: №. ..... истцом получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на одноэтажный жилой дом с мансардой, площадью 31,9 кв.м., расположенный по адресу: ...... ..... дом уничтожен в результате пожара, что подтверждается справкой № от ...... За счет собственных средств на вышеуказанном земельном участке с ..... года и по ..... года истцом осуществлено строительного нового жилого дома, общей площадью 115,2 кв.м. В отношении дома изготовлен технический паспорт, заключение о техническом состоянии жилого дома, между истцом и ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» заключен договор № от ..... об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
На основании запроса истца, администрацией Усольского муниципального района Пермского края ..... выдан градостроительный план земельного участка №.
..... истец обратился в администрацию Усольского муниципального района Пермского края за выдачей разрешения на строительство жилого дома по указанному адресу, в выдаче разрешения отказано с указанием на то, что земельный участок входит в границы территории объекта археологического наследия – достопримечательного места «Орёл-поселение». Об указанных ограничениях истцу стало известно ..... после получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости, ограничения зарегистрированы ....., то есть после окончания строительства истцом нового дома.
Просил признать за ним право собственности на жилой дом, общей площадью 115,2 кв.м., расположенный по адресу: ......
В судебном заседании истец Ефимов А.В. исковые требования поддержал, пояснил, что не обратился за разрешением на строительство, поскольку полагал, что это возможно сделать после его завершения.
Представитель истца – Мозжина М.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Также пояснила, что для регистрации дома на указанной территории необходима разработка проекта, это является научной работой.
Представитель ответчика - администрации Усольского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв, согласно которого указал, что Ефимов А.В. ..... обратился в администрацию Усольского муниципального района Пермского края с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство. В выдаче данного разрешения было отказано в связи с тем, что дом Ефимова А.В. расположен в границах территории объекта археологического наследия – достопримечательного места «Орел, поселение», проведение строительных и иных работ на данном земельном участке осуществляются по согласованию с государственным органом по охране объектов культурного наследия Пермского края. Судебное заседание просил провести в его отсутствие, решение оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Пермскому краю в судебное заседание не явился, представил в суд письменные пояснения, согласно которых указал, что по адресу: ....., имеется земельный участок с кадастровым № №, собственником которого является Ефимов А.В. По данным ЕГРН, на указанном земельном участке расположено строение – 1-этажный жилой дом с мансардой, с кадастровым номером №. Судебное заседание просил провести в его отсутствие, решение оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – Министерства культуры Пермского края в судебное заседание не явился, представил в суд письменные пояснения, согласно которых указал, что полномочиями по охране объектов культурного наследия Пермского края обладает Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края. Судебное заседание просил провести в его отсутствие.
Представитель третьего лица – Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края в судебное заседание не явился, представил в суд письменные пояснения, согласно которых указал, что в силу требований Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», памятник археологии «Орел, поселение» является объектом культуры федерального значения, проведение строительных работ на нем возможно при соблюдении требований данного закона в части обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включая оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия. При этом, в силу того, что истцом осуществлено строительство жилого дома в отсутствие умышленного нарушений требований законодательства, а на этапе регистрации права собственности предусмотреть раздел об обеспечении сохранности или проект обеспечения сохранности либо план проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект археологического наследия невозможно, полагал возможным исковые требования удовлетворить. Судебное заседание просил провести в его отсутствие.
Выслушав истца, его, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Установлено, что ..... истцом приобретен в собственность земельный участок, по адресу: ....., что подтверждается договором о купле-продаже от ...... Право собственности на земельный участок зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ....., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ....., кадастровый номер участка: №, площадь участка 2 445 кв.м.
..... истцом получено свидетельство о государственной регистрации права собственности № на одноэтажный жилой дом с мансардой, площадью 31,9 кв.м., расположенный по адресу: ...... ..... дом уничтожен в результате пожара, что подтверждается справкой 1-ОГПН по Березниковскому городскому округу и Усольскому Муниципальному району № от ...... За счет собственных средств на вышеуказанном земельном участке с ..... года истцом осуществлено строительного нового жилого дома, общей площадью 115,2 кв.м., строительство дома осуществлено в соответствии с индивидуальным проектом жилого дома №. Доводы истца о времени начала и окончании строительства не опровергнуты кем-либо.
Между истцом и ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» заключен договор №-юр от ..... об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Как следует из технического паспорта от ..... на индивидуальный жилой дом общей площадью 107,1 кв.м., жилой площадью 47,5 кв.м., данный дом расположен по адресу: ...... Инвентаризационная стоимость дома составляет 753 306 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из содержания приведенной правовой нормы следует, что право собственности на строение, сооружение или иное недвижимое имущество, возведенное гражданином без необходимых разрешений, на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности или ином законном основании, может быть признано, если строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из технического заключения по результатам обследования жилого дома № № по ул. ....., выполненного в ..... году специалистами ООО «Проектно строительная фирма Березникихимстрой», следует, что техническое состояние основных строительных конструкций оценивается как работоспособное, соответствует требованиям строительных норм, действующих на территории РФ. …..Состояние несущих конструкций обеспечивает его эксплуатацию, безопасную дл жизни и здоровья людей.
На основании запроса истца, администрацией Усольского муниципального района Пермского края ..... выдан градостроительный план земельного участка № №. Согласно п.6 плана, на данный земельный участок, площадью 2445 кв.м. установлено ограничение проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ согласно ст. 7, 35,26,40,45,45.1, 45.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73 –ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст.27,99,100 Земельного кодекса РФ. Указано, что территория является объектом археологического наследия «Орел поселение».
..... истец обратился в администрацию Усольского муниципального района Пермского края за выдачей разрешения на строительство жилого дома по указанному адресу, в выдаче разрешения отказано с указанием на то, что земельный участок входит в границы территории объекта археологического наследия – достопримечательного места «Орёл-поселение».
В соответствии с п.10 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, одним из принципов градостроительного законодательства является осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Согласно п.п. 2 ч.1 ст. 5.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в границах территории объекта культурного наследия на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению;
Как предусмотрено ч.ч. 2,3 ст.36 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с ч.2 ст.16 Закона Пермского края от 07.07.2009 № 451-ПК «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Пермского края», проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия осуществляются по согласованию с государственным органом по охране объектов культурного наследия Пермского края.
Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 24.09.2014 № СЭД-27-01-09-408 установлены границы территории объекта археологического наследия – достопримечательного места «Орел, поселение», расположенного по адресу: ....., центральная часть ..... в районе пристани, церкви, магазина и библиотеки.
Дом истца, расположенный по адресу: ....., находится в границах указанного объекта археологического наследия.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
По смыслу вышеуказанных норм права, строительство объекта может осуществлять лицо, которое обладает земельным участком на соответствующем праве и имеет разрешение на строительство.
Согласно пункта 26 Постановлении Пленума № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
Оценивая факт строительства истцом жилого дома, расположенного по адресу: ....., суд исходит из следующего.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На основании п.п.2 п.1 ст.40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ....., земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство.
Решением Совета депутатов Орлинского сельского поселения от ..... № № были утверждены Правила землепользования и застройки Орлинского сельского поселения.
Решением Земского собрания Усольского муниципального района Пермского края от 25.01.2018 № 425 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Орлинского сельского поселения», решение Совета депутатов Орлинского сельского поселения от 25.04.2013 № 223 признано утратившим силу.
Суд полагает необходимым руководствоваться Правила землепользования и застройки Орлинского сельского поселения, утвержденными Решением Совета депутатов Орлинского сельского поселения от ..... № №, поскольку на момент строительства истцом жилого дома данные правовые нормы являлись действующими. Вместе с тем, судом учитывается, что содержание Правил землепользования и застройки Орлинского сельского поселения, утвержденных Решением Земского собрания Усольского муниципального района Пермского края от ..... № №, не противоречит в анализируемой части Правилам землепользования и застройки Орлинского сельского поселения, утвержденным Решением Совета депутатов Орлинского сельского поселения от ..... № №.
В соответствии со ст.46 Правил землепользования и застройки Орлинского сельского поселения, утвержденных Решением Совета депутатов Орлинского сельского поселения от ..... № №, предусматривалась территориальная зона Ж-3 -зона индивидуальных жилых домов с участками, предназначенными для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.
Статьей 46 Правил землепользования и застройки Орлинского сельского поселения, утвержденных Решением Совета депутатов Орлинского сельского поселения от ..... № №, также установлены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, иных объектов недвижимости. К ним относятся (в частности) максимальная этажность объекта, включая подвал и мансарду – 4, максимальная высота здания – 10 м.
Как следует из заключения по результатам обследования жилого ..... в ....., выполненного в ..... году специалистами ООО «Проектно строительная фирма Березникихимстрой», а также индивидуального проекта жилого дома ИП №, изготовленного ООО «Проект ПМ» (л.д.65-94), дом состоит из двух этажей, максимальная высота дома составляет 7,24 м.
Таким образом, принимая во внимание, что в зоне Ж-3, в которой расположен жилой дом истца, разрешается ограниченное новое строительство при сохранении высотных параметров, а также иных характеристик, указанный объект недвижимости, по мнению суда, не нарушает требований территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, вида разрешенного использования земельного участка. Данное строение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Суд также принимает во внимание пояснения истца о том, что строительство дома осуществлено им до введения ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка, строительство жилого дома имело компенсационный характер, то есть осуществлено взамен находившегося там ранее индивидуального жилого дома, равно как и учитывает мнение представителя Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края о том, что на этапе регистрации права собственности предусмотреть раздел об обеспечении сохранности или проект обеспечения сохранности либо план проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект археологического наследия невозможно.
С учетом изложенного, суд считает возможным удовлетворить исковые требования, признать за Ефимовым А.В. право собственности на жилой дом, общей площадью 115,2 кв.м., расположенный по адресу: ......
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Признать за Ефимовым А.В. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ....., общей площадью 115,2 кв.м.
Решение является основанием для постановки жилого дома, расположенного по адресу: ....., общей площадью 115,2 кв.м. на кадастровый учет регистрирующий органом и для регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ....., общей площадью 115,2 кв.м. за Ефимовым А.В..
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Г.А. Баранов