№ 2-2213/2020
24RS0013-01-2020-000839-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2020 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Оголихиной О.М.,
при секретаре Шенкель А.О.,
с участием: представителя истца- Министерства социальной политики Красноярского края –Судаковой Н.В., действующей по доверенности, ответчика Задорожной Екатерины Владимировны, представителя третьих лиц- администрации п. Кедровый и МБУ СШ «Искра» п. Кедровый Красноярского края Быковских О.Н., действующего по доверенностям,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства социальной политики Красноярского края к Задорожной Екатерине Владимировне о взыскании сумм неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство социальной политики Красноярского края обратилось в суд с иском к Задорожной Е.В. о взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование заявленных требований указало на то, что Задорожная Е.В., находясь в трудовых отношениях с муниципальным бюджетным учреждением дошкольного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Искра» п. Кедровый Красноярского края» в должности директора, для которой эта работа являлась основной, являлась получателем мер социальной поддержки- ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и освещения, как педагогический работник муниципальной образовательной организации, работающий и проживающий в сельской местности, в соответствии с Законом Красноярского края № 13-2804 от 17.12.2004г. «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», Закона Красноярского края № 10-4691 от 10.06.2010г. «О предоставлении мер социальной поддержки и оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городским поселках (поселках городского типа)».
Субсидии лицам, работающим и проживающим в сельской местности педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, предоставляются педагогическим работникам, для которых указанные учреждения являются основным местом работы.
07.10.2014г. Задорожная Е.В. была освобождена с должности директора МБОУ ДОД ДЮСШ «Искра» и принята на должность тренера-преподавателя по совместительству. С 08.10.2014г. основным местом работы Задорожной Е.В. являлась выборная должность - главы поселка, председателя совета депутатов п. Кедровый Красноярского края.
В марте 2017г. орган местного самоуправления, проводя проверку получателей субсидий, установил, что Задорожная Е.В., в отношении которой орган местного самоуправления принял решение о предоставлении субсидий, перестала относиться к категории получателей субсидии с октября 2014г., с 01.04.2017г. выплата субсидии Задорожной Е.В. была приостановлена.
Таким образом, Задорожная Е.В. незаконно получила субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, выплаченных по Закону Красноярского края № 13-2804 от 17.12.2014г. за период с 07.10.2014г. по 31.03.2017г. в размере 115955,52 руб., а также в соответствии с Законом Красноярского края № 10-4691 от 10.06.2010г. за период с 19.12.2014г. по 31.03.2017г. – 3766,72 руб., всего на сумму 119722,24 руб.
Таким образом, бюджету Красноярского края нанесен ущерб.
Просили взыскать с Задорожной Е.В. в пользу Министерства социальной политики Красноярского края сумму неосновательного обогащения -119722,24 руб.
В судебном заседании представитель истца Министерства социальной политики Красноярского края Судакова Н.В. поддержала исковые требования.
Ответчик Задорожная Е.В. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, просила о применении срока исковой давности, так как истец о нарушении своего права узнал в марте 2017г., в суд с иском обратился 13.02.2020г., в связи с чем исковые требования за период с 07.10.2014г. по январь 2017г. заявлены с пропуском срока исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа истцу в иске.
Кроме того, возражала против удовлетворения исковых требований о взыскании сумм субсидии, выплаченных 17.02.2017г. – 9348,38 руб. и 22.03.2017г.- 4674,19 руб., а всего на сумму 14022,19 руб., поскольку в заявлении от 14.02.2012г. делегировала полномочия органу социальной защиты населения принимать решения без дополнительного заявления принимать решения о предоставлении мер социальной поддержки.
Кроме того, просила учесть, что, согласно представленному истцом в материалы дела протоколу назначения субсидии на электроэнергию отдельным категориям граждан от 17.02.2012г., субсидии в размере 3169,75 руб. и 144,78 руб. установлены ей пожизненно. В связи с чем, оснований для возврата выплаченных денежных сумм не имеется.
В ее действиях нет недобросовестного поведения, а со стороны истца имеет место счетная ошибка, что является основанием к отказу о взыскании с нее вышеуказанных сумм.
Представитель третьих лиц - администрации п. Кедровый и МБУ СШ «Искра» п. Кедровый Красноярского края Быковских О.Н. исковые требования Министерства социальной политики поддержал.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно следующих обстоятельств: обогащение за счет другого и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, правовым актом или сделкой оснований.
Законом Красноярского края N 13-2804 от 17 декабря 2004 года "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" установлены субсидии лицам, работающим и проживающим в сельской местности (статья 6).
Согласно пункту 1 названной нормы Закона руководителям и специалистам краевых государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства (за исключением общеотраслевых должностей служащих, перечень которых утвержден федеральным органом исполнительной власти), работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, городских поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения являются основным местом работы, предоставляются субсидии в следующих размерах:
а) 100 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы, установленной законом края;
б) 100 процентов оплаты электрической энергии, тепловой энергии, в том числе приобретения твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого топлива при проживании в домах, не имеющих центрального отопления, и при наличии печного отопления, в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 (ред. от 02.12.2015) "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)" предусмотрено, что настоящий Закон устанавливает размер, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением (далее - денежные выплаты) педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Красноярского края.
В соответствии с п.3 ст. 5 Закона Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 денежные выплаты предоставляются на период работы педагогического работника в краевой государственной или муниципальной образовательной организации, за исключением педагогического работника, проживающего в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), последним местом работы которого до выхода на пенсию была образовательная организация в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), имеющего общий стаж по основному месту работы в образовательных организациях в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), за исключением федеральных государственных образовательных организаций, не менее 10 лет, которому денежные выплаты предоставляются бессрочно (в случае установления пенсии по инвалидности - на период установления инвалидности).
Согласно ст. 6 Закона Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления денежных выплат, указанных в статье 3 настоящего Закона, в следующих случаях: прекращения педагогическим работником трудовых отношений с краевой государственной или муниципальной образовательной организацией - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором педагогический работник прекратил трудовые отношения.
Возврат в краевой бюджет необоснованно полученных средств денежных выплат, указанных в статье 3 настоящего Закона, производится педагогическим работником добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании заявления Задорожной Е.В. от 14.02.2012г. (л.д.10-11), состоящей в должности директора МБОУ ДОД ДЮСШ «Искра», администрацией п. Кедровый Красноярского края на основании закона Красноярского края от 17.12.2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», а также закона Красноярского края от 10.06.2010г. №10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки и оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)» была предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д.6-7,22).
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 28.01.2019г., вступившего в законную силу 22.04.2019г., установлено, что решением Совета депутатов п. Кедровый Красноярского края от 06.10.2014г. Задорожная Е.В. избрана Главой поселка Кедровый Красноярского края и распоряжением № 19-к/СД от 07.10.2014г. назначена на указанную должность с 08.10.2014г., указанная должность являлась для Задорожной Е.В. основным местом работы (л.д.40-44, 37-39).
Согласно представленным истцом справкам, Задорожной Е.В. за период с октября 2014 года по март 2017 года выплачена компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан – 115955,52 руб. (л.д.6-7,19,20-21); за период с октября 2014 года по март 2017 года выплачена компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг на эл. энергию отдельным категориям граждан-3766,72 руб. (л.д.22).
Суд находит обоснованными исковые требования Министерства о взыскании с ответчика необоснованно полученных Задорожной Е.В. сумм компенсаций, поскольку у последней правовых оснований для получения и сбережения указанных сумм не имелось.
При этом, предусмотренных законом оснований для отказа истцу в иске, предусмотренных положениями ст. 1109 ГК РФ, не имеется, исходя из буквального содержания положений указанной статьи, в которой перечислены основания, по которым не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения выплаченные денежные средства.
Доводы ответчика о том, что истцом допущена счетная ошибка-несостоятельны, так как счетной ошибкой является ошибка, допущенная в арифметических действиях (действиях, связанных с подсчетом), в то время как из материалов дела следует, что выплата сумм компенсаций получена ответчиком в отсутствие для ее получения оснований.
Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ).
Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию излишне выплаченную ответчику суммы компенсаций.
Вместе с тем, доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности заслуживают внимания.
Так, согласно положениям ч.1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определенного в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
Согласно ч.1 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 43 от 29.09.2015г. «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности» по смыслу статьи 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым ст. 220 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 ст. 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа.
Если после оставления иска без рассмотрения неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев, за исключением случаев, когда иск был оставлен без рассмотрения по основаниям, предусмотренным абзацами вторым, четвертым, седьмым и восьмым статьи 222 ГПК РФ, пунктами 2, 7 и 9 части 1 статьи 148 АПК РФ (пункт 3 статьи 204 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что ранее, Министерство социальной политики Красноярского края обращалось в суд с вышеуказанным иском -03.07.2018г., 25.11.2019г. исковое заявление было оставлено без рассмотрения по причине вторичной неявки истца; с вышеуказанным иском истец - Министерство социальной политики Красноярского края обратилось в суд 10.03.2020г. Таким образом, течение срока исковой давности прерывалось на 1 год 4 мес. 22 дня.
Таким образом, требования истца о взыскании с ответчика Задорожной Е.В. сумм компенсаций, выплаченных ранее 20.10.2015г. удовлетворению не подлежат, так как заявлены за пределами срока исковой давности (11.03.2020г. минус 3 года- 11.03.2017г.+1г. 4мес. 22 дня на который срок исковой давности прерывался в связи с обращением Министерства с иском о взыскании с ответчика сумм неосновательного обогащения).
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан – 85933,80 руб. (выплачена за период с 22.10.2015г. по 22.03.2017г.: 1615,09+1680,49+469,98+1615,09+1680,49+469,98+1615,09+1680,49+469,98+1615,09+1680,49+492,36+1615,09+1680,49+492,36+1615,09+1680,49+492,36+1615,09+1680,49+492,36+1615,09+1680,49+492,36+1615,09+1680,49+492,36+2327,52+1831,93+229,02+492,36+2327,52+1831,93+229,02+492,36+2327,52+1831,93+229,02+492,36+2327,52+1831,93+229,02+492,36+2327,52+1831,93+229,02+492,36+2327,52+1831,93+229,02+492,36+2327,52+1831,93+514,74+2327,52+1831,93+514,74+2327,52+1831,93+514,74) (л.д.6-7,19,20-21); компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг на эл. энергию отдельным категориям граждан-2501,66 руб. (выплачена за период с 22.10.2015г. по 22.03.2017г.: 156,13+144,78+144,78+144,78+153,32+144,78+144,78+144,78+144,78+144,78+144,78+144,78+144,78+165,29+144,78+144,78+144,78) (л.д.22), а всего -88435,46 руб.
Доводы ответчика о предоставлении ей субсидии пожизненно –необоснованные, поскольку предоставление льгот, предусмотренных вышеуказанными положениями Законов возможно при наличии определенных, указанных в Законе, условий, отсутствие которых является основанием для прекращения выплаты компенсаций.
В соответствии с положениями ст. 333.19 НК РФ, с ответчика Задорожной Е.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина - 2853,06 руб.
На основании изложенного, руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства социальной политики Красноярского края – удовлетворить частично.
Взыскать с Задорожной Екатерины Владимировны в пользу Министерства социальной политики Красноярского края сумму неосновательного обогащения- 88435, 46 руб.
В остальной части исковые требования Министерства социальной политики Красноярского края - оставить без удовлетворения.
Взыскать с Задорожной Екатерины Владимировны в доход местного бюджета государственную пошлину – 2853,06 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Емельяновский районный суд Красноярского края.
Дата изготовления полного текста решения – 11.01.2021г.
Судья: О.М. Оголихина