Решение по делу № 2-626/2018 ~ М-158/2018 от 01.02.2018

Дело № 2-626/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ломоносов 21 июня 2018 года

Ломоносовский районный суд Ленинградской области

в составе председательствующего судьи Яковлевой М.В.,

с участием прокурора Тарасовой Э.Н.,

при секретаре Гончаровой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ломоносовского района Ленинградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 25 «Малыш» (МДОУ «Детский сад № 25 «Малыш») и государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ленинградской области «Ломоносовская межрайонная больница им. И.Н. Юдченко» (ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ») об обязании организовать медицинское обслуживание обучающихся,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ломоносовского района Ленинградской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МДОУ «Детский сад № 25 «Малыш» об обязании организовать медицинское обслуживание обучающихся.

В обоснование заявленного требования истец указал, что в ходе проведения проверки было установлено, что у ответчика имеется медицинский кабинет, в котором есть необходимое оборудование для предоставления обучающимся медицинских услуг, вместе с тем, после переименования (реорганизации) образовательного учреждения ответчиком не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие медицинского кабинета санитарным нормам и правилам и не заключен договор на медицинское обслуживание несовершеннолетних обучающихся, таким образом не организовано медицинское обслуживание учащихся.

Отсутствие организации медицинского обслуживания учащихся, негативно сказывается на здоровье детей, нарушает их права на охрану здоровья, а также нарушает права их законных представителей.

Прокурор просил суд обязать МДОУ «Детский сад № 25 «Малыш» заключить договор на медицинское обслуживание и получить санитарно-эпидемиологическое заключение.

Протокольным определением от 17 мая 2018 года Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в лице территориального отдела в Ломоносовском районе было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.

Протокольным определением от 21 июня 2018 года, третье лицо ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ» было исключено из числа третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве ответчика.

В судебном заседании прокурор Ломоносовского района Ленинградской области Тарасова Э.Н. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении в полном объеме, просил удовлетворить исковые требования в отношении обоих ответчиков.

В судебном заседании представитель ответчика МДОУ «Детский сад № 25 «Малыш» - Стефанчишена Е.Г., возражала относительно удовлетворения исковых требований, представила письменные возражения на иск, согласно которым пояснила, что в связи с внесением изменений в наименование образовательного учреждения потребовалось переоформление санитарно-эпидемиологического заключения, без которого не получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, однако, получить санитарно-эпидемиологическое заключение МДОУ «Детский сад № 25 «Малыш» не имеет возможности, поскольку школа не является при переоформлении имеющегося санитарно-эпидемиологического заключения заявителем согласно пункта 2 административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 июля 2012 года № 775. По мнению МДОУ «Детский сад № 25 «Малыш», обязанность внесения изменений (в том числе переоформление) в ранее выданное и действующее санитарно-эпидемиологическое заключение возлагается на ГБУЗ «Ломоносовская межрайонная больница».

Представитель ответчика ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, представил заявление, в котором указал на согласие с предъявленными исковыми требованиями, а также просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ».

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в лице территориального отдела в Ломоносовском районе - Бабынина Н.С. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению, пояснила, что медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется не самим образовательным учреждением, а работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно предоставить для этого необходимые условия, в том числе и помещение, таким образом, отсутствие в МДОУ «Детский сад № 25 «Малыш» организации оказания обучающимся первичной медико-санитарной помощи противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает их права и интересы.

Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ».

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, а также представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит иск прокурора Ломоносовского района Ленинградской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 2 и части 3 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 данного Федерального закона. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

В соответствии с частью 1 статьи 3, статьей 28, частью 1, частью 2 и частью 3 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приоритет здоровья человека является принципом государственной политики в области образования, при этом осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе по организации их питания и выполнения требований санитарного законодательства, без участия органов здравоохранения не является возможным.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; организацию питания обучающихся; определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации; профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Как установлено судом и следует из Устава МДОУ «Детский сад № 25 «Малыш», имеющегося в материалах гражданского дела, основным видом деятельности детского сада является реализация образовательной программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (л.д.42-64).

МДОУ «Детский сад № 25 «Малыш» имеет лицензию на образовательную деятельность серии 47Л01 № 0001775 от 18.05.2016 года (л.д.40-41).

Между МДОУ «Детский сад № 25 «Малыш» и ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ» заключен договор безвозмездного пользования нежилым помещением с медицинским оборудованием (л.д.7-8).

ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ» получено санитарно-эпидемиологическое заключение от 07.06.2018 года на бланке № 2836478 на осуществление медицинской деятельности в МДОУ «Детский сад № 25 «Малыш» (ло.д.35-36).

Постановлением Администрации МО Ломоносовский муниципальный район, исполняющего функции и полномочия учредителя и собственника в отношении МДОУ «Детский сад № 25 «Малыш» изменено наименование МДОУ детский сад комбинированного вида № 25 «Малыш» на МДОУ «Детский сад № 25 «Малыш», что вызвало необходимость переоформления санитарно-эпидемиологического заключения и лицензии.

По мнению прокурора, не получение санитарно-эпидемиологического заключения, без которого невозможно получение лицензии на осуществление медицинской помощи, а также не заключение договора на медицинское обслуживание свидетельствует об отсутствии организации медицинского обслуживания учащихся МДОУ «Детский сад № 25 «Малыш», что негативно сказывается на здоровье детей, нарушает их права на охрану здоровья, а также нарушает права их законных представителей.

Между тем, предусмотренные статьей 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требования по охране здоровья обучающихся, касающиеся организации питания обучающихся, определения оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул, пропаганде и обучения навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда, организации и создания условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся и т.д. к видам медицинской помощи, установленным Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не относятся.

Следовательно, для соблюдения вышеуказанных требований, получение образовательным учреждением санитарно-эпидемиологического заключения, без которого невозможно получение лицензии на осуществление медицинской помощи, не требуется.

Анализ приведенных положений законодательства свидетельствует о том, что медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется не самим образовательным учреждением, а работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно предоставить для этого необходимые условия, в том числе и помещение, соответствующее необходимым требованиям для оказания указанной помощи.

Однако положения части 3 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», как в прежней, так в и редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 313-ФЗ допускают возможность оказания медицинской помощи обучающимся работником образовательной организации, что требует выполнения для этого соответствующих условий, предусмотренных законодательством в сфере охраны здоровья.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги), которые выполняются, в том числе при оказании первичной медико-санитарной помощи.

При таких обстоятельствах образовательное учреждение может для обеспечения оказания обучающимся первичной медико-санитарной помощи заключать трудовой договор с медицинским работником, но только в случае получения соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (пункт 11 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), что, в свою очередь, невозможно без получения (переоформления) санитарно-эпидемиологического заключения.

Согласно акту проверки, проведенной Ломоносовской прокуратурой Ленинградской области от 30 января 2018 года МДОУ «Детский сад № 11» (л.д.9) не получено санитарно-эпидемиологического заключение на соответствие медицинского кабинета учреждения санитарным нормам и правилам и не заключен договор на медицинское обслуживание, то есть не организовано медицинское обслуживание обучающихся.

Поскольку МДОУ «Детский сад № 25 «Малыш» не предоставлены соответствующие доказательства, что МДОУ «Детский сад № 25 «Малыш» после изменения наименования учреждения заключен договор на медицинское обслуживание и/или получено санитарно-эпидемиологического заключение, то, по мнению суда, нашло своё подтверждение в суде утверждение прокурора о том, что в МДОУ «Детский сад № 25 «Малыш» не организовано медицинское обслуживание обучающихся, поскольку не получение санитарно-эпидемиологического заключения препятствует получению лицензии.

При такой ситуации исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 3, части 5 статьи 3 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

Соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии.

Таким образом, поскольку получение лицензии носит заявительный характер, так как требует волеизъявления соискателя лицензии – МДОУ «Детский сад № 25 «Малыш», ГБУЗ «Ломоносовская МБ» не может получить лицензию за образовательное учреждение для обеспечения последним оказания обучающимся первичной медико-санитарной помощи на своей территории.

Поскольку договор безвозмездного пользования нежилым помещением с медицинским оборудованием заключается с ГБУЗ «Ломоносовская МБ», которое является единственным государственным медицинским учреждением на территории Ломоносовского района, то, по мнению суда, в целях обеспечения исполнения МДОУ «Детский сад № 25 «Малыш» обязательств по обеспечению медицинского обслуживания, на ГБУЗ «Ломоносовская МБ» также необходимо возложить обязанность по обеспечению медицинского обслуживания учащихся МДОУ «Детский сад № 25 «Малыш».

При изложенных обстоятельствах, по мнению суда, в ходе судебного разбирательства добыто достаточно доказательств для возложения обязанности на ответчиков по обеспечению медицинского обслуживания учащихся МДОУ «Детский сад № 25 «Малыш», а значит, требования прокурора Ломоносовского района Ленинградской области обоснованны и должны подлежать удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ломоносовского района Ленинградской области - удовлетворить.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 «Малыш» и государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области «Ломоносовская межрайонная больница им. И.Н. Юдченко» организовать медицинское обслуживание обучающихся в срок не позднее 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2018 года.

Судья                          М.В. Яковлева

2-626/2018 ~ М-158/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ломоносовского района ЛО
Ответчики
МДОУ "Детский сад №25 "Малыш" Ломоносовский район ЛО
ГБУЗ ЛО Ломоносовская межрайонная больница
Другие
Роспотребнадзор
Суд
Ломоносовский районный суд Ленинградской области
Судья
Яковлева Мария Владимировна
Дело на странице суда
lomonosovsky--lo.sudrf.ru
01.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2018Передача материалов судье
02.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.03.2018Предварительное судебное заседание
17.05.2018Судебное заседание
21.06.2018Судебное заседание
25.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2019Дело оформлено
03.12.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее