Дело № 2-4060/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2021 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Иванова Д.Н.,
при секретаре Конюховой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрушиной Л.Н. к Администрации г. Смоленска о взыскании ущерба,
установил:
Петрушина Л.Н. обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> о возмещении ущерба в сумме 92 976 рублей 00 копеек, взыскании стоимости услуг по дефектовке в сумме 5 000 рублей 00 копеек, взыскании судебных расходов по оплате юридических услуг в сумме 25 000 рублей 00 копеек и оплате госпошлины в сумме 2 989 рублей 28 копеек. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ автомобилю «<данные изъяты>», гос.рег.знак №, принадлежащий истице на праве собственности, были причинены механические повреждения в результате падения на него дерева по адресу: <адрес>.
Истец Петрушина Л.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом; ее представитель Василевский Л.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Администрации г. Смоленска Зимин А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, сумму ущерба не оспаривал, полагал, что расходы на оплату юридических услуг являются завышенными, просил их снизить до разумных пределов.
Представитель третьего лица МБУ «Зеленстрой» Калиновская Д.В. в судебном заседании поддержала доводы письменного отзыва.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Положениями п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесен вопрос организации благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Федеральным законом № 171-ФЗ от 23 июня 2014 года с 01 марта 2015 года введена в действие ст. 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которой распоряжение расположенными на территории городского округа земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
Согласно п. 1.1.1, п. 3, п. 5.1, п. 5.4, п. 5.7, п. 5.9, п. 5.10 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя РФ № 153 от 15 декабря 1999 года, зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя, в частности, озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории. Содержанию зеленых насаждений должно уделяться особое внимание, так как воздушная и почвенная среда в городе резко отличаются от естественных условий, в которых формировались наследственные биологические свойства используемых для озеленения растений. Система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства. Так, ежегодный плановый осмотр проводится в течение всего вегетационного периода (весной и осенью – обязательно). При этом обследование охватывает все элементы зеленых насаждений и благоустройства. Ежегодный плановый осенний осмотр (в сентябре) проводится по окончании вегетации растений с целью проверки готовности озелененных территорий к зиме. К этому времени должны быть закончены все работы по подготовке к эксплуатации объектов в зимних условиях. По данным ежегодных плановых весеннего и осеннего осмотров составляется ведомость дефектов и перечень мероприятий, необходимых для подготовки объекта к эксплуатации в летний период и по подготовке к содержанию в зимних условиях. По окончании осмотра составляется акт в двух экземплярах. Кроме ежегодного планового осмотра может проводиться оперативный осмотр в результате чрезвычайных обстоятельств – после ливней, сильных ветров, снегопадов и т.п. Оценка состояния озелененных территорий осуществляется: долгосрочная оценка - один раз в десять лет; ежегодная (плановая) оценка - два раза в год; оперативная оценка - по специальному распоряжению. Обследование проводится по единым утвержденным методикам, показатели состояния фиксируются в установленном порядке.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, в числе прочего, относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В силу п. 5.2.1, п. 5.2.10, п. 5.5.1 Правил благоустройства города Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета № 954 от 25 декабря 2019 года, содержание и охрана зеленых насаждений включают в себя в числе прочего полив в сухую погоду; уборку сухостоя и упавших зеленых насаждений; вырезку сухих и сломанных веток; формирование и прореживание крон; санитарную и омолаживающую обрезку деревьев и кустарников; вырубку аварийных, больных и поврежденных деревьев; очистку и скашивание травянистого покрова; подготовку зеленых насаждений к зиме; дробление либо корчевку пней, оставшихся после спила деревьев. Методическое руководство по охране и содержанию зеленых насаждений осуществляет специализированная организация, обеспечивающая реализацию полномочий Администрации города Смоленска в сфере организации благоустройства и озеленения территории города Смоленска. Ответственность за содержание и сохранность зеленых насаждений, и надлежащий уход за ними возлагается в скверах, парках, на бульварах, на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на улицах вдоль автомобильных дорог, на территориях городских кладбищ вне отведенных участков под захоронения – на специализированную организацию, обеспечивающую реализацию полномочий Администрации города Смоленска в сфере организации благоустройства и озеленения территории города Смоленска; на земельных участках в составе общего имущества многоквартирных домов – на организацию, оказывающую услуги и (или) выполняющую работы по техническому обслуживанию и содержанию жилищного фонда многоквартирного дома; на территории земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, – на владельцев земельных участков; на территориях предприятий, учреждений, организаций – на руководителей предприятий, учреждений, организаций; на земельных участках, отведенных под застройку, – на руководителей организаций, которым отведены земельные участки; в пределах охранных зон инженерных сетей и коммуникаций – на организации, эксплуатирующие сети и коммуникации (сетевые организации); на территории городских кладбищ в пределах отведенного участка под захоронение – на ответственных лиц, производящих захоронения.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на принадлежащий на праве собственности Петрушиной Л.Н. автомобиль «<данные изъяты>», гос.рег.знак №, припаркованный в районе дома <адрес>, упало дерево, в результате чего названное транспортное средство получило механические повреждения крыши, передней левой стойки, задней крышки багажника, передней правой стойки, переднего левого зеркала (потертости) (л.д. 12).
Постановлением инспектора ОР ДПС ГИБДД УМВД России по г. Смоленску ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении дела об административном правонарушении отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д. 11).
Согласно предварительному заказ-наряду ООО «Октан-В» № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость комплектующих для восстановительного ремонта автомобиля «<данные изъяты>», гос.рег.знак №, в связи с повреждениями, образованными в результате падения на автомобиль дерева, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ, составила 92 976 рублей 00 копеек (л.д. 14); в силу заказ-наряда ООО «Октан-В» № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость дефектовки составила 5 000 рублей 00 копеек (л.д. 13).
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие ЗК РФ», ст. 16 ЗК РФ распоряжение расположенными на территории городского округа земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления – Администрацией г. Смоленска.
В силу п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Постановлением Администрации г. Смоленска № 791-адм от 14 декабря 2010 года с ДД.ММ.ГГГГ создано муниципальное бюджетное учреждение «Зеленстрой» путем изменения типа существующего муниципального автономного учреждения «Зеленстрой». Основной целью деятельности муниципального бюджетного учреждения «Зеленстрой» является осуществление полномочий органов местного самоуправления города Смоленска в сфере организации благоустройства и озеленения территории города Смоленска.
Согласно Уставу МБУ «Зеленстрой», утвержденному постановлением Администрации г. Смоленска № 732-адм от 25 апреля 2011 года к числу видов деятельности Учреждения отнесены содержание, охрана, мониторинг, обследование зеленых насаждений; выполнение работ озеленению и текущему содержанию зеленых насаждений. При этом согласно пункту 2.5 Устава предусмотренные им виды деятельности осуществляются на основании муниципального задания учредителя -Администрации г. Смоленска.
Приведенные положения муниципальных нормативных актов дают основания полагать, что специализированной организацией в сфере содержания, сохранности зеленых насаждений и надлежащего ухода за ними, включая ликвидацию аварийных деревьев, является, в силу своего организационно-правового статуса, МБУ «Зеленстрой».
Между МБУ «Зеленстрой» и Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Смоленска ДД.ММ.ГГГГ было заключено соглашение № о предоставлении субсидии из бюджета города Смоленска на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение услуг) на 2021 год (л.д. 25-26).
Вместе с тем, производственное задание Администрации г. Смоленска на ДД.ММ.ГГГГ для МБУ «Зеленстрой» не предусматривало работ по текущему содержанию парков, скверов, цветников и зеленых насаждений на территории Ленинского района г. Смоленска в отношении не разграниченной территории дома, указанного в исковом заявлении (<адрес>) (л.д. 27-28).
Распоряжение подобными земельными участками на основании решения Смоленского городского Совета № 1323 от 20 февраля 2015 года осуществляет Администрация г. Смоленска.
Доказательства того, что участок, на котором произрастало упавшее дерево, находится во владении и пользовании третьих лиц, в деле отсутствуют, как отсутствуют в материалах дела и данные о заключении Администрацией г. Смоленска с МБУ «Зеленстрой» либо иной специализированной организацией соглашения (контракта) о выполнении в ДД.ММ.ГГГГ муниципального задания по обеспечению сохранности и уходу за зелеными насаждениями г. Смоленска (включая снос деревьев, кронирование, формировочную обрезку) на соответствующей территории.
Таким образом, Администрация г. Смоленска, как орган местного самоуправления, регулирующий отношения в сфере благоустройства на подведомственной территории в границах административно-территориального образования, надлежащим образом не выполнило возложенные на нее обязанности, что стало непосредственной причиной произошедшего ДТП.
В связи с чем, ответчиком за вред, причиненный истцу в результате ДТП, является Администрация г. Смоленска.
В силу п. 2 ст. 1064 ГК РФ общие основания ответственности предполагают, что лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения в том случае, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Таким образом, по смыслу закона, установлена презумпция вины причинителя вреда, который может быть освобожден от ответственности лишь в том случае, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Между тем, доказательств того, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от Администрации г. Смоленска по характеру обязательств, она приняла все меры для надлежащего исполнения своих обязанностей по содержанию и охране зеленых насаждений в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Каких-либо обстоятельств указывающих на наличие вины истца в повреждении его автомашины (на данные обстоятельства ответчик при рассмотрении дела не ссылался), судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о взыскании с Администрации г. Смоленска в пользу истца суммы ущерба в размере 97 976 рублей 00 копеек (92 976 рублей 00 копеек + 5 000 рублей 00 копеек).
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ в пользу истца суд присуждает с другой стороны возместить судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам относятся расходы на оплату услуг представителей, а также другие признанные судом необходимыми расходы.
На основании изложенного, с Администрации г. Смоленска в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 2 989 рублей 28 копеек.
Из материалов дела усматривается, что стороной истца понесены расходы по оказанию представительских услуг в сумме 25 000 рублей (л.д. 15, 16).
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. С учетом сложности и продолжительности рассмотрения дела, объема выполненной представителем работы и иных заслуживающих внимания обстоятельств, исходя из принципов разумности и справедливости, с Администрации г. Смоленска в пользу Петрушиной Л.Н. следует взыскать 7 000 рублей 00 копеек в счет возмещения расходов по оплате юридических услуг.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Петрушиной Л.Н. к Администрации г. Смоленска о взыскании ущерба удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации г. Смоленска в пользу Петрушиной Л.Н. 97 976 рублей 00 копеек в возмещение материального ущерба, 2 989 рублей 28 копеек в возврат госпошлины, 7 000 рублей 00 копеек в возмещение расходов на оплату услуг представителя, а всего 107 965 рублей 28 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.
Председательствующий Д.Н. Иванов
Мотивированный текст решения изготовлен 16 декабря 2021 года.
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи Д.Н. Иванов секретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленска наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции А.Р. Конюхова (Инициалы, фамилия) 16 декабря 2021 года |
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2021-005627-44
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-4060/2021