Дело №2-388/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
посёлок Пряжа 16 октября 2019 года
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Прохорова А.Ю., при секретаре Арефьевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО «МРСК Северо-Запада» к Бондареву В. Ю. о расторжении договора технологического присоединения,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «МРСК Северо-Запада» обратилось в суд с иском по тем основаниям, что 28.04.2014 между сторонами был заключен договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по условиям которого ответчик приняла на себя обязательства по осуществлению, в установленные договором сроки, мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, указанных в технических условиях, а также по предоставлению сетевой компании уведомления о их выполнении. Поскольку до настоящего момента уведомление в адрес истца не поступало, сроки выполнения мероприятий истекли, истец просил расторгнуть вышеуказанный договор, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Оценивая возможность рассмотрения дела в отсутствие сторон, суд учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, высказанные в пункте 3 Постановления от 26 июня 2008 года №13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», согласно которым невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, исследовав письменные материалы дела, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между ОАО (в настоящее время – ПАО) «МРСК Северо-Запада» и Бондаревым В.Ю. заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 28.04.2014 №, при этом исходя из пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила №861) датой заключения договора является 28.04.2014, то есть дата подписания данного договора Бондаревым В.Ю. Дополнительным соглашением от 12.09.2017 срок действия договора продлен до 31.03.2018.
Согласно пунктам 3, 4 договора срок действия технических условий составляет 2 года со дня заключения договора. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
По условиям данного договора истец принял на себя обязательство по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Бондарева В.Ю. – щит учета. Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения объекта: дачный дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, запрашиваемая максимальная мощность присоединяемых устройств 15 кВт, категория надежности третья, класс напряжения 0,4 кВ (пункт 6).
В свою очередь Бондарев В.Ю. обязался выполнить мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, предусмотренных техническими условиями и уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий (пункт 8).
15.05.2019 ПАО «МРСК Северо-Запада» в связи с невыполнением ответчиком мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных техническими условиями, направило в адрес Бондарева В.Ю. соглашения о расторжении договора, в которых указало, что филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» полностью завершен комплекс работ по исполнению пунктов технических условий от 28.04.2014 №, относящихся к электроустановкам филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» "Карелэнерго". Однако фактическое присоединение вышеуказанного объекта к электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» возможно при условии выполнения ответчиком пунктов технических условий, относящихся к электроустановкам заявителя. В связи с чем ответчику предлагалось письменно уведомить об этом сетевую организацию.
Проект указанного соглашения ответчиком был получен, подписан не был, соответствующее письмо, равно как и ранее направленное (22.03.2019).
В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 407 ГК РФ прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
На основании пункта 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям определяются Правилами №861.
В перечень существенных условий договора, установленный пунктом 16 Правил, входит, в том числе, указание срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 указанных Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Пунктом 16.3 Правил №861 установлено, что обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12 (1), 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Положениями подпункта. "в" пункта 16 Правил №861 предусмотрено право сетевой организации обратиться в суд с иском о расторжении договора в случае, предусмотренном п. 16 (5) указанных Правил.
В соответствии с пунктом 16 (5) вышеуказанных Правил нарушение заявителем установленного договором срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению (в случае если техническими условиями предусмотрен поэтапный ввод в работу энергопринимающих устройств - мероприятий, предусмотренных очередным этапом) на 12 и более месяцев при условии, что сетевой организацией в полном объеме выполнены мероприятия по технологическому присоединению, срок осуществления которых по договору наступает ранее указанного нарушенного заявителем срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, может служить основанием для расторжения договора по требованию сетевой организации по решению суда.
Согласно статье 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Материалами дела подтверждается, что на момент обращения истца с настоящим иском и на дату вынесения решения судом первой инстанции ответчик истцу уведомление, предусмотренное пунктом 8.2 договора не направил, а сроки по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению, установленные договором и пунктом 16 (5) Правил, истекли. В свою очередь истец мероприятия, предусмотренные пунктом 11.2.1 технических условий выполнил, о чем дважды письменно информировал истца.
Поскольку факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по договору нашел свое подтверждение, требования истца о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что обращаясь в суд с настоящим иском, ПАО «МРСК Северо-Запада» оплатило государственную пошлину в размере 6000 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца на основании части 1 статьи 98 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Расторгнуть договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 28.04.2014 №, заключенный между Бондаревым В. Ю. и публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада».
Взыскать с Бондарева В. Ю. в пользу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
Мотивированное решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ составлено 18 октября 2019 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 18 ноября 2019 года