РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 апреля 2015 года город Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Илларионовой А.А.,
при секретаре Дзядевич И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1285/15 по иску Марковской Р.С. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» об оспаривании решения об отказе в предоставлении государственной услуги, об обязании выплатить пособие на погребение,
установил:
Марковская Р.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» об оспаривании решения об отказе в предоставлении государственной услуги, об обязании выплатить пособие на погребение.
В обоснование заявленных требований истец сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ она получила в отделе социальной защиты населения по Щекинскому району решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги по вопросу выдачи социального пособия на погребение за умершего сына Марковского Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ года.
Данный отказ мотивирован пропуском шестимесячного срока со дня смерти сына, установленного Федеральным законом от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
С данным решением она не согласна, так как срок ею пропущен по вине специалистов данного отдела. В период с ДД.ММ.ГГГГ года она дважды обращалась в отдел социальной защиты населения по Щекинскому району.
Так, ДД.ММ.ГГГГ в комитете ЗАГС администрации МО Щекинский район Тульской области она получила свидетельство о смерти сына Марковского Р.В. и справку о смерти для получения пособия на погребение Марковского Р.В. № №
Получив справку о смерти и свидетельство о смерти, она в тот же день обратилась в отдел социальной защиты населения по Щекинскому району. Ей не предложили написать заявление и сказали, что не все документы собраны. Позже она узнала, что есть бланки подобных заявлений, но специалисты отдела не предложили написать заявление.
Несмотря на то, что она является инвалидом <данные изъяты> группы, проживает в г. Туле и по состоянию здоровья ей тяжело ездить в г. Щекино, она в ДД.ММ.ГГГГ вновь приехала в отдел социальной защиты населения по Щекинскому району за пособием на погребение. При ней на руках были свидетельство о смерти сына и справка о его смерти. Но документы снова не приняли и не предложили написать заявление.
ДД.ММ.ГГГГ она получила в отделе социальной защиты населения по Щекинскому району решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги по вопросу выдачи социального пособия на погребение за умершего сына Марковского Р.В., в связи с пропуском шестимесячного срока.
Истец Марковская Р.С. просит суд признать незаконным и отменить решение об отказе в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданное отделом социальной защиты населения по Щекинскому району, обязать ответчика выплатить пособие на погребение умершего сына – Марковского Р.В.
Истец Марковская Р.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила об их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Савищев А.Е. в судебном заседании исковые требования Марковской Р.В. не признал, просил в их удовлетворении отказать, представив письменные возражения, в которых указал на то, что истец ДД.ММ.ГГГГ повторно обратилась в отдел социальной защиты населения по Щекинскому району за получением пособия на погребение, при себе имела те же документы, что и ДД.ММ.ГГГГ и заявление. В соответствии с п. 20 Регламента Марковской Р.С. решением № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в выплате пособия на погребение, так как обращение за ним последовало по истечении 6-ти месяцев со дня смерти и не были представлены следующие документы: документ, подтверждающий, что умерший гражданин на день смерти не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности (трудовая книжка); платежные документы, подтверждающие факт произведенных затрат, связанных с погребением; справка и3 ЖКО о регистрации умершего по день смерти в Щекинском районе.
Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Чурикова Е.Е. в судебном заседании исковые требования Марковской Р.В. не признала, просила в их удовлетворении отказать, поскольку истцом не представлены платежные документы, подтверждающие факт произведенных Марковской Р.В. затрат, связанных с погребением сына, а из квитанции-договора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что расходы по оказанию услуг на погребение были оплачены зятем истицы – К.Р.В.
Выслушав объяснения истца Марковской Р.С., представителей ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Савищева А.Е. и Чуриковой Е.Е., показания свидетелей К.О.В., К.Р.В., исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела № по заявлению Марковской Р.С. об определении места открытия наследства, суд считает, что исковые требования Марковской Р.С. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выплата социального пособия на погребение производится органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Как указано в пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Размер социального пособия на погребение определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Тульской области от 25.02.2005 года № 161 (ред. от 13.11.2012) «О мерах по реализации Федерального закона «О погребении и похоронном деле» утвержден Порядок выплаты социального пособия на погребение в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности).
Настоящий Порядок определяет правила выплаты социального пособия на погребение в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего (далее - лицо, осуществившее погребение), если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности за счет средств бюджета области.
В соответствии с п. 2 вышеуказанного Порядка для выплаты социального пособия, указанного в пункте 1 настоящего Порядка, лицу, осуществившему погребение, необходимо представить в государственные учреждения Тульской области, осуществляющие функции в сфере социальной защиты населения, непосредственно в административно-территориальных образованиях:
подлинную справку о смерти лица, погребение которого произведено;
документы, подтверждающие принадлежность умершего к категории лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка.
Административным регламентом предоставления государственной услуги «Выплата социального пособия на погребение», утвержденным приказом министерства труда и социальной защиты Тульской области от 15.02.2013 года № 63-осн, предусмотрено, что государственная услуга предоставляется в день обращения заявителя с заявлением о предоставлении государственной услуги со всеми необходимыми документами, указанными в пункте 15 административного регламента (п. 12 регламента).
Как указано в п. 15, 15.1 Административного регламента для выплаты социального пособия на погребение в случаях, если умерший гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не является пенсионером, предоставляются следующие документы:
- заявление на выплату социального пособия на погребение по форме, приведенной в приложении № к административному регламенту;
- паспорт гражданина РФ;
- справка о смерти, выданная органами ЗАГС;
- документ, подтверждающий, что умерший гражданин на день смерти не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности;
- документ, подтверждающий, что умерший гражданин на день смерти не являлся пенсионером;
- платежные документы, подтверждающие факт произведенных затрат, связанных с погребением.
Согласно п. 41 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является: личное обращение заявителя в учреждение по последнему месту жительства умершего с заявлением о предоставлении государственной услуги и документами, указанными в п. 15 административного регламента.
В соответствии с п. 42 Административного регламента работник учреждения, ответственный за прием документов, проверяет наличие документов, исходя из соответствующего перечня документов, указанного в пункте 15 настоящего административного регламента. При отсутствии необходимых документов при личном обращении заявителя документы возвращаются заявителю с разъяснением, какие документы необходимо предоставить.
Судом установлено, что Марковская Р.С. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в отдел социальной защиты населения по Щекинскому району по вопросу выплаты социального пособия на погребение за умершего сына – Марковского Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ года.
Марковской Р.С. в отдел социальной защиты были предоставлены следующие документы: паспорт гражданина РФ; свидетельство о смерти Марковского Р.В. №, выданное Комитетом ЗАГС администрации МО Щекинский район Тульской области ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что Марковский Р.В. умер ДД.ММ.ГГГГ года, место смерти: <адрес>; справка о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданная Комитетом ЗАГС администрации МО Щекинский район Тульской области ДД.ММ.ГГГГ года.
Специалистом отдела социальной защиты населения по Щекинскому району К.О.В. было разъяснено Марковской Р.С. о необходимости предоставления дополнительных документов: документы, подтверждающие, что умерший гражданин на день смерти не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности; платежные документы, подтверждающие факт произведенных затрат, связанных с погребением.
Повторно Марковская обратилась за получением пособия на погребение ДД.ММ.ГГГГ года. При этом при себе имела те же документы, что и при первоначальном обращении: паспорт гражданина РФ, свидетельство о смерти Марковского Р.В., справку о смерти Марковского Р.В.
Не смотря на то, что Марковской Р.В. был повторно предоставлен не полный пакет документов, у неё было принято заявление на получение пособия на погребение, и ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение № об отказе в предоставлении государственной услуги, поскольку обращение за пособием на погребение последовало по истечении 6-ти месяцев со дня смерти Марковского Р.В.
Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля главного специалиста отдела социальной защиты населения по Щекинскому району К.О.В. допрошенной в судебном заседании.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти.
В п. 13 Административного регламента предоставления государственной услуги «Выплата социального пособия на погребение», утвержденного приказом министерства труда и социальной защиты Тульской области от 15.02.2013 года № 63-осн, также указано, что государственная услуга предоставляется, если обращение за ней последовало не позднее шести месяцев со дня смерти.
Суд полагает, что в данном случае Марковской Р.В. незаконно отказано в предоставлении государственной услуги со ссылкой на то обстоятельство, что обращение за пособием на погребение последовало по истечении 6-ти месяцев со дня смерти Марковского Р.В., поскольку судом установлено, что Марковская Р.В. обращалась в отдел социальной защиты населения по Щекинскому району по вопросу выплаты социального пособия на погребение за умершего сына – Марковского Р.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ года, в установленный шестимесячный срок - ДД.ММ.ГГГГ года. Однако в приеме документов ей было отказано в устной форме по причине отсутствия документов, подтверждающих, что умерший на день смерти не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и платежных документов, подтверждающих факт произведенных затрат, связанных с погребением.
Как следует из пояснений Марковской Р.В. при первоначальном обращении за выплатой пособия на погребение, ДД.ММ.ГГГГ года, специалистом отдела социальной защиты населения по Щекинскому району не были даны разъяснения какие документы необходимо представить, перечень необходимых документов ей также не предоставили, а она, в силу своей неграмотности, не знала, какие документы необходимо еще представить.
Факт обращения Марковской Р.С. ДД.ММ.ГГГГ в отдела социальной защиты населения по Щекинскому району с целью получения социального пособия на погребение, ответчик при рассмотрении дела в суде не отрицал.
Действия ответчика об обязании истца представить дополнительные документы, подтверждающие, что умерший Марковский Р.В. не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и документы подтверждающие факт произведенных затрат, связанных с погребением, не основаны на нормах Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении похоронном деле».
В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти.
Предусмотренную Законом обязанность по предоставлению справки о смерти Марковская Р.С. исполнила, как установлено судом и не оспаривается ответчиком, Марковская Р.С. при первоначальном обращении в отдел социальной защиты населения по Щекинскому району ДД.ММ.ГГГГ предоставила справку о смерти сына. Суд полагает, что требования специалистов отдела социальной защиты о предоставлении дополнительных документов, кроме тех, которые указаны в законе, являются неправомерными.
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии с подпунктом 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предоставления материальной и иной помощи для погребения.
В соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, в случае, если погребение осуществлялось за счет средств такого лица, предоставлено право на выплату социального пособия на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению (ст. 10 Закона).
Данным федеральным законом урегулирован порядок предоставления выплаты пособия, а также перечень документов, необходимых для его получения.
Так, согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
При этом, как статья 10, так и иные положения Федерального закона «О погребении и похоронном деле», иных федеральных законов, не предусматривают обязанность лица, за счет средств которого осуществлялось погребение умершего, для реализации права на выплату социального пособия на погребение представлять органу социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности: копию паспорта заявителя; информацию, подтверждающую, что умерший не являлся пенсионером; документы, подтверждающие, что умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; платежные документы, подтверждающие факт произведенных затрат, связанных с погребением.
Данная позиция отражена в Определение Верховного Суда РФ от 29.02.2012 года № 53-Г12-2.
Сомнения ответчика в недоказанности факта участия матери умершего Марковского Р.В. в захоронении сына, материалами дела не подтверждаются.
Судом установлено, что на погребение сына Марковской Р.С. понесены расходы, подтвержденные квитанцией-договором № от ДД.ММ.ГГГГ года. Также Марковской Р.С. понесены расходы по изготовлению памятника, по организации поминок, что подтверждается заказ-договором от ДД.ММ.ГГГГ года, заказ-счетом № №, где заказчиком указана Марковская Р.С.
То, что в квитанции-договоре № от ДД.ММ.ГГГГ на оплату комплекса услуг по захоронению, оплату креста, таблички, гроба, венков, покрывала, лент, заказчиком указан Козлов Руслан, не исключает факт того, что стоимость этих услуг в размере <данные изъяты> рублей были оплачены К.Р.В. за счет средств Марковской Р.С.
Из пояснений Марковской Р.С. и показаний допрошенного в суде К.Р.В., являющегося зятем Марковской Р.С., следует, что расходы по погребению умершего Марковского Р.В. несла Марковская Р.С. К.Р.В. по поручению Марковской Р.В. и за счет её средств заключил договор на оказание комплекса услуг по захоронению Марковского Р.В. Деньги, в размере <данные изъяты> рублей, для оплаты этих услуг были переданы Марковской Р.С. К.Р.В.
Оснований не доверять показаниям данного свидетеля у суда не имеется, поскольку они последовательны, не противоречивы, соотносятся с установленными по делу обстоятельствами и другими доказательствами, и суд относит их к числу допустимых доказательств.
Судом также установлено, что умерший Марковский Р.В. на день смерти не являлся пенсионером, не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, поскольку на день смерти нигде не работал, трудовой книжки не имел, ДД.ММ.ГГГГ освободился из мест лишения свободы, что подтверждается справкой № <адрес>.
Из материалов гражданского дела № по заявлению Марковской Р.С. об определении места открытия наследства, следует, что умерший Марковский Р.В. на день смерти проживал по адресу: <адрес>, квартира принадлежала ему на праве собственности. Согласно справке Щекинской районной больницы филиал № Марковский Р.В. находился на лечении в Советской больнице, умер ДД.ММ.ГГГГ года.
Также решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по заявлению Марковской Р.С. об определении места открытия наследства, установлено, что до смерти Марковский Р.В. проживал по адресу: <адрес>.
В силу положений ст. 61 ГПК РФ указанное решение суда носит преюдициальное значение при рассмотрении настоящего гражданского дела, обстоятельства, установленные данным решением, в частности по месту проживания Марковского Р.В. до его смерти, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Суд приходит к выводу о наличии у истца права на возмещение социального пособия на погребение, поскольку Марковской Р.С. представлены доказательства реального понесения ею расходов на погребение умершего Марковского Р.В.. Судом установлен факт обращения Марковской Р.С. ДД.ММ.ГГГГ (в установленный законом срок) в отдел социальной защиты населения по Щекинскому району с целью получения пособия на погребение. Судом также установлено, что умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, а также то, что умерший Марковский Р.В. на день смерти проживал по адресу: <адрес>. Доказательств обратного суду не представлено и в процессе рассмотрения дела судом не добыто.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Марковской Р.С. об обязании Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» выплатить ей социальное пособие на погребение умершего сына - Марковского Р.В.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Марковской Р.С. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» об оспаривании решения об отказе в предоставлении государственной услуги, об обязании выплатить пособие на погребение удовлетворить.
Признать незаконным отказ Отдела социальной защиты населения по Щекинскому району филиала Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в предоставлении государственной услуги Марковской Р.С. от ДД.ММ.ГГГГ № № в выплате социального пособия на погребение.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» выплатить Марковской Р.С. социальное пособие на погребение умершего сына - Марковского Р.В..
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий