РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе судьи Ковригиной Н.Н., при секретаре Ирлица И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1841/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Ноздреватых А.И. о взыскании недоимки по налогам и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с иском к Ноздреватых А.И. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, в общей сумме 2569,12 рублей (налог – 2435,00; пени – 134,12).
В обоснование иска указано, что инспекцией было подано заявление о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по налогам и пени по требованиям № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей был вынесен судебный приказ, однако определением от ДД.ММ.ГГГГ. был отменен, поскольку ответчик представил возражения. На основании сведений государственных регистрирующих органов налоговым органом ответчику направлялись налоговые уведомления: № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором рассчитан подлежащий уплате транспортный налог за 2014 налоговый период со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ. в размере 2435 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором рассчитан подлежащий уплате транспортный налог за 2015 налоговый период в размере 1283 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором рассчитан подлежащий уплате транспортный налог за 2016 налоговый период со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ. в размере 2435 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором рассчитан подлежащий уплате транспортный налог за 2017 налоговый период со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ. в размере 2435 руб. В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога, согласно налоговым уведомлениям, налогоплательщику были начислены пени по требованиям № от ДД.ММ.ГГГГ.; № от ДД.ММ.ГГГГ, которые были направлены в адрес налогоплательщика с предложением добровольно погасить задолженность по налогам и пени, которые оставлены ответчиком без исполнения. Административный истец просил взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу и пени в общей сумме 2569,12 рублей (налог – 2435,00; пени – 134,12), в том числе: по транспортному налогу за 2017 год в размере 2435,00 рублей, пени по транспортному налогу (2014 год) в размере 54,39 рублей, пени по транспортному налогу (2015 год) в размере 5,13 рублей, пени по транспортному налогу (2016 год) в размере 90,26 рублей, пени по транспортному налогу (2017 год) в размере 38,73 рублей.
В ходе судебного разбирательства уточнив исковые требования в порядке ст.46 КАС РФ, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. согласно данным лицевого счета налогоплательщика поступила оплата по транспортному налогу в размере 1283,00 рублей, Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области просит взыскать с Ноздреватых А.И. сумму недоимки по транспортному налогу и пени в общей сумме 1286,12 рублей (налог – 1152,00; пени – 134,12), в том числе: по транспортному налогу за 2017 год в размере 1152,00 рублей, пени по транспортному налогу (2014 год) в размере 54,39 рублей, пени по транспортному налогу (2015 год) в размере 5,13 рублей, пени по транспортному налогу (2016 год) в размере 90,26 рублей, пени по транспортному налогу (2017 год) в размере 38,73 рублей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя налогового органа по имеющимся в материалах дела документам, указав, что оплата задолженности не поступала на лицевой счет налогоплательщика.
Административный ответчик Ноздреватых А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, причины неявки не сообщил. Ответчику были направлены судебные извещения, которые вернулись в суд с отметкой за истечением срока хранения.
В соответствии со ст. 98 КАС РФ судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.
В силу ч. 1 ст. 99 КАС РФ судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки.
Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (ч. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 62 КАС РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 100 КАС РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Таким образом, применительно к п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 221, и ч. 2 ст. 100 КАС РФ Российской Федерации, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Доказательств, что административный ответчик не получил почтовое извещение по уважительной причине суду не представлено.
Таким образом судом надлежащим образом исполнена обязанность по извещению Ноздреватых А.И. о наличии спора в суде и о дате судебного заседания.
В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Проверив материалы дела, суд считает требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги закреплена ст. 23 НК РФ.
Согласно ст. 357 Налогового Кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые субъектом налогообложения на основании ст. 358 НК РФ.
В соответствии со ст. 362 Налогового Кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Согласно п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В силу ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 48 Налогового Кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с п.п. 1,5,6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок назначенную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового Кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 Налогового Кодекса РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
В силу п. 1 ст. 104 НК РФ до обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.
Судом установлено, что на основании сведений государственных регистрирующих органов налоговым органом в адрес налогоплательщика Ноздреватых А.И. были направлены налоговые уведомления: № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором рассчитан подлежащий уплате транспортный налог за 2014 налоговый период со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ. в размере 2435 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором рассчитан подлежащий уплате транспортный налог за 2015 налоговый период в размере 1283 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором рассчитан подлежащий уплате транспортный налог за 2016 налоговый период со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ. в размере 2435 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором рассчитан подлежащий уплате транспортный налог за 2017 налоговый период со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ. в размере 2435 руб.
Факт направления в адрес налогоплательщика указанных уведомлений подтверждается списком корреспонденции с отметкой Почта России об отправке, имеющегося в материалах дела.
Из искового заявления следует, что в связи с выявлением недоимки и несвоевременной уплатой транспортного налога в адрес ответчика были направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольно погасить недоимку по налогам и пени.
Факт направления в адрес налогоплательщика указанных требований подтверждается списком корреспонденции с отметкой Почта России об отправке.
Поскольку требования об уплате налога было оставлено ответчиком без исполнения, Межрайонная инспекция ФНС России № 19 по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ. обратилась к мировому судье судебного участка № Центрального судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности по налогу и пени, мировым судьей судебного участка № Центрального судебного района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ, который был отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ., в связи с подачей ответчиком возражений относительно исполнения данного судебного приказа, что подтверждается копией определения мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Право на обращение в суд с требованием о взыскании задолженности по налогу и пени в принудительном порядке возникло у налогового органа после неоплаты задолженности по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, которым был установлен срок для уплаты задолженности не позднее ДД.ММ.ГГГГ., следовательно, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности налоговый орган должен был обратиться в срок до ДД.ММ.ГГГГ., однако фактически обратился к мировому судье с соответствующим заявлением по истечении указанной даты, то есть с пропуском шестимесячного срока, установленного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, что подтверждается материалами дела.
Доказательств того, что Межрайонная инспекция ФНС России № по <адрес> обращалась с заявлением о выдаче судебного приказа до истечения указанных сроков суду не представлено.
Таким образом, на дату обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки.
Помимо этого следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Оснований для восстановления пропущенного срока суд не усматривает, уважительные причины его пропуска отсутствуют.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области установленных налоговым законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
При указанных обстоятельствах, заявленное административным истцом требование о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу и пени в общей сумме 1286,12 рублей (налог – 1152,00; пени – 134,12), в том числе: по транспортному налогу за 2017 год в размере 1152,00 рублей, пени по транспортному налогу (2014 год) в размере 54,39 рублей, пени по транспортному налогу (2015 год) в размере 5,13 рублей, пени по транспортному налогу (2016 год) в размере 90,26 рублей, пени по транспортному налогу (2017 год) в размере 38,73 рублей не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области к Ноздреватых А.И. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени в общей сумме 1286,12 рублей (налог – 1152,00; пени – 134,12), в том числе: по транспортному налогу за 2017 год в размере 1152,00 рублей, пени по транспортному налогу (2014 год) в размере 54,39 рублей, пени по транспортному налогу (2015 год) в размере 5,13 рублей, пени по транспортному налогу (2016 год) в размере 90,26 рублей, пени по транспортному налогу (2017 год) в размере 38,73 руб., отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 15 июня 2020 года.
Судья