2-971(2015)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 февраля 2015 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи Панченко Н.В.,
с участием заявителя Гуськова И.С.,
представителей заинтересованного лица Матвеевой Л.Г.,
при секретаре Куренковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Гуськова ИС о признании незаконными действий Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», суд
У С Т А Н О В И Л:
Гуськов И.С. обратился в суд с жалобой на действияФедерального казенного учреждения «Следственный изолятор №3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю (далее ФКУ «СИЗО №3», мотивируя свои требования тем, что 03.09.2014 г. им подано заявление с копией военного билета, справкой Министерства Обороны, в котором просил перевести его с общих условий содержания в отдельное учреждение отбывания наказания в соответствии с ч. 3 ст. 80 УИК РФ, в связи с тем, что он проходил срочную службу по призыву в Российской армии с 2009 по 2010 г.г. в отдельной дивизии оперативного назначения им. Дзержинского Ф.Е. во внутренних войсках МВД РФ в войсковых частях №3500, №3421, г. Балашиха, Московской области. При прохождении службы он неоднократно привлекался к обеспечению общественного порядка при проведении культурно -досуговых и массовых мероприятий в составе отрядов правоохранительных органов в качестве патрульно-постового. Он просил принять меры, так как на протяжении 3-х месяцев он ждал от администрации учреждения ответа, пока они сделают запросы в войсковые части для подтверждения заявления, но после получения ответа, сообщили, что он не относится к уголовно-исполнительной системе и будет отбывать наказание на общих условиях. Однако данный ответ не имеет к нему отношения, так как из служебной характеристики войсковой части следует, что он привлекался к обеспечению правопорядка, осуществлял те же функции, что и сотрудники правоохранительных органов МВД РФ, поэтому просил суд разобрать данную жалобу и принять соответствующее решение (л.д.4).
В процессе рассмотрения дела заявителем уточнены требования, просил признать незаконными действия ФКУ «СИЗО №3», поскольку учреждением сделан несоответствующий запрос в войсковые части 3421, 3500 об отношении его к уголовно-исполнительной системе (л.д.19).
В судебном заседании заявитель Гуськов И.С. жалобу с учетом уточнения поддержал по аналогичным основаниям, суду дополнительно пояснил, что администрация учреждения должна была при его поступлении в ФКУ «СИЗО №3» и для правильного размещения установить не относится ли он к лицам, которые в соответствии со ст.33 закона №103 должны размещаться не на общих основаниях. О том, что для такого размещения нужно подать заявление он узнал в 2014 г., направил заявление в ГУФСИН и подал начальнику ФКУ «СИЗО №3», получил ответ, что направлены запросы. Полагает, что при подаче им заявления, администрация ФКУ «СИЗО №3» в служебной характеристике видела информацию об его привлечении к обеспечению общественного порядка во время службы в армии, но никаких мер к размещению его не на общих основаниях не предприняла, направила неправильные запросы, поэтому просит признать данные действия учреждения незаконными.
Представитель заинтересованного лица ФКУ «СИЗО №3» Матвеева Л.Г., действующая по доверенности от 12.01.2015 г. (л.д.32), против заявленных требований возражала, представив письменный отзыв, суду пояснила, что Гуськов И.С., находясь в ФКУ «СИЗО №3», не имеет статуса осужденного, в отношении него приговор не вступил в законную силу, поэтому на него не распространяются требования ч. 3 ст.80 УИК РФ. При размещении его в учреждении у администрации не было подтверждения, что Гуськов И.С. относится к категории лиц, которые подпадают на раздельное размещение в камере в соответствии со ст. 33 закона от 15.07.1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления», поэтому он был размещен в камере на общих основаниях. В своем объяснении Гуськов И.С. о каких- либо жалобах при размещении на общих основаниях не указал. При проведении проверки законности и своевременности действий ФКУ «СИЗО №3» по обращению Гуськова И.С. в ГУФСИН России по Красноярскому краю нарушений не установлено. Для проверки информации о привлечении Гуськова И.С. во время службы в армии к охране общественного порядка, при получении его заявления, администрацией были направлены запросы в войсковые части. В ответе войсковой части №3500 указано только на его службу в части, не связанную с охраной и конвоированием осужденных. Поэтому запросы были направлены повторно, но ответа до настоящего времени не поступило. При этом, у ФКУ «СИЗО №3» нет обязанности при поступлении заявителя в учреждение сразу проверять информацию о его службе в армии, в постановлении следователя указания на раздельное размещение не имелось, состоявшийся в отношении Гуськова И.С. приговор информации о его службе в армии не содержал. Полагает, что ФКУ «СИЗО№3» в отношении Гуськова И.С. незаконные действия не совершало, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает жалобу Гуськова И.С. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
Статья 254 ГПК РФ предусматривает, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ч.3 ст. 80 УИК РФ, в исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых. В отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные.
Законом РФ от 15.07.1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» регулируется порядок и определяются условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии со ст.ст. 7, 8 указанного закона, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Согласно ст. 15 закона, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Статьей 33 закона определено, что размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости.
При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований, в том числе, отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, службы судебных приставов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Принятым в СИЗО подозреваемым и обвиняемым предоставляется информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, распорядке дня, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб, а также о возможности получения психологической помощи. Указанная информация может предоставляться подозреваемым и обвиняемым как в письменном виде, так и устно.
Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Минюста от 14.10.2005 г. №189 (в ред. от 27.12.2010 г.) предусмотрено, что размещение по камерам осуществляется в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утвержденного начальником СИЗО либо лицом, его замещающим. Подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу размещаются раздельно. Администрацией СИЗО принимаются меры по исключению контактов между ними.
Перевод подозреваемых и обвиняемых из одной камеры в другую допускается в следующих случаях: а) необходимости обеспечения соблюдения требований раздельного размещения подозреваемых и обвиняемых, предусмотренных статьей 33 Федерального закона, либо при изменении плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных; б) необходимости обеспечения безопасности жизни и здоровья подозреваемого, обвиняемого или осужденного либо других подозреваемых, обвиняемых или осужденных.
Как установлено по делу, Гуськов И.С. арестован 08.05.2013 г. на основании постановления Ачинского городского суда об избрании меры пресечения, поступил в ФКУ «СИЗО №3» 17.05.2013 г., осужден по приговору Ачинского городского суда от 31.10.2014 г., приговор в законную силу не вступил (л.д.5).
03.09.2014 г. Гуськов И.С. обратился к начальнику учреждения с заявлением об отдельном содержании от других заключенных, так как проходил службу в Отдельной дивизии особого назначения им. Ф.Э. Дзержинского МВД России, к заявлению приложил заверенную Военным комиссариатом Красноярского края копию военного билета, не заверенную копию служебной характеристики и справку Военного комиссариата о периодах службы и номерах воинских частей (л.д. 59-69).
22.09.2014 г., 30.09.2014 г. ФКУ «СИЗО №3» сделаны запросы в войсковые части №3500, №3421 (л.д.16, 82) с целью приведения в соответствие с законодательством содержание под стражей обвиняемого и подтверждения прохождения Гуськовым И.С. службы во внутренних войсках РФ, в том числе, в соответствии со ст. 33 от 15.07.1995 г. №103-ФЗ.
При неполучении ответа из войсковых частей, ФКУ «СИЗО №3» сделан повторный запрос от 29.10.2014 г. (л.д.15).
На данный запрос из войсковой части №3500 получен ответ от 18.11.2014 г., подтверждающий прохождение службы Гуськовым И.С. на должности стрелка, воинское звание рядовой, при этом указано, что его служба не была связана с охраной и конвоированием осужденных (л.д. 6).
В связи с несообщением информации об участии заявителя в спецоперациях, в операциях по охране общественного порядка, учреждением сделаны повторные запросы (л.д.70-71, 73-74), ответы до настоящего времени не получены, согласно телефонограмме от майора войсковой части №3500 ответ на запрос ФКУ «СИЗО №3» дан в феврале 2015 г., содержание ответа относится к секретной информации (л.д.58).
Из справки учреждения усматривается, что за период содержания Гуськов И.С. с 17.05.2013 г. по настоящее время находился в камерах №13, № 110, №109, №59, № 57, №54, №56, №106, №14, №104, в данных камерах переполнения не было, при поступлении он был обеспечен постельными принадлежностями в полном объеме под роспись, физическая сила и спецсредства к Гуськову И.С. не применялись (л.д.27).
Из пояснений представителя заинтересованного лица ФКУ «СИЗО №3» следует, что за период нахождения в учреждении заявитель также содержался вместе заключенным Д.А., который также проходил службу, связанную с охраной общественного порядка, информацию о котором им восковая часть №3419 предоставила своевременно (л.д.31). При этом в представленном объяснении от 25.11.2014 г., данном начальнику ГУФСИН по Красноярскому краю при проводимой проверке по обращению Гуськова И.С., он указывал, что его жизни и здоровью ничего не угрожает, отношения с осужденными хорошие, за все время пребывания в СИЗО-3 ему никто из спецконтингента и сотрудников учреждения не угрожал, вопрос о переводе его в камеру для бывших сотрудников ему разъяснен (л.д.30).
Также на обращение Гуськова И.С. в ГУФСИН по Красноярскому краю дан ответ от 26.11.2014 г., что решение вопроса об отнесении осужденных к лишению свободы, к категории «бывший сотрудник», относится к исключительной компетенции руководства следственного изолятора и производится на основании документов, подтверждающих факт охраны общественного порядка в период прохождения службы. В ходе проверки установлено, что все необходимые запросы отделом специального учета СИЗО-3, направлены по месту службы осужденного Гуськова И.С. своевременно. Сведений о наличии угрозы личной безопасности для него в период нахождения в СИЗО-3 не выявлено. С заявлениями об обеспечении безопасности к администрации учреждения он не обращался (л.д.29).
Таким образом, учитывая, что Гуськов И.С. в обоснование своих требований о незаконности действий должностных лиц ФКУ «СИЗО №3» указывает на нарушение ст. 80 УИК и ст. 33 ФЗ №103 ФЗ в связи с непринятием мер по содержанию его в следственном изоляторе отдельно от других подозреваемых, обвиняемых, осужденных, не имеющих статус «бывший военнослужащий внутренних войск» несмотря на их обязанность при его поступлении в СИЗО установить это и соответственно разместить его не на общих условиях, несмотря на им представленные копии военного билета и служебной характеристики, в результате этого он содержался совместно с иными содержащимися, не имеющими данного статуса.
Вместе с тем, из заверенной военкоматом копии военного билета не следует, что он при прохождении службы осуществлял охрану общественного порядка, незаверенная копия служебной характеристики не может являться этому подтверждением (л.д.61-69).
Помимо этого, суд считает, является несостоятельной позиция заявителя об обязанности сотрудников ФКУ «СИЗО №3» при поступлении установить необходимую информацию о его службе, поскольку нормами Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" данная обязанность на учреждение не возложена.
Из смысла ст. 33 закона №103-ФЗ следует, что не любой военнослужащий внутренних войск подлежит размещению не на общих основаниях, поскольку в данной статье определено, что при размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах, отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся лица, являвшиеся военнослужащими внутренних войск федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Предусмотренные ч. 3 ст. 80 УИК РФ условия раздельного содержания, в том числе и лиц, ранее относящихся к сотрудникам правоохранительных органов, также не могут быть установлены без получения учреждением уголовно-исполнительной системы необходимой информации.
При этом судом учитывается, что с момента прибытия в учреждение в мае 2013 г. до августа-сентября 2014 г. Гуськов И.С. с заявлением о переводе его на другие условия содержания не обращался, документы о службе администрации ФКУ «СИЗО №3» не представлял, жалоб на нарушение его прав при содержании на общих основаниях не подавал, что не отрицалось заявителем при рассмотрении дела.
Также суд полагает доказанным представителем заинтересованного лица факт отсутствия надлежащей информации в ФКУ «СИЗО №3» об участии Гуськова И.С. в период прохождения службы в операциях по охране общественного порядка, подтвержденный представленными в материалы дела направленными необходимыми запросами для получения данных сведений по месту службы Гуськова И.С., не поступление до сих пор надлежащих ответов, поэтому судом при рассмотрении дела не установлена незаконность как действий должностных лиц учреждения, так и бездействия по надлежащему размещению заявителя в камерах при содержании в следственном изоляторе, в связи с чем, суд считает необходимым в удовлетворении жалобы Гуськову И.С. отказать.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №3 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░