Дело № 2А-803-2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июля 2017 года г. Шумерля
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики
в составе:
Председательствующего судьи Сливницыной Н.В.
при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Шумерлинского районного суда дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации ........................ Республики о признании незаконным отказ в заключении договора аренды земельного участка без проведения торгов; обязании заключить с ним договор аренды земельного участка, площадью 254 кв.м., расположенного по адресу: ........................,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с указанным выше административным иском по тем основаниям, что "___" ___________ г. между ним и Администрацией ........................ Республики был заключен договор № ___________ аренды земельного участка - площадью 254 кв.м., кадастровый № ___________, расположенного по адресу: Чувашская Республика, .........................
Указанный земельный участок был предоставлен ему в аренду по итогам проведения торгов на основании Постановления № ___________ главы администрации ........................ от "___" ___________ г. «О предоставлении земельного участка, предназначенного для реконструкции магазина «_____________» со строительством пристроя».
Согласно п. 2.1 Договора, срок аренды земельного участка установлен с "___" ___________ г. по "___" ___________ г..
По истечении срока действия Договора, в октябре 2016 года он обратился в Администрацию ........................ с заявлением о продлении договора аренды на новый срок.
Ответом от "___" ___________ г. Администрация ........................ сообщила ему что «... согласно статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства. Исходя из вышеизложенного, Администрация ........................ просит предоставить документ, подтверждающий право на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу : .........................»
Вышеприведенный ответ Администрации ........................ был им получен лишь "___" ___________ г., о чем свидетельствует штамп на конверте почтового отправления.
Впоследствии, он обратился в Шумерлинское отделение ФГБУ «ФКП Росреестра» где ему сообщили о невозможности выдачи документа, подтверждающего его право собственности на объект незавершенного строительства ввиду окончания на момент обращения срока действия договора аренды земельного участка, на котором расположен данный объект.
В марте 2017 года он повторно обратился в администрацию ........................ и получил аналогичный ответ от "___" ___________ г., лишающий его законного права на продление договора аренды земельного участка.
Считает, что ответ Администрации ........................ необоснованным и незаконным по следующим основаниям:
1. Им, как арендатором исполнялись условия договора аренды, начиная с 2013 года и по сегодняшний день, т.к. он добросовестно оплачивает арендную плату за указанный земельный участок, что подтверждается платежными поручениями по перечислению денежных средств, в счет исполнения условий Договора.
Принятие арендной платы по Договору подтверждает отсутствие, каких- либо возражений арендодателя.
Пункт 1 Постановления № ___________ главы администрации ........................ от "___" ___________ г. гласит: «Предоставить в собственность для реконструкции магазина «_____________» со строительством пристроя ФИО1, единственному претенденту, земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Чувашская Республика, ........................, с кадастровым номером № ___________, общей площадью _____________ кв. м, с предварительным согласованием места расположения объекта».
Им на территории арендуемого земельного участка был построен капитальный пристрой к магазину «Телец» в соответствии с проектом, утвержденным Администрацией ........................, что подтверждает использование участка в целях и по назначению, указанному в вышеупомянутом Постановлении.
Вместе с тем, пункт 2.3. Договора содержит условия «Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок» согласующиеся со ст. 621 ГК РФ.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
Согласно пункту 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 Гражданского кодекса РФ).
Данное правило в полной мере распространяется на договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поскольку Гражданский кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности установления исключений из данного правила в соответствии с иными федеральными законами.
Считает, что его заявление о заключении договора аренды должно было быть удовлетворено Арендодателем, на основании вышеприведенных обстоятельств, условий Договора и норм действующего законодательства.
2. Пристрой, как капитальный объект незавершенного строительства, был построен им на законных основаниях с согласия Арендодателя, с соответствующим разрешением на строительство.
Согласно, пункту 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в силу пункта 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
По смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). Поэтому, в частности, являются недвижимыми вещами здания к сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, даже в том случае, если ранее возникшие права на них не зарегистрированы. Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится.
При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).
Таким образом, считает, капитальный пристрой, расположенный на арендуемом участке является объектом незавершенного строительства, что в свою очередь позволяет арендодателю применить нормы пункта 10 части 2 статьи 39.6 Земельного Кодекса РФ при заключении договора аренды без проведения торгов, так как очевидно, что здание пристроя принадлежит ему на законных основаниях.
3. Кроме того, с точки зрения Федерального закона №135-Ф3 от 26.07.2006 «О защите конкуренции» у Администрации ........................, как арендодателя муниципального имущества имелись законные основания по заключению со мной договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов.
В соответствии с частью 9 статьи 17.1. Федерального закона №135-Ф3 от 26.07.2006 «О защите конкуренции» по истечении срока действия договора аренды муниципального имущества, заключение договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом, исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, при соблюдении следующих условий: размер арендной платы подлежит определению по результатам оценки, минимальный срок должен составлять не менее трех лет.
В соответствии с частью 10 статьи 17.1. Федерального закона №135-Ф3 от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении договора аренды на новый срок в порядке и на условиях, которые указаны в пункте 9 данной статьи, за исключением следующих случаев: принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом; наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.
Положения части 9 статьи 17.1 вышеупомянутого закона предусматривают, что по истечении срока действия договора аренды, указанного в частях 1 и 3 статьи 17.1 данного нормативного акта, такой договор заключается на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении условий данной статьи.
Кроме того, у арендодателя в таком случае в силу части 10 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» возникает обязанность в заключении на новый срок договора аренды, а именно, арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 вышеназванной статьи, за исключением случаев, предусмотренных данной частью.
В силу положений части 11 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренцию) при отсутствии наступления вышеуказанных случаев и отказа арендодателя в заключении на новый срок договора аренды, указанного в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и заключения в течение года со дня истечения срока действия данного договора аренды с другим липом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, положения частей 1, 3, 9-11 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» направлены на защиту законных прав и интересов арендатора, надлежащим образом исполнившим условия договора аренды муниципального имущества, и позволяют арендатору и обязывают арендодателя заключать на новый срок действующие договоры аренды, заключенные в соответствии с законодательством Российской Федерации, при соблюдении установленных в частях 9 и 10 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции условий.
Им, как арендатором исполнены и исполняются все договорные обязательства перед арендодателем, как во время действия Договора, так и после истечения срока его действия.
Просит:
Признать отказ администрации ........................ от "___" ___________ г. по заключению договора аренды земельного участка без проведения торгов незаконным.
Обязать Администрацию ........................ Республики заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка площадью _____________ кв.м., кадастровый № ___________, расположенного по адресу: Чувашская Республика, .........................
Административный истец – ФИО1 в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца – ФИО4 в судебном заседании требования ФИО1 поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении, и вновь привела их суду.
Административный ответчик – представитель Администрации ........................ – ФИО5 требования административного истца не признал.
Заинтересованное лицо – представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике – Чувашии в судебное заседание не явился, представил в суд мотивированный отзыв, который приобщен к материалам дела.
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные в суд письменные доказательства, суд приходит к следующему.
С 15.09.2015 гл. 25 ГПК РФ утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 08.03.2015 N 23-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В настоящее время положения, определяющие порядок рассмотрения и разрешения административных споров судами общей юрисдикции, содержатся в Кодексе административного судопроизводства РФ.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (вступившего в силу с 15 сентября 2015 г.) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В данном случае административный истец оспаривает отказ в заключении договора аренды на новый срок.
Пояснениями сторон, представленными в суд письменными доказательствами в ходе судебного разбирательства установлено следующее:
"___" ___________ г. между ФИО1 и Администрацией ........................ Республики был заключен договор № ___________ аренды земельного участка - площадью _____________ кв.м., кадастровый № ___________, расположенного по адресу: Чувашская Республика, .........................
Указанный земельный участок был предоставлен ФИО1 в аренду по итогам проведения торгов на основании Постановления № ___________ главы администрации ........................ от "___" ___________ г. «О предоставлении земельного участка, предназначенного для реконструкции магазина «_____________» со строительством пристроя».
Согласно п. 2.1 Договора, срок аренды земельного участка установлен с "___" ___________ г. по "___" ___________ г..
По истечении срока действия Договора, в октябре 2016 года ФИО1 обратился в Администрацию ........................ с заявлением о продлении договора аренды на новый срок.
Ответом от "___" ___________ г. Администрацией ........................ административному истцу было предложено предоставить документ, подтверждающий право на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу : .........................
Данный ответ Администрации ........................ был получен ФИО1 "___" ___________ г., о чем свидетельствует штамп на конверте почтового отправления.
Впоследствии истец через МФЦ обратился в Шумерлинское отделение ФГБУ «ФКП Росреестра», где ему устно сообщили о невозможности выдачи документа, подтверждающего право собственности на объект незавершенного строительства, ввиду окончания на момент срока действия договора аренды земельного участка, на котором расположен данный объект.
В марте 2017 года он повторно обратился в Администрацию ........................ по вопросу заключения договора аренды спорного земельного участка на новый срок и получил ответ от "___" ___________ г., свидетельствующий о невозможности заключения договора аренды земельного участка в связи с непредставлением правоустанавливающего документа на объект незавершенного строительства.
Изложенные выше факты не оспорены в ходе судебного разбирательства.
В соответствии со ст.226 КАС при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно всех указанных выше обстоятельств.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с Уставом ........................ полномочиями по управлению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, предоставлению земельных участков на территории города осуществляет администрация .........................
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от "___" ___________ г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, в том числе объектов незавершенного строительства, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
С 1 марта 2015 года вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
На основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В частности, в силу пункта 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года N 1.
Пунктом 33 указанного Перечня предусмотрено, что право для подачи заявления о предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", принадлежит собственнику объекта незавершенного строительства. Вместе с тем при отсутствии зарегистрированного права собственности на данный объект, заявитель представляет документы, удостоверяющие (устанавливающие) его права на здание, сооружение.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных правовых норм, владельцам незавершенного строительства на арендованном земельном участке, выделенном для строительства жилого дома, по договорам аренды, заключенным до 1 марта 2015 года, то есть до введения в действие изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, предоставляется право на заключение договора аренды однократно сроком на три года для завершения строительства вне зависимости от наличия регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности.
С учетом изложенного, само по себе отсутствие государственной регистрации права истца на объект незавершенного строительства не может являться единственным основанием для отказа в заключении с ним договора аренды. ( Позиция изложена в апелляционном определении Верховного суда Республики Татарстан от 21 июля 2016 года № 33-1402)
Более того, ФИО1 является собственником основного объекта, к которому на спорном земельном участке возводится пристрой – магазина «_____________», расположенного по адресу : .........................
Доводы административного истца о фактическом строительстве объекта на законных основаниях, на предоставленном ему земельном участке ответчиком не оспорены, подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами.
Так, как указывалось ранее, спорный земельный участок был предоставлен ФИО1 в аренду по итогам проведения торгов на основании Постановления № ___________ главы администрации ........................ от "___" ___________ г. «О предоставлении земельного участка, предназначенного для реконструкции магазина «_____________» со строительством пристроя».
"___" ___________ г. ФИО1 выдано разрешение на строительство № ___________.
Стороны подтвердили в суде, что на спорном земельном участке имеется объект незавершенного строительства – пристрой к магазину «Телец».
Также, из п.2.3 договора аренды от "___" ___________ г. следует, что если арендатор продолжает пользоваться участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
По окончании срока договора аренды ФИО1 продолжал и продолжает до настоящего времени пользоваться земельным участком, арендодатель против этого не возражал, в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка не заявлял требований об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов, не ставил вопрос об освобождении земельного участка, принимал арендные платежи, иным лицам данный земельный участок не предоставлялся.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не содержится.
Поскольку ФИО1 являлся арендатором земельного участка на основании договора, заключенного до 1 марта 2015 года, на земельном участке имеется незарегистрированный объект незавершенного строительства, данных о том, что ранее земельный участок предоставлялся в порядке, предусмотренном подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не имеется, отказ в связи с отсутствием у него зарегистрированного права собственности на объект незавершенного строительства на этом участке следует признать незаконным.
При таком положении суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на заключение договора аренды спорного земельного участка однократно сроком на три года для завершения строительства.
При этом суд также обращает внимание, что применительно к пункту 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 401-ФЗ, действовавшей до 1 марта 2015 года) было предусмотрено по истечении срока договора аренды земельного участка при прочих равных условиях преимущественное право арендатора на заключение нового договора аренды земельного участка.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований ФИО1 и считает административный иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Такие расходы подтверждены ФИО1 на общую сумму _____________ рублей и подлежат взысканию с административного ответчика.
По смыслу закона, государственная пошлина взыскивается с ответчика в доход бюджета, если он не освобожден от ее уплаты.
В силу п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), от уплаты государственной пошлины освобождаются.
Таким образом, Администрация ........................ освобождена от уплаты судебных расходов в доход бюджета, и не может быть отнесена к числу субъектов, являющихся в установленном порядке плательщиками государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать отказ Администрации ........................ в заключении договора аренды договора аренды земельного участка без проведения торгов незаконным.
Обязать Администрацию ........................ заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка, площадью _____________ кв.м., расположенного по адресу: ........................, кадастровый № ___________.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Сливницына
Мотивированное решение изготовлено "___" ___________ г..