Дело № 2-167/2020
29RS0001-01-2020-000155-84
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2020 года г. Вельск
Вельский районный суд Архангельской области
в составе: председательствующего Цаплина А.Н.,
при секретаре Пивневой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Кулойское» в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «УК ДОМ ПЛЮС» о возложении обязанности по организации и оборудованию мест сбора твердых коммунальных отходов придомовой (дворовой) территории многоквартирных домов,
у с т а н о в и л :
администрации муниципального образования «Кулойское» обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «УК ДОМ ПЛЮС» о возложении обязанности по организации и оборудованию места сбора твердых коммунальных отходов на придомовой (дворовой) территории многоквартирных домов в границах следующих участков: <адрес> (с кадастровым номером №, площадь 3975 кв.м, разрешенное использование – для размещения многоквартирного жилого дома); <адрес> (с кадастровым номером №, площадь 3303 кв.м, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома); <адрес> (с кадастровым номером №, площадь 1969 кв.м, разрешенное использование – для малоэтажной многоквартирной жилой застройки); <адрес> (с кадастровым номером №, площадь 1656 кв.м, разрешенное использование – для малоэтажной многоквартирной жилой застройки); <адрес> (с кадастровым номером №, площадь 1152 кв.м, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома); <адрес> (с кадастровым номером №, площадь 2149 кв.м, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома); о возложении обязанности по организации и оборудованию места сбора твердых коммунальных отходов на придомовых территориях: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что ООО «УК ДОМ ПЛЮС» на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами по вышеуказанным адресам, заключены договоры управления: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Актами обследования территорий от ДД.ММ.ГГГГ установлено отсутствие надлежаще оборудованных мест сбора ТКО на придомовых территориях данных домов. Поставлены на кадастровый учет, имеют границы и являются общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирного дома следующие земельные участки: <адрес> (с кадастровым номером №. площадь 3975 кв.м, разрешенное использование – для размещения многоквартирного жилого дома); <адрес> (с кадастровым номером №, площадь 3303 кв.м. разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома); <адрес> (с кадастровым номером №, площадь 1969 кв.м, разрешенное использование – для малоэтажной многоквартирной жилой застройки); <адрес> (с кадастровым номером №, площадь 1656 кв.м, разрешенное использование – для малоэтажной многоквартирной жилой застройки)4 <адрес> (с кадастровым номером №, площадь 1152 кв.м, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома); <адрес> «А» (с кадастровым номером №, площадь 2149 кв.м, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома). Земельные участки, образующие придомовую территорию, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, на кадастровый учет не поставлены, их границы не определены. Согласно технической документации (техпаспорту дома), площадь застройки и конфигурация земельных участков установлена, участки находятся в непосредственном пользовании собственников помещений многоквартирных домов, в их пределах расположено прочее общее имущество многоквартирных домов, к примеру, сараи, выгребные ямы и прочее. Действующим законодательством на общество как на организацию, осуществляющую обслуживание жилого дома, возложена обязанность по содержанию площадок для сбора твердых бытовых отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирного дома, что определяет также и обязанность принятия мер по организации такой площадки в составе общего имущества. При этом общество обязано осуществлять мероприятия по организации и содержанию прилегающей к дому территории независимо от оформления прав на земельный участок и постановки его на кадастровый учет, в том числе, содержать места накопления твердых коммунальных отходов, осуществлять надлежащую организацию сбора, вывоза и транспортировки твердых бытовых отходов. В октябре 2019 года (МКД по <адрес>; по <адрес>; по <адрес>), в июне 2019 года (МКД по <адрес>) Управляющей организации были внесены предписания об устранении норм жилищного законодательства, согласно которым ответчику вменялось в обязанность в месячный срок оборудовать контейнерную площадку для установки мусороприемников с установкой необходимого количества контейнеров, поддерживать ее в надлежащем состоянии, организовать своевременный вывоз мусора. В ответ на полученные предписания в отношении МКД по <адрес>, Управляющая организация бездействовала и бездействует по настоящее время. В ответ на предписания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МКД по <адрес>, Управляющая организация сообщила о проведении общих собраний собственников помещений в указанных домах по вопросу оборудования контейнерных площадок. Однако также не предприняла мер для создания и оборудования таковых. Граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых исполнителем по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем, на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей
На судебное заседание представитель истца – администрации МО «Кулойское» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика – ООО «УК ДОМ ПЛЮС» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Согласно представленному отзыву, ООО «УК ДОМ ПЛЮС» (далее, также – Управляющая компания) действительно является управляющей организацией в отношении следующих многоквартирных жилых домов <адрес>. Управляющей компанией с собственниками жилых помещений были заключены договоры по управлению вышеуказанными многоквартирными домами. Истцом не предоставлено доказательств, что спорным многоквартирным домам расположенных по адресу: <адрес>, в качестве общего имущества принадлежит придомовая территория. Поскольку придомовая территория и ее границы у спорных многоквартирных домов не определена должным образом до настоящего времени, производство строительных работ в порядке обустройства территории, в том числе оборудование контейнерных площадок, не входит в компетенцию Управляющей компании. В соответствии действующим законодательством РФ и нормативно-правовыми актами в области сбора, накопления, транспортирования, обработке, утилизации обезвреживания, захоронения отходов, на территории Архангельской области применяется централизованная система сбора ТКО, которая представлена двумя способами организации: контейнерный и бестарный (в пакетах). Бестарная система, как правило, применяемая на территории малых муниципальных образований, – это вывоз отходов при помощи специализированной техники без использования контейнеров для отходов, при этом заезд мусоровывозящей техники к определенному объекту осуществляется в установленные дни и часы. Управляющей компанией, с целью определения мест под контейнерные площадки для сбора ТКО, согласования количества контейнеров и их макетов, стоимости их изготовления были проведены внеочередные общие собрания собственников помещений многоквартирных домов (п. 4 протокола итогов голосования внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома), на которых были приняты следующие решения: <адрес> протокол собрания от ДД.ММ.ГГГГ, против установки контейнерной площадки, ввиду неявки большинства собственников дома, кворума собрания нет; <адрес> протокол собрания от ДД.ММ.ГГГГ, против установки контейнерной площадки, ввиду неявки большинства собственников дома, кворума собрания нет; <адрес> протокол от ДД.ММ.ГГГГ, против установки контейнерной площадки, ввиду неявки большинства собственников дома, кворума собрания нет; <адрес> протокол от ДД.ММ.ГГГГ, не устанавливать контейнерную площадку, оставить бестарный способ сбора ТКО; <адрес> протокол от ДД.ММ.ГГГГ, не устанавливать контейнерную площадку, оставить бестарный способ сбора ТКО; <адрес> протокол от ДД.ММ.ГГГГ, не устанавливать контейнерную площадку, оставить бестарный способ сбора ТКО. Администрация МО «Кулойское» была уведомлена о проведении внеочередных общих собраний, вместе с тем на данные собрания представители администрации МО не явились. Размещение площадок для сбора ТКО на нескольких придомовых территориях домов, расположенных по <адрес> с соблюдением санитарных правил невозможен, поскольку расстояние от стены дома до границы участка составляет менее 20 метров. Ввиду невозможности организации контейнерных площадок на придомовой территории (площадь не позволяет разместить площадки в соответствии с действующим законодательством), ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации МО «Кулойское» на согласование были направлены схемы по размещению контейнерных площадок на территории <адрес>. До настоящего времени ответа на данное письмо не поступило.
Представитель третьего лица Управления капитального строительства, архитектуры и экологии администрации МО «Вельский муниципальный район» в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд рассматривает дело в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав письменные материалы дела, доводы искового заявления, отзыва на исковое заявление, суд приходит к следующему.
Статья 42 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Частью 1 ст. 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 1.1 ст. 161 ЖК РФ установлено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ, в числе прочего имущества, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (контейнеры, специально оборудованные площадки и т.п.) предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома, следовательно, в числе прочего имущества, являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании части 1.2 статьи 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (ред. от 15.12.2018) «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (вместе с «Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме») (далее – Постановление № 290) утверждён минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 26 (1) Постановления № 290, одним из видов услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, являются работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Таким образом, содержание контейнерной площадки и прилегающей территории являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170.
Подпунктами 3.7.1., 3.7.4., 3.7.15 вышеназванных Правил определена обязанность управляющих компаний по оборудованию контейнерной площадки для установления мусоросборников на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений, обеспечению установки бункеров накопителей для крупногабаритных отходов, обеспечению установки сборников (мусоросборников) для твёрдых отходов.
В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее – СанПиН 42-128-4690-88) определены санитарно-эпидемиологические требования в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и установлено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры, а пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» предусмотрено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В силу части 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу ч. 4 названной статьи Закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 8 закона № 89-ФЗ и п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее – Правила № 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно – заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее – заявка) (п. 4 Правил № 1039).
В соответствии со ст.ст. 40 и 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, в том числе, вопрос участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, утверждение правил благоустройства, контроля за их соблюдением и т.д.
Возложенные п. 18, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп. 19, 20 ч. 1 ст. 7 Устава городского поселения «Кулойское», полномочия по решению вышеназванных вопросов местного значения городского поселения в силу п. 3 ст. 26 Устава в общем и целом, в пределах компетенции, исполняются администрацией МО «Кулойское».
В силу ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Исходя из положений указанного выше закона, граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых исполнителем по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей. («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017).
На основании ст. 44 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного крута потребителей).
В судебном заседании установлено, что на основании договоров управления многоквартирными домами № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного <адрес>, № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного <адрес> <адрес>, № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного <адрес>, № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного <адрес> <адрес>, № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного <адрес>, № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного <адрес>, № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного <адрес>, № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного <адрес>, № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного <адрес> <адрес>, № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного <адрес> <адрес>, № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного <адрес>, ООО «УК ДОМ ПЛЮС» является управляющей организацией в отношении вышеуказанных многоквартирных домов.
ООО «УК ДОМ ПЛЮС» является юридическим лицом, зарегистрированном в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ, основной вид деятельности – управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
На основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК ДОМ ПЛЮС» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Земельные участки поставлены на кадастровый учет под номерами: № (площадь 3303 кв.м, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома, <адрес>); № (площадь 3975 кв.м, разрешенное использование – для размещения многоквартирного четырехэтажного жилого дома, <адрес>); № (площадь 1969 кв.м, разрешенное использование – для малоэтажной многоквартирной жилой застройки, <адрес>); № (площадь 1656 кв.м, разрешенное использование – для малоэтажной многоквартирной жилой застройки, <адрес>); № (площадь 1152 кв.м, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома, <адрес>); № (площадь 2149 кв.м, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания многоквартирного двухэтажного жилого дома, <адрес> «А»), в силу ст. 36 Жилищного кодекса РФ, п. 5 ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» являются общей долевой собственностью собственников помещений соответствующего многоквартирного дома.
В силу ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ реестр собственников помещений в многоквартирном доме ведет управляющая организация, а именно, в данном случае, ООО «УК ДОМ ПЛЮС».
Земельные участки, образующие придомовую территорию, и расположенные по адресам: <адрес>, на кадастровый учет не поставлены, их границы не определены.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 года № 12-П, вынесенного по результатам проверки на соответствие Конституции РФ нормы ч. 3 ст. 16 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 ст. 16 ФЗ от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Аналогичная правовая позиция приведена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой собственности и других вещных прав», в котором дополнительно указано, что при определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
Согласно письму Минэкономразвития РФ от 16 октября 2009 года № Д 23-3410 «О передаче земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме» следует, что государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.
Исходя из системного толкования вышеприведенных норм права, не проведение государственного кадастрового учета земельного участка не может служить препятствием для принятия решения собственниками жилого дома о несении расходов на содержание придомовой территории и об использовании земельного участка, составляющего придомовую территорию.
Таким образом, действующим законодательством на ООО «УК ДОМ ПЛЮС», как на организацию, осуществляющую обслуживание жилых домов, возложена обязанность по содержанию площадок для сбора твердых бытовых отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирного дома, что определяет также и обязанность принятия мер по организации такой площадки в составе общего имущества.
При этом ООО «УК ДОМ ПЛЮС» обязано осуществлять мероприятия по организации и содержанию прилегающей к дому территории независимо от оформления прав на земельный участок и постановки его на кадастровый учет, в том числе, содержать места накопления твердых коммунальных отходов, осуществлять надлежащую организацию сбора, вывоза и транспортировки твердых бытовых отходов.
Из актов обследования придомовой территории от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате произведенного обследования придомовой территории многоквартирных жилых домов по адресам: <адрес>, установлено отсутствие мест (площадок) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства РФ (Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, СанПин 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления).
13 июня 2019 года ООО «УК ДОМ ПЛЮС» выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
В результате обследований придомовых территорий, проведенных представителями администрации МО «Кулойское» ДД.ММ.ГГГГ, на территории многоквартирных жилых домов по адресам: <адрес>, установлено отсутствие мест (площадок) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства РФ (Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, СанПин 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления).
03 октября 2019 года ООО «УК ДОМ ПЛЮС» выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Из актов обследования придомовой территории от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате произведенного обследования придомовой территории многоквартирных жилых домов по адресам в <адрес>, установлено неисполнение выданных предписаний и нарушение норм Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, СанПин 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления.
Проведенные внеочередные общие собрания собственников помещений многоквартирных домов, на которых приняты решения: <адрес> (протокол собрания от ДД.ММ.ГГГГ), против установки контейнерной площадки, ввиду неявки большинства собственников дома, кворума собрания нет; <адрес> (протокол собрания от ДД.ММ.ГГГГ), против установки контейнерной площадки, ввиду неявки большинства собственников дома, кворума собрания нет; <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), против установки контейнерной площадки, ввиду неявки большинства собственников дома, кворума собрания нет; <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), не устанавливать контейнерную площадку, оставить бестарный способ сбора ТКО; <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), не устанавливать контейнерную площадку, оставить бестарный способ сбора ТКО; <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), не устанавливать контейнерную площадку, оставить бестарный способ сбора ТКО, суд расценивает как попытку ООО «УК ДОМ ПЛЮС» уйти от гражданско-правовой ответственности по выполнению требований, предусмотренных действующим законодательством в сфере предоставления коммунальных услуг и обращения с отходами производства и потребления.
Доводы ответчика о том, что оборудование контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов не входит в обязанности управляющей организации, поскольку по ряду земельных участков отсутствуют документы о надлежащем оформлении границ придомовой территории и земельного участка придомовой территории в собственность собственников помещений многоквартирных домов; общим собранием многоквартирных домов не принято решение об оборудовании контейнерной площадки, места сбора твердых коммунальных отходов (контейнерные площадки) на придомовой территории не включены (не согласованы) в территориальную схему обращения с отходами, а, следовательно, обязанность по организации и оборудованию места сбора твердых коммунальных отходов относится к полномочиям администрации МО «Кулойское», являются несостоятельными, основанными на неверном толковании закона.
Ссылка ответчика на неисполнимость судебного акта в связи с отсутствием возможности размещения контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов в границах земельных участков многоквартирных домов, также не может быть признана состоятельной, поскольку выбор способа исполнения возложенной законом обязанности по обеспечению мест сбора и вывоза твердых бытовых отходов, принадлежит ответчику. Таким способом может являться как получение в установленном законом порядке земельного участка под обозначенные цели, так и заключение соглашения о порядке и условиях использования имеющихся контейнерных площадок с их собственником.
При таких обстоятельствах, суд считает, что заявление администрации МО «Кулойское» подлежит удовлетворению, поскольку в судебном заседании нашел свое подтверждение факт ненадлежащего выполнения ООО «УК ДОМ ПЛЮС» по организации и оборудованию мест сбора твердых коммунальных отходов, согласно действующим жилищным и санитарным нормам и правилам, на придомовой территории многоквартирных домов в границах следующих участков: <адрес> (с кадастровым номером №, площадь 3975 кв.м, разрешенное использование – для размещения многоквартирного жилого дома); <адрес> Кулой, ул. Мира, д. 7 (с кадастровым номером №, площадь 3303 кв.м, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома); <адрес> (с кадастровым номером №, площадь 1969 кв.м, разрешенное использование – для малоэтажной многоквартирной жилой застройки); Архангельская <адрес> 12 (с кадастровым номером №, площадь 1656 кв.м, разрешенное использование – для малоэтажной многоквартирной жилой застройки); <адрес> (с кадастровым номером №, площадь 1152 кв.м, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома); <адрес> (с кадастровым номером №, площадь 2149 кв.м, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома); <адрес>, чем нарушаются права жителей МО «Кулойское».
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования администрации муниципального образования «Кулойское» в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «УК ДОМ ПЛЮС» о возложении обязанности по организации и оборудованию мест сбора твердых коммунальных отходов придомовой (дворовой) территории многоквартирных домов – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «УК ДОМ ПЛЮС»:
- организовать и оборудовать места сбора твердых коммунальных отходов на придомовой (дворовой) территории многоквартирных домов в границах следующих участков: <адрес> (с кадастровым номером №, площадь 3975 кв.м, разрешенное использование – для размещения многоквартирного жилого дома); <адрес> (с кадастровым номером №, площадь 3303 кв.м, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома); <адрес> (с кадастровым номером №, площадь 1969 кв.м, разрешенное использование – для малоэтажной многоквартирной жилой застройки); <адрес> (с кадастровым номером №, площадь 1656 кв.м, разрешенное использование – для малоэтажной многоквартирной жилой застройки); <адрес> (с кадастровым номером №, площадь 1152 кв.м, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома); <адрес> (с кадастровым номером №, площадь 2149 кв.м, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома);
- организовать и оборудовать места сбора твердых коммунальных отходов на придомовых территориях: <адрес>.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «УК ДОМ ПЛЮС» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий А.Н. Цаплин