Дело *
УИД *
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2018 года г. Красноярск
Ленинский районный суд г. Красноярска
в составе председательствующего судьи Золототрубовой М.В.
при секретаре Ц.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюшкевич Л.А. к УСЗН администрации Ленинского района г. Красноярска, УПФ РФ в Ленинском районе г. Красноярска, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» о взыскании расходов на погребение,
Установил:
Тюшкевич Л.А. обратилась с иском к УСЗН администрации * о взыскании расходов на погребение.
Требования мотивированы тем, что истица приходится дочерью умершей * *, которая имела звание «*», являлась вдовой участника Великой Отечественной войны, ветераном Великой Отечественной воны, тружеником тыла. После смерти * истица занималась организацией ее похорон, в связи с чем, понесла расходы в сумме 37 200 руб., при этом, в настоящее время нуждается в денежных средствах в сумме 50 000 руб., необходимым для установки надгробия и памятника.
В указанной связи с учетом уточнений, Тюшкевич Л.А. просила взыскать с УСЗН администрации Ленинского района г.Красноярска понесенные ею расходы на погребение в сумме 37 200 руб., с ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» 50 000 руб., необходимые ей для установки надгробия и памятника умершей * обязать ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Красноярска о взыскании недовыплаченного пособия на погребение.
В судебном заседании истица Тюшкевич Л.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные содержанию искового заявления. Указала, что расходы на погребение ее матери * в сумме 37 200 руб. должен ей возместить именно УСЗН администрации Ленинского района г.Красноярска, поскольку именно данная организация осуществляет выплату пособий, расходы, необходимые ей для установки надгробия и памятника умершей *., подлежат взысканию с ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», поскольку ее мать являлась ветераном Великой Отечественной воны, имела множественные звания и медали. Также указала, что размер выплаченного ей ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Красноярска пособия на погребение в сумме 6 674, 70 руб. является заниженным, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию недовыплаченное пособие.
Представитель ответчика УСЗН администрации Ленинского района г.Красноярска -А.В.Ф. (доверенность от *) в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, пояснила, что УСЗН администрации по Ленинскому району является ненадлежащим ответчиком по делу. Поскольку * являлась неработающим пенсионером, то выплату пособия на погребение осуществляет пенсионный орган.
Представитель ответчика УПФ РФ в Ленинском районе г. Красноярска - Д.О.Н. (доверенность от *), в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, пояснила, что Тюшкевич Л.А. произведена выплата социального пособия на погребение в сумме 6 674,70 руб. в день обращения в УПФ РФ в Ленинском районе г. Красноярска (*) на основании справки о смерти Подопреловой * Размер выплаченного истице пособия соответствует ФЗ от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а также Постановлению Правительства РФ от 26.01.2017 года №88 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсации в 2017 году».
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» - Л.А.В. (действующая на основании доверенности от *) в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, пояснила, что имеющиеся у * звания «*», ветераном Великой Отечественной воны, вдова умершего участника, участник Великой Отечественной войны, тружеником тыла, не дают право на оплату расходов на ее погребение и установку памятника в соответствии с Приказом Министра обороны РФ №5 от 13.01.2008 года «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, ФЗ «О ветеранах». Считает, что Военный комиссариат Красноярского края является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, КРОО «Память», ГУ КРО ФСС, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены своевременно, надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, заявлений, ходатайств не поступало.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Тюшкевич Л.А. о взыскании расходов на погребение, не подлежащим удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, Тюшкевич Л.А. приходится дочерью * умершей *, что подтверждается свидетельством о рождении от * *, свидетельством о смерти *.
Согласно копии удостоверения, выданного администрацией Красноярского края *, серия *, * являлась «*», в связи с чем, имела права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке установленных ст.ст. 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах».
В соответствии с копией удостоверения, выданного Управлением социальной защиты населения Ленинского района г. Красноярска *, серия *, *. при жизни имела право на льготы и преимущества, установленные законодательством для лиц, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную военную службу в тылу в годы Великой Отечественной войны.
Из копии удостоверения, выданного Управлением социальной защиты населения Ленинского района г. Красноярска *, *, следует, что * являлась ветераном Великой отечественной войны и имела права и льготы, установленные ст. 20 ФЗ «О ветеранах».
Как следует из копии удостоверения, выданного Управлением социальной защиты населения Ленинского района г. Красноярска *, серия *, *. имела право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.
В связи со смертью *. * между Тюшкевич М.А. и КРОО «Память» заключено два договора оказания помощи при подготовке к погребению и организации похорон, в соответствии с которым истица оплатила за оказанные ей ритуальные услуги 39 000 руб.
Разрешая требования Тюшкевич Л.А. о взыскании с УСЗН администрации Ленинского района г.Красноярска понесенные ею расходы на погребение в сумме 37 200 руб., с ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Красноярска недовыплаченного пособия на погребение, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения по следующим основаниям,
Отношения, связанные с погребением умерших граждан, урегулированы Федеральным законом от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Согласно ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ, в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:
органом, в котором умерший получал пенсию;
организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего;
органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности;
территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего.
Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что * на день смерти являлась неработающим пенсионером, то в соответствии с вышеуказанной нормой права, обязанность по выплате Тюшкевич Л.А. социального пособия на погребение ее матери возложена законом на пенсионный орган.
Таким образом, УСЗН администрации Ленинского района г.Красноярска в данном случае является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем требования Тюшкевич Л.А. к УСЗН администрации Ленинского района г.Красноярска о взыскании понесенных ею расходов на погребение в сумме 37 200 руб. не подлежат удовлетворению, поскольку они заявлены к ненадлежащему ответчику.
Согласно расширенному сводному отчету о доставке пособия на погребения, * Тюшкевич Л.А. выплачено пособие на погребение в сумме 6 674, 70 руб.
Не оспаривая факт выплаты пособия на погребения в указанном размере, Тюшкевич Л.А. в ходе рассмотрения дела, указывала на несогласие с его размером. При этом истица в ходе рассмотрения дела, не указала, какой конкретно размер пособия на погребение, по ее мнению, подлежал выплате, не привела свой расчет, со ссылками на нормативно правовые акты, предусматривающие выплату пособия на погребение в большом размере.
Вместе с тем, судом проверен размер выплаченного истице пенсионным органом пособия на погребение в сумме 6674,70 руб., и признан правильным, соответствующим положениям ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ, Федеральному закону от 06.04.2015 N 68-ФЗ, Постановлению Правительства РФ от 26.01.2017 N 88.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Красноярска выплатило истице в установленном законом размере пособие на погребение, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Тюшкевич Л.А. о взыскании в ее пользу пособия на погребение.
Кроме того, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Тюшкевич Л.А. к ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников.
Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Согласно п. 2 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного Приказом Министра обороны РФ №5 от 13.01.2008 года, указанный порядок распространяется:
а) на военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания;
б) на погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имевших общую продолжительность военной службы 20 и более лет;
в) на ветеранов военной службы;
г) на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы;
д) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вместе с тем, * участником, инвалидом Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий, инвалидом войны, ветераном военной службы, не является.
Наличие у * званий «*», *, *, *, не дает ей права на погребение в порядке, установленном Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», а также Приказом Министра обороны РФ №5 от 13.01.2008 года, поскольку погребение указанной категории граждан осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе рассмотрения дела не нашел свое подтверждение факт нарушение прав Тюшкевич Л.А. на получение предусмотренных законом гарантий в связи с захоронением ее матери *, суд не находит оснований для удовлетворения ее исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования Тюшкевич Л.А, к УСЗН администрации Ленинского района г. Красноярска, УПФ РФ в Ленинском районе г. Красноярска, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» о взыскании расходов на погребение, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию Красноярского краевого суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Красноярска.
Председательствующий М.В. Золототрубова