Дело № 2-615/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Саранск 7 марта 2019 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе
судьи Скуратович С.Г.,
при секретаре Саранской Н.Н.,
с участием в деле:
истца Ерюшкиной Т. В., её представителя Яфарова Е. Р., действующий на основании части шестой статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, в лице представителя Чигиревой К. В., действующей на основании доверенности от 10 мая 2018 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ерюшкиной Т. В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, признании незаконным и отмене решения в части даты назначения страховой пенсии, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с даты первоначального обращения,
установил:
Ерюшкина Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее – УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия) о признании незаконным и отмене решения в части отказа во включении проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом и в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию
В обоснование исковых требований указано, что 15 октября 2018 г., она обратилась с заявлением в УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия о досрочном назначении страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и с учетом норм статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением от 15 января 2019 г. ей отказано в назначении пенсии по старости, поскольку отсутствует требуемая продолжительность проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом. В период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом не включен период с 1 мая 2006 г. по 1 мая 2007 г. включительно, который установлен решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 ноября 2018 г., оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Мордовия от 22 января 2019 г.
С учетом положений статьей 28.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» её пенсионный возраст подлежит снижению на три года и составляет 52 года. Право на назначение досрочной страховой пенсии по нормам статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» у нее возникло с 5 ноября 2018 г., при этом стаж проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом составил более 12 лет (спорный период составил 1 год 00 месяцев 1 день - с 1 мая 2006 г. по 1 мая 2007 г. включительно, при наличии учтенных ранее пенсионным органом 11 лет 5 месяцев 14 дней), следовательно, у Ерюшкиной Т.В. возникло право на назначение страховой пенсии по старости по нормам вышеуказанного законодательства.
На основании изложенного и положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с учетом дополнения к исковому заявлению от 7 марта 2019 г., просит признать незаконным и отменить решение УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия от 15 января 2019 г. № 356443/18 в части отказа во включении периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом и в назначении досрочной страховой пенсии по старости; признать незаконным и отменить решение УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия от 13 февраля 2019 г. в части назначения страховой пенсии по старости с 21 января 2019 г.
Обязать УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить ей страховую пенсию по старости по нормам пункта 28.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом положений статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 05 ноября 2018 г.
В судебном заседании истец Ерюшкина Т.В., её представитель Яфаров Е.П., исковые требования поддержали в полном объеме и по тем же основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика Чигирева К.В. исковые требования не признала, пояснив, что пенсия назначена в соответствии с действующим пенсионным законодательством.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Ерюшкиной Т.В. подлежащими удовлетворению.
15 октября 2018 г. Ерюшкина Т.В. обратилась в УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного возраста.
Решением УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия от 15 января 2019 г. № 356443/18 Ерюшкиной Т.В. отказано в назначении пенсии по старости, поскольку отсутствует требуемая продолжительность проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом. В период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом не включен период с 1 мая 2006 г. по 1 мая 2007 г. включительно.
21 января 2019 г. Ерюшкина Т.В. повторно обратилась в УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного возраста.
Решением УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия от 13 февраля 2019 г. № 190000017311/19061/19 Ерюшкиной Т.В. назначена страховая пенсия по старости на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением норм Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 21 января 2019 г., в размере 16 665 руб. 44 коп.
Данные решения УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия суд находит незаконными по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть первая). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (пункт 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В силу пункта 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Согласно положениям статьи 34 данного Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно разъяснению Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. № 4 «О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации и Фонда социального развития Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. № 33, пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально - экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (пункт 1 разъяснения).
Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (статья 7 Закона).
Исходя из примечания в вышеназванном Законе, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии с Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденным Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р <адрес> к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Распоряжением Правительства РСФСР от 05 апреля 1993 г. № 557<адрес> включено в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения.
Данным перечнем территория <адрес> относится к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Решением Ленинского районного суда г Саранска от 12 ноября 2018 г., вступившим в законную силу 22 января 2019 г., удовлетворены исковые требования Ерюшкиной Т.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия об установлении факта постоянного проживания в зоне с льготным социально – экономическим статусом в жилом помещении.
Установлен юридический факт постоянного проживания Ерюшкиной Т.В. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: <адрес>, как на территории, отнесенной к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период с 1 мая 2006 г. по 1 мая 2007 г., включительно.
Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении данного дела, в силу части второй статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренным делам с участием тех же лиц и обязательны для суда.
Таким образом, решением суда установлено, что данный юридический факт имел место на момент первичного обращения истца Ерюшкиной Т.В. (15 октября 2018 г.) в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В части одиннадцатой статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» закреплено правило определения момента достижения определенного возраста в случае, когда достижение определенного возраста является одним из условий установления страховой пенсии, выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии: такое условие считается выполненным в день, соответствующий дате рождения.
С учетом положений вышеуказанных правовых норм, при наличии в зоне периода проживания с льготным социально - экономическим статусом более 12 лет право на досрочную страховую пенсию возникло у Ерюшкиной Т.В. по достижению 52 лет, то есть с 5 ноября 2018 г.
Принимая во внимание, что условия назначения пенсии, имеющиеся у Ерюшкиной Т.В. соответствуют требованиям действующего законодательства, суд находит, что решение УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия от 15 января 2019 г.№ 356443/18 в части отказа во включении периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом и в назначении досрочной страховой пенсии по старости является незаконным, в связи с чем подлежит отмене.
Как указывалось, 21 января 2019 г. Ерюшкина Т.В. повторно обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия от 13 февраля 2019 г. № 190000017311/19061/19 Ерюшкиной Т.В. назначена страховая пенсия по старости на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением норм Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 21 января 2019 г.
Между тем, при повторном обращении Ерюшкина Т.В. уже имела право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста с 5 ноября 2018 г., поскольку её право подтверждено вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г Саранска от 12 ноября 2018 г. об установлении юридического факта.
Тот факт, что истец Ерюшкина Т.В. при первоначальном обращении в пенсионный орган была лишена возможности представить необходимые документы о времени фактического проживания в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом не может влиять на реализацию конституционного права на своевременное пенсионное обеспечение.
При таких обстоятельствах, суд находит, решение УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия от 13 февраля 2019 г. № 190000017311/19061/19 в части даты назначения страховой пенсии по старости незаконным, в связи с чем требования истца Ерюшкиной Т.В. подлежащими удовлетворению о признании незаконным решения в вышеназванной части и возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости по нормам пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом положений статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244- «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 05 ноября 2018 г.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного Кодекса.
Согласно части первой статьи 88 и статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
При подаче Ерюшкиной Т.В. оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, согласно квитанции от 28 января 2019 г., то есть в размере, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, которая подлежит возмещению за счет ответчика (л.д.6).
На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░ 2019 ░., № 356443/18, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ 8 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░. № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 34 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░ 1991 ░. № 1244-1 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░».
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2019 ░. № 190000017311/19061/19 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ 21 ░░░░░░ 2019 ░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 8 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░. № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 34 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░ 1991 ░. N 1244-1 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ 05 ░░░░░░ 2018 ░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░ 2019 ░.