Дело № 2-139/2017г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
р.п. Хохольский 27 февраля 2017 года
Хохольский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего – судьи Павленко А.П.,
при секретаре Квасовой Е.А.,
с участием - помощника прокурора Хохольского района Турищева Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хохольского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Оськинского сельского поселения о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности оформить право собственности на земельные участки, на которых расположены кладбища,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Хохольского района Воронежской области обратился в суд с исковым заявлением к ответчику администрации Оськинского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности оформить право собственности на земельные участки, на которых расположены кладбища.
В обоснование искового заявления истец указывает, что прокуратурой Хохольского района Воронежской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере использовании муниципального имущества, в ходе которой установлено следующее.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131- ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии со ст. 9 Устава Оськинского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области, к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п.3), организация ритуальных услуг и содержания мест захоронений (п. 21) (л.д. 12-13).
Однако ответчик не принимает никаких мер по оформлению в собственность земельных участков, занятых кладбищами, которые расположены на территории поселения. В связи с этим, прокурор просит суд обязать ответчика оформить право собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище (<адрес>), ссылаясь на требования действующего законодательства в сфере использовании муниципального имущества.
В судебном заседании помощник прокурора Турищев Ю.В. доводы искового заявления полностью поддержал, обосновав и мотивировав исковые требования в рамках действующего законодательства.
Ответчик – администрация Оськинского сельского поселения своего представителя в судебное заседание не направил, в своём заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие, иск признают. Согласно представленного отзыва на исковое заявление, ответчик пояснил, что в течение 2017 года будут произведены работы по оформлению в муниципальную собственность земельного участка, занятого кладбищем.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав позицию истца, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку обстоятельства, изложенные в исковом заявлении полностью нашли своё подтверждение в судебном заседании.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направлено в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 9 Устава Оськинского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области, к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п.3), организация ритуальных услуг и содержания мест захоронений (п. 21).
Согласно ст. 18 Федерального закона РФ № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 16 п. 4, п. 5 Федерального закона РФ № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 8-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О погребении и похоронном деле», места погребения (с расположенными на них кладбищами) по принадлежности могут быть государственными и муниципальными. Из системного толкования указанных положений можно сделать вывод об отнесении земельных участков, занятых кладбищами, к собственности муниципальных образований. Следовательно, земли кладбищ могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, а общественные кладбища могут быть только муниципальными. Этот вывод соответствует и положениям ст. 50 ч.2 п. 3 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой в собственности поселений может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно ответа главы администрации Оськинского сельского поселения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, кладбище <адрес> на балансе администрации Оськинского сельского поселения не состоит, в реестре муниципальной собственности не числится, правоустанавливающие и землеотводящие документы на земельный участок отсутствуют.
Работа по оформлению земельного участка, занятого кладбищем, в муниципальную собственность не ведется, договор на межевание не заключался, данные работы не оплачивались, межевание не проводилось, земельные участки не поставлены на кадастровый учет, в связи с чем невозможно оформление права собственности на них, так как земельные участки не сформированы (л.д. 7).
Согласно ст.ст. 209, 215 ГК РФ, ст. 51 Федерального закона РФ № 131- ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальное имущество без каких-либо ограничений может находиться в режиме казны муниципального образования; закрепляться за муниципальными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; передаваться на ином вещном или обязательственном праве, в т.ч. праве аренды, иным физическим или юридическим лицам.
Следовательно, земли кладбищ могут находиться как в муниципальной собственности, так и передаваться после оформления муниципальной собственности муниципальным образованием во владение и пользование иным юридическим лицам (муниципальным предприятиям и учреждениям либо иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере погребения и оказания ритуальных услуг).
При отсутствии оформленных прав муниципального образования на земельные участки, занятые кладбищами, услуга по предоставлению гражданам земельных участков на этом кладбище для захоронения осуществляется без имеющихся на то полномочий.
Вместе с тем, согласно ст. 17 п. 3, п. 4 Федерального закона РФ № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения, органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные Постановлением № 84 от 28.06.2011 Главного государственного врача РФ, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ч.1 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2001 «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В силу ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Бездействие администрации Оськинского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по оформлению в собственность земельного участка занятого кладбищем, который расположен на территории поселения, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, так как проведение предусмотренных законом мероприятий по содержанию кладбища, контролю за состоянием кладбища невозможно без достаточного финансирования за счёт средств местного бюджета, в который не включены статьи расходов по содержанию кладбища в связи с отсутствием права муниципальной собственности на земельные участки, занятые кладбищами, и как следствие, на сами кладбища. Кроме того, нарушаются права неопределенного круга лиц на получение установленных законом гарантий погребения умерших на отведенных и предоставленных для этих целей земельных участках лицом, обладающим такими полномочиями.
В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая изложенное, принимая признание иска ответчиком, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Признать бездействие администрации Оськинского сельского поселения Хохольского муниципального района, Воронежской области, выразившееся в непринятии мер по оформлению в собственность земельного участка, занятого кладбищем, который расположен на территории поселения, незаконным.
2. Обязать администрацию Оськинского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области оформить право собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище (<адрес>) в течение года со для вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия, через районный суд.
Председательствующий
Дело № 2-139/2017г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
р.п. Хохольский 27 февраля 2017 года
Хохольский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего – судьи Павленко А.П.,
при секретаре Квасовой Е.А.,
с участием - помощника прокурора Хохольского района Турищева Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хохольского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Оськинского сельского поселения о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности оформить право собственности на земельные участки, на которых расположены кладбища,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Хохольского района Воронежской области обратился в суд с исковым заявлением к ответчику администрации Оськинского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности оформить право собственности на земельные участки, на которых расположены кладбища.
В обоснование искового заявления истец указывает, что прокуратурой Хохольского района Воронежской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере использовании муниципального имущества, в ходе которой установлено следующее.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131- ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии со ст. 9 Устава Оськинского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области, к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п.3), организация ритуальных услуг и содержания мест захоронений (п. 21) (л.д. 12-13).
Однако ответчик не принимает никаких мер по оформлению в собственность земельных участков, занятых кладбищами, которые расположены на территории поселения. В связи с этим, прокурор просит суд обязать ответчика оформить право собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище (<адрес>), ссылаясь на требования действующего законодательства в сфере использовании муниципального имущества.
В судебном заседании помощник прокурора Турищев Ю.В. доводы искового заявления полностью поддержал, обосновав и мотивировав исковые требования в рамках действующего законодательства.
Ответчик – администрация Оськинского сельского поселения своего представителя в судебное заседание не направил, в своём заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие, иск признают. Согласно представленного отзыва на исковое заявление, ответчик пояснил, что в течение 2017 года будут произведены работы по оформлению в муниципальную собственность земельного участка, занятого кладбищем.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав позицию истца, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку обстоятельства, изложенные в исковом заявлении полностью нашли своё подтверждение в судебном заседании.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направлено в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 9 Устава Оськинского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области, к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п.3), организация ритуальных услуг и содержания мест захоронений (п. 21).
Согласно ст. 18 Федерального закона РФ № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 16 п. 4, п. 5 Федерального закона РФ № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 8-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О погребении и похоронном деле», места погребения (с расположенными на них кладбищами) по принадлежности могут быть государственными и муниципальными. Из системного толкования указанных положений можно сделать вывод об отнесении земельных участков, занятых кладбищами, к собственности муниципальных образований. Следовательно, земли кладбищ могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, а общественные кладбища могут быть только муниципальными. Этот вывод соответствует и положениям ст. 50 ч.2 п. 3 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой в собственности поселений может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно ответа главы администрации Оськинского сельского поселения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, кладбище <адрес> на балансе администрации Оськинского сельского поселения не состоит, в реестре муниципальной собственности не числится, правоустанавливающие и землеотводящие документы на земельный участок отсутствуют.
Работа по оформлению земельного участка, занятого кладбищем, в муниципальную собственность не ведется, договор на межевание не заключался, данные работы не оплачивались, межевание не проводилось, земельные участки не поставлены на кадастровый учет, в связи с чем невозможно оформление права собственности на них, так как земельные участки не сформированы (л.д. 7).
Согласно ст.ст. 209, 215 ГК РФ, ст. 51 Федерального закона РФ № 131- ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальное имущество без каких-либо ограничений может находиться в режиме казны муниципального образования; закрепляться за муниципальными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; передаваться на ином вещном или обязательственном праве, в т.ч. праве аренды, иным физическим или юридическим лицам.
Следовательно, земли кладбищ могут находиться как в муниципальной собственности, так и передаваться после оформления муниципальной собственности муниципальным образованием во владение и пользование иным юридическим лицам (муниципальным предприятиям и учреждениям либо иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере погребения и оказания ритуальных услуг).
При отсутствии оформленных прав муниципального образования на земельные участки, занятые кладбищами, услуга по предоставлению гражданам земельных участков на этом кладбище для захоронения осуществляется без имеющихся на то полномочий.
Вместе с тем, согласно ст. 17 п. 3, п. 4 Федерального закона РФ № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения, органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные Постановлением № 84 от 28.06.2011 Главного государственного врача РФ, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ч.1 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2001 «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В силу ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Бездействие администрации Оськинского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по оформлению в собственность земельного участка занятого кладбищем, который расположен на территории поселения, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, так как проведение предусмотренных законом мероприятий по содержанию кладбища, контролю за состоянием кладбища невозможно без достаточного финансирования за счёт средств местного бюджета, в который не включены статьи расходов по содержанию кладбища в связи с отсутствием права муниципальной собственности на земельные участки, занятые кладбищами, и как следствие, на сами кладбища. Кроме того, нарушаются права неопределенного круга лиц на получение установленных законом гарантий погребения умерших на отведенных и предоставленных для этих целей земельных участках лицом, обладающим такими полномочиями.
В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая изложенное, принимая признание иска ответчиком, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Признать бездействие администрации Оськинского сельского поселения Хохольского муниципального района, Воронежской области, выразившееся в непринятии мер по оформлению в собственность земельного участка, занятого кладбищем, который расположен на территории поселения, незаконным.
2. Обязать администрацию Оськинского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области оформить право собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище (<адрес>) в течение года со для вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия, через районный суд.
Председательствующий