Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3130/2023 ~ М-2400/2023 от 30.05.2023

Дело № 2а-3130/2023

УИД 63RS0044-01-2022-003307-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2023 года          г. Самара

Железнодорожный районный суд г.Самара в составе председательствующего судьи Чирковой Е.А.,

при помощнике судьи Шуваркиной Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3130/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту транспорта администрации г.о.Самара о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать и провести работу по разработке проектов организации дорожного движения автомобильных дорог, с участием заинтересованных лиц МКУ г.о. Самары «Центр организации дорожного движения», ОГИБДД У МВД России по г. Самаре,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора города Самары обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать и провести работу по разработке проектов организации дорожного движения автомобильных дорог к Департаменту транспорта администрации г.о.Самара, ссылаясь на то, что Прокуратурой города проверено исполнение требований федерального законодательства при организации дорожного движения на территории городского округа Самара. Полномочия по организации разработки и утверждению документации по организации дорожного движения по автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа Самара отнесены к компетенции Департамента транспорта Администрации городского округа Самара. В ходе проверки выявлено, что Департаментом не обеспечена разработка и утверждение документации по организации дорожного движения, а именно отсутствуют согласованные и утвержденные проекты организации дорожного движения участков улично-дорожной сети по адресам: ул. Арцыбушевская, ул. Красноармейская, ул. Клиническая. Ул. Ленинская, ул. Рабочая, ул. Спортивная, ул. Садовая, входящих в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденный постановлением Администрации г.о. Самары от 22.09.2014г. № 1441. Организация дорожного движения фактические осуществляется посредством утверждения схем размещения технических средств организации дорожного движения (п.п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017), которые также не актуализируются. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города в адрес Главы г.о. Самары внесено представление № 07-02-2023/Прдп252-23-201 от 02.03.2023г. Однако, до настоящего времени проекты организации дорожного движения по вышеуказанным участкам улиц не разработаны и не утверждены, что создает предпосылки возникновения угрозы жизни и здоровья граждан в результате дорожно-транспортных происшествий. Не обеспечение разработки и утверждения документации по организации дорожного движения может повлечь негативные последствия для неограниченного круга лиц, нарушает их право на обеспечение требований безопасности при организации дорожного движения на территории г.о. Самара. Административный истец просит признать незаконным бездействие Департамента транспорта Администрации г.о. Самара, выраженное в непринятии мер по организации разработки и утверждению документации по организации дорожного движения по адресам: ул. Арцыбушевская, ул. Красноармейская, ул. Клиническая. Ул. Ленинская, ул. Рабочая, ул. Спортивная, ул. Садовая; возложить на Департамент транспорта Администрации городского округа Самара обязанность организовать и провести работы по разработке и утверждению документации по организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог по адресам: ул. Арцыбушевская, ул. Красноармейская, ул. Клиническая. Ул. Ленинская, ул. Рабочая, ул. Спортивная, ул. Садовая в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного истца помощник прокурора г. Самары Калашников В.Г. иск поддержал просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика департамента транспорта администрации г.Самара: Зотова Е.А., действующая на основании доверенности от 11.01.2023 №6, просила в иске отказать, указав что меры предпринимаются.

Представитель МКУ г.о.Самара «Центр организации дорожного движения» заместитель директора Алексеева Ю.А., действующая на основании доверенности № 1 от 20.01.2023 в судебном заседании поддержала возражения представителя Департамента транспорта администрации г.о.Самара, просила в иске отказать.

Представитель ОГИБДД УМВД России по г.Самара Мещерякова У.Е. административное исковое заявление поддержала в полном объеме и просила его удовлетворить, пояснила, что по указанным в иске улицам, документация не утверждена.

Представитель Администрации г.о. Самара, привлеченный в качестве заинтересованного лица судом, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В соответствии с положениями статьей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.

Заслушав позиции сторон, их письменные пояснения (возражения), ознакомившись с материалами административного дела и оценив представленные в дело доказательства по отдельности, в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что прокуратурой города проверено исполнение требований федерального законодательства при организации дорожного движения на территории городского округа Самара. Полномочия по организации разработки и утверждению документации по организации дорожного движения по автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа Самара отнесены к компетенции Департамента транспорта Администрации городского округа Самара.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

На основании пункта 2 статьи 1 Закона о прокуратуре в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления их должностными лицами.Пунктами 1, 2 статьи 24 Закона о прокуратуре установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

В ходе судебного разбирательства установлено и следует из материалов дела, что в целях исполнения требований Федерального закона «Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» Департаментом транспорта обеспечена разработка и утверждение документации по организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог г.о. Самара.

В период с 2018-2022 гг. Департаментом транспорта было разработано 2190 схем установки технических средств организации дорожного движения в отношении участков улично-дорожной сети, предусматривающих проектирование светофорных объектов, корректировку светофорных циклов, устройство искусственных неровностей, обустройство пешеходных переходов и др.

В 2023 году планируется разработка ПОДДов на 46 участков улично-дорожной сети общей протяженностью 131 км.

В дальнейшем разработка ПОДД по оставшимся автомобильным дорогам г.о. Самара будет организована в 2024-2025 г.

В ходе проверки прокуратурой г. Самары выявлено, что Департаментом не обеспечена разработка и утверждение документации по организации дорожного движения, а именно отсутствуют согласованные и утвержденные проекты организации дорожного движения участков улично-дорожной сети по адресам: ул. Арцыбушевская, ул. Красноармейская, ул. Клиническая. Ул. Ленинская, ул. Рабочая, ул. Спортивная, ул. Садовая, входящих в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденный постановлением Администрации г.о. Самары от 22.09.2014г. № 1441.

Полномочия по организации разработки и утверждению документации по организации дорожного движения по автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа Самара отнесены к компетенции Департамента транспорта Администрации городского округа Самара (с п. 3.29 Положения «О Департаменте транспорта Администрации городского округа Самара», утвержденного решением Думы городского округа Самара от 17.09.2015 № 682).

Организация дорожного движения фактические осуществляется посредством утверждения схем размещения технических средств организации дорожного движения (п.п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017), которые также не актуализируются.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города в адрес руководителя Департамента транспорта Администрации г.о. Самара внесено представление от 02.03.2023г. № 07-02-2023//Прдп252-23-201.

Представление прокурора рассмотрено, однако, до настоящего времени проекты организации дорожного движения по вышеуказанным участкам улиц не разработаны и не утверждены, что создает предпосылки возникновения угрозы жизни и здоровья граждан в результате дорожно-транспортных происшествий. Не обеспечение разработки и утверждения документации по организации дорожного движения может повлечь негативные последствия для неограниченного круга лиц, нарушает их право на обеспечение требований безопасности при организации дорожного движения на территории г.о. Самара.

Согласно ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 443-ФЗ) разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основании документации по организации дорожного движения, разработанной и утвержденной в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Федеральный закон № 44Э-ФЗ) документация по организации дорожного движения разрабатывается в соответствии с требованиями данного закона и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, должна соответствовать требованиям -законодательства о градостроительной деятельности, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, о пожарной безопасности, о транспортной безопасности, в области охраны дающей среды, о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов. В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения.

Требования к составу и содержанию комплексных мер организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения установляются правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утверждёнными приказом Минтранса России от 30.07.2020 № 274.

В силу ст.ст. 17, 18 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются в целях формирования комплексных решений об организации дорожного движения на территории одного или территориях нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, реализующих долгосрочные стратегические направления обеспечения эффективности организации дорожного движения и совершенствования деятельности в области организации дорожного движения. Комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются для дорог и (или) их участков в границах одного или нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, и утверждаются н срок не менее пятнадцати лет либо на срок действия документов стратегического планирования на территории, в отношении которой осуществляется разработка этих комплексных схем, проекты организации дорожного движения должны повторно утверждаться не реже чем один раз в три года.

Судом установлено, что на момент подачи административного искового заявления действия по организации разработки и утверждению документации по организации дорожного движения по автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа Самара в отношении 7 автомобильных дорог, указанных в административном иске, административным ответчиком совершены не были.

Доводы представителя административного ответчика об отсутствии вины и финансирования и не могут быть приняты во внимание, поскольку необеспечение разработки и утверждения документации по организации дорожного движения могло повлечь негативные последствия для неограниченного руга лиц, нарушало их права на обеспечение требований безопасности при организации дорожного транспортного движения на территории г.о. Самара.

Наличие проекта муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения г.о. Самара не свидетельствует об устранении нарушений, установленных прокуратурой г.о. Самара.

В связи с чем, суд полагает, что административные исковые требования в части признания незаконным бездействия Департамента транспорта Администрации г.о. Самара, выраженное в непринятии мер по организации разработки и утверждению документации по организации дорожного движения по адресам: ул. Арцыбушевская, ул. Красноармейская, ул. Клиническая. Ул. Ленинская, ул. Рабочая, ул. Спортивная, ул. Садовая заявлены административным истцом заявлены обоснованно.

Сторонами не оспаривалось, что на дату подачи иска в суд документация по организации дорожного движения по адресам: ул. Арцыбушевская, ул. Красноармейская, ул. Клиническая. Ул. Ленинская, ул. Рабочая, ул. Спортивная, ул. Садовая не была разработана и утверждена.

Таким образом, суд установил наличие бездействие административного ответчика, выраженного в непринятии мер по организации разработки и утверждению документации по организации дорожного движения по адресам: ул. Арцыбушевская, ул. Красноармейская, ул. Клиническая. Ул. Ленинская, ул. Рабочая, ул. Спортивная, ул. Садовая, на момент обращения административного истца в суд с настоящим иском.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования заместителя прокурора города Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать и провести работу по разработке проектов организации дорожного движения автомобильных дорог, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента транспорта Администрации г.о. Самара, выраженное в непринятии мер по организации разработке и утверждению документации по организации дорожного движения по автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа Самара в отношении автомобильных дорог: ул. Арцыбушевская, ул. Красноармейская, ул. Клиническая. Ул. Ленинская, ул. Рабочая, ул. Спортивная, ул. Садовая.

Обязать Департамент транспорта Администрации городского округа Самара в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проект организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог- ул. Арцыбушевская, ул. Красноармейская, ул. Клиническая. Ул. Ленинская, ул. Рабочая, ул. Спортивная, ул. Садовая.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный суд г.Самары.

Мотивированное решение составлено 17 августа 2023 года.

Судья                          Е.А.Чиркова

2а-3130/2023 ~ М-2400/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора гор. Самары
Ответчики
Департамента транспорта Администрации г.о. Самара
Другие
администрация г.о.Самара
ОГИБДД УМВД России по гор. Самаре
МКУ г.о. Самара ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ Дорожного движения
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Чиркова Е. А.
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
01.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
01.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.06.2023Предварительное судебное заседание
30.05.2023Регистрация административного искового заявления
30.05.2023Передача материалов судье
11.07.2023Судебное заседание
21.07.2023Судебное заседание
03.08.2023Судебное заседание
22.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее