Решение
Именем Российской Федерации
ё25 февраля 2013 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Орловой Л.А.,
при секретаре Моревой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Кравец С.Б. о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда»
Установил:
Кравец С.Б. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области, ссылаясь на следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального Закона «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, т.е. действующее федеральное законодательство присвоение данного звания не ставит в зависимость от наличия документа, подтверждающего наличие у заявителя трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а лишь от наличия стажа, который дает право на пенсию по старости или за выслугу лет. Поэтому Кравец С.Б.считает отказ Минсоцдемографии незаконным, поскольку он имеет такое право в связи с наличием медалей Министерства Внутренних Дел России «За отличие в службе» II и III степени и необходимого стажа для назначения трудовой пенсии за выслугу лет, как прослужившему в органах внутренних дел.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Галинская М.В. требования истца поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области о времени и месте судебного заседания извещено, в суд своего представителя не направили, предоставили отзыв и просили суд рассмотреть дело в их отсутствии.
Суд, выслушав объяснения представителя истца по доверенности Галинской М.В., изучив материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из смысла конституционной нормы, социальная функция государства возлагается Конституцией РФ как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов РФ.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в данном случае в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Ограничительные условия не должны противоречить статьям 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При этом, в соответствии со статьей 76 Конституции РФ указанные законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 7 Федерального Закона «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Таким образом, Федеральным законом «О ветеранах» четко определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В порядке реализации указанных правомочий Самарской Губернской Думой был принят Закон Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Самарской области».
Предметом регулирования данного закона в соответствии со ст. 1 является установление и определение порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» гражданам РФ, проживающим на территории Самарской области, из числа лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 ФЗ «О ветеранах».
Статья 3 названного Закона Самарской области, устанавливает порядок обращения лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», и обязывает лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», приложить к заявлению документ, подтверждающий наличие у заявителя трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
Таким образом, указанный Закон предусматривает обязательное условие для лица, при обращении с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», как то предоставление документа подтверждающий наличие у заявителя трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, чего не требует норма Федерального закона «О ветеранах», которым определен круг лиц, относящихся к категории «Ветеран труда». Действующее федеральное законодательство присвоение данного звания не ставит в зависимость от наличия документа, подтверждающего наличие у заявителя трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а лишь от наличия стажа, дающего право на пенсию по старости или за выслугу лет, что не является тождественным.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на получение пенсий устанавливается Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Данный Федеральный закон дает понятие «трудовой стаж» – это учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 5 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", конкретно определены виды пенсии, по государственному пенсионному обеспечению, в том числе и пенсия за выслугу лет, которая назначается федеральным государственным служащим и военнослужащим.
Статья 2 Федерального закона Российской Федерации "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" разъясняет, что военнослужащие - граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Условия назначения пенсий военнослужащим регламентирует статья 8 Федерального закона Российской Федерации "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", где пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Статья 13 Закона Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяют право на пенсию за выслугу лет, лицам указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющим на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Таким образом, в соответствии с указанными выше нормами права звание «Ветеран труда» может быть присвоено лицам, имеющим стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.
Изложенное свидетельствует о том, что Минсоцдемографии ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению права истца на присвоение звания «Ветеран труда».
Суд приходит к выводу, что законодатель субъекта РФ фактически сузил по сравнению с Федеральным законом круг лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку фактически поставил новое дополнительное условие для присвоения указанного звания.
Предметом регулирования Закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД является установление и определение порядка и условий присвоения звания на территории Самарской области, а не ограничение права на присвоение звания «Ветеран труда», и установление дополнительных условий его получения, так как это противоречит Федеральному закону «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, который имеет большую юридическую силу.
Законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ст.76 Конституции РФ).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Кравец С.Б. удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области об отказе в предоставлении звания «Ветеран труда».
Обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области присвоить Кравец С.Б. звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Л.А.Орлова