Дело № 2а-1437/2021
УИД 52RS0007-01-2020-006117-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2021 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Александровой Т.В.,
при секретаре Татарницевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1437/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по Советскому району г. Нижнего Новгорода к Прокофьевой Наталье Александровне о взыскании задолженности по транспортному налогу
установил:
ИФНС России по Советскому району г. Нижнего Новгорода обратилась в Советский районный суд г. Нижнего Новгорода к Прокофьевой Н.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, в обоснование своих требований, указав, что административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога за 2017 год, поскольку имела в собственности транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения. Поскольку в срок, указанный в налоговом уведомлении налог уплачен не был, на основании ст.75 НК РФ были начислены пени за несвоевременную уплату налогов и направлено требование об уплате пени. До настоящего времени требование не исполнено. Просит взыскать с Прокофьевой Н.А. задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 7.515 рублей, пени в сумме 119 рублей 55 копеек, а всего взыскать 7.634 рубля 55 копеек. Просит восстановить пропущенный срок для подачи административного иска, в связи с тем, что с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье налоговый орган не обращался.
Определением Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 10.02.2021 административное дело передано по подсудности в Железнодорожный районный суд г. Самары.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Советскому району г. Нижнего Новгорода, не явился, о дате и времени судебного заседания надлежащим образом извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представила заявление о прекращении производства по делу в связи с оплатой задолженности по налогам.
В силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Изучив материалы административного дела, суд полагает в удовлетворении административного искового заявления следует отказать по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам и сборам.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
На основании ст. 363 НК РФ транспортный налог и налог на имущество физических лиц уплачиваются не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим периодом.
Как установлено в судебном заседании на основании сведений Федеральной информационной системы Госавтоинспекции РФ, на имя Прокофьевой Н.А. в 2017 году зарегистрирован автомобиль Ниссан Теана, 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак № (л.д.64-65), а, следовательно, она была обязана уплатить транспортный налог.
Налог за 2017 год подлежал уплате в срок не позднее 01 декабря 2018 года.
Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, когда обязанность по начислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента, налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
В этих случаях обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (пункт 6 статьи 58 НК РФ).
Как следует из материалов дела, налоговое уведомление № 56439768 от 23.08.2018 об уплате транспортного налога за 2017 год в срок до 03.12.2016 (л.д.19) направлено ответчику заказной почтой 13.09.2018 (л.д.20).
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
К административному иску налоговым органом приложено требование № 4237 от 04.02.2019 об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 7.515 рублей и пени в сумме 119 рублей 55 копеек года со сроком исполнения 21.03.2019 (л.д. 15).
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогу истек 21.09.2019.
К мировому судье с заявлением в порядке п. 2 ст. 48 НК РФ административный истец не обращался.
Административный иск в Советский районный суд г.Н.Новгород подан 11.12.2020, т.е. также с пропуском установленного законом срока.
В обоснование ходатайства о восстановлении срока подачи административного иска налоговый орган ссылается на то, что к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа он не обращался, в связи с чем вправе обратиться с иском в суд.
Между тем, ненадлежащее исполнение налоговым органом своих обязанностей, а также несоблюдение установленного законом порядка взыскания недоимки не является уважительной причиной, в силу которой срок обращения в суд может быть восстановлен.
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд. При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
При указанных обстоятельствах, доводы административного истца не являются уважительными, в связи с чем пропущенный процессуальный срок восстановлению не подлежат.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного иска, предусмотренного ч. 1 ст. 286 КАС РФ, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени за 2017 г.
Разрешая ходатайство административного ответчика о прекращении производства по делу в связи с уплатой недоимки, суд полагает его подлежащим отклонению, поскольку, во-первых, установленные ст. 194 КАС РФ основания прекращения производства по административному делу отсутствую. Во-вторых, из представленной административным ответчиком квитанции следует, что она оплатила задолженность по налогам за иной налоговый период (л.д. 70).
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Советскому району г. Нижнего Новгорода к Прокофьевой Наталье Александровне о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 21 мая 2021 года.
Председательствующий судья (подпись) Т.В. Александрова
Копия верна.
Судья Секретарь
.