Дело № 2-2847/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2016 г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Коцур Т.Н.,
при секретаре Сюремовой Н.Н.,
с участием прокурора Сапожниковой Л.С.,
истца Абдаловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокуратуры Пермского района Пермского края, действующей в интересах ФИО4, Абдаловой ФИО8 к Управлению образования администрации Пермского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Пермского района Пермского края, действующая в интересах ФИО4, Абдалова Е.С. обратились в суд с иском к Управлению образования администрации Пермского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
В обоснование требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по заявлению Абдаловой Е.С. по факту отказа в предоставлении места в детском саду ее малолетнему сыну – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В ходе проверки установлено, что в 2016 году состоялось заседание комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений на 2016-2017 учебный год, по результатам комиссии в МАОУ «<данные изъяты>» структурное подразделение детский сад «Березка» малолетнему ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. путевка в дошкольное образовательное учреждение не представлена, чем нарушены его права на получение дошкольного образования. В настоящее время номер его очередности в детский сад - 13. Заявление родителями о предоставлении места ребенку в ином дошкольном образовательном учреждении, расположенном на территории района, не написано. Просят обязать Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» предоставить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, расположенном на территории Фроловского сельского поселения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Прокурор Пермского района Сапожникова Л.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Истец – Абдалова Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила предоставить место ее сыну в дошкольном образовательном учреждении, пояснила, что до настоящего времени место в детском саду ее ребенку не предоставлено.
Ответчик – Управление образования администрации Пермского муниципального района о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, в судебное заседание представителя не направили, в письменных возражениях указали, что не согласны с исковыми требованиями. ФИО4 находится в очереди в МАОУ «<данные изъяты>» структурное подразделение детский сад «<данные изъяты>» на 15 позиции. В настоящее время <адрес> закреплено за тремя образовательными организациями МАОУ «<данные изъяты>» структурное подразделение детский сад «<данные изъяты>», МАДОУ «<данные изъяты>», МАДОУ «<данные изъяты>». Зачисление ФИО4 в детский сад «<данные изъяты>» и детский сад «<данные изъяты>» невозможно по причине отсутствия свободных мест. Создание дополнительных мест на имеющихся площадях указанных образовательных учреждений невозможно по причине того, что это приведет к нарушению санитарных норм и правил. Обращают внимание, что действующее законодательство и санитарные нормы и правила не устанавливают требования к удаленности дошкольной образовательной организации от дома ребенка и не определяют критерии доступности дошкольного образования.
Выслушав прокурора, истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование и каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Статьей 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования. Аналогичные требования отражены и в абзаце 4 пункта 2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П.
В соответствии с п. 1 ч. 1. ст. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
В силу ч. 1 ст. 67 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и п. 6 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Таким образом, в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровней и направленности в течение всей жизни.
Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
В силу п. 3.1, 3.1.1 Положения об Управлении образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район», утвержденного решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 26.03.2014 № 428, для достижения поставленной цели и решения указанных задач Управление наделяется полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в подведомственных муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Управление образования администрации Пермского муниципального района является самостоятельным юридическим лицом (п. 1.4 Положения).
Организуя предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в подведомственных муниципальных образовательных организациях, а также предоставление дополнительного образования детей в подведомственных муниципальных образовательных организациях, Управление устанавливает порядок приема в подведомственные муниципальные образовательные организации, ведущие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (п. 4.1, 4.1.7).
Положение о комплектовании дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «Пермский муниципальный район», утверждено соответствующим Приказом Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» от 18.12.2013 № 574.
Согласно вышеуказанному Положению, настоящий порядок применяется для комплектования ДОУ на текущий учебный год. Под учебным годом понимается период с 01 сентября текущего календарного года по 31 августа следующего календарного года (п. 4.1). В ДОУ могут приниматься дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (в исключительных случаях дети, не принятые в 1 класс по медицинским показаниям, могут посещать компенсирующие группы или группы общеразвивающей направленности до 8 лет) Комплектование ДОУ осуществляется по дате рождения ребенка. В первую очередь в дошкольное учреждение зачисляются дети более старшего возраста. Для комплектации ДОУ в Пермском муниципальном районе считать шаг возраста - 1 месяц, совпадающий с календарным месяцем года (п. 4.9, 4.10).
Непосредственное решение о предоставлении персонального места в ДОУ принимает комиссия управления образования по комплектованию ДОУ в Пермском муниципальном районе (п. 4.2). Комиссия действует на основании Положения о комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений Пермского муниципального района (п. 4.3). Срок работы Комиссии с 1 мая по 15 июня каждого года (п. 4.4). Прием детей в ДОУ осуществляется на основании путевки Управления образования и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка (п. 4.19).
Положение о Комиссии по комплектованию муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную программу дошкольного образования, утверждено Приказом Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район от 11.05.2012 № 214.
В судебном заседании установлено следующее.
Абдалов ФИО10 и Абдалова ФИО9 являются родителями ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении.
ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит в очереди на получение путевки в МАОУ «<данные изъяты>», его номер очередности на данный момент составляет №. Каких-либо документов, подтверждающих наличие у родителей ребенка льготы на внеочередное или первоочередное зачисление в дошкольное учреждение, в управление образования не представлено (л.д.8).
Приказом Управления образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № закреплены территории за образовательными учреждениями Пермского муниципального района, реализующими основную образовательную программу дошкольного образования, <адрес> закреплено за МАДОУ «<данные изъяты>», МАДОУ «<данные изъяты>», МАОУ « <данные изъяты>».
Ответчик отказывает в предоставлении места несовершеннолетнему ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ссылаясь на отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях МАОУ «<данные изъяты>» структурное подразделение детский сад «<данные изъяты>», и МАДОУ «<данные изъяты>».
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Конституцией Российской Федерации и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан Российской Федерации на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам как саму возможность получения образования, так и общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетний ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, его законный представитель – мать Абдалова Е.С. обратилась с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако соответствующей путевки до настоящего времени не получила.
Следовательно, на день рассмотрения дела нарушено право несовершеннолетнего ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении. Из смысла положений статей 11, 12 ГК РФ следует, что нарушенные права подлежат судебной защите.
Суд считает, что Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» должно предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях и своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместительности соответствующих образовательных учреждений.
Суд считает, что поскольку до настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении ФИО4 не предоставлено, это свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления возложенной на него законом обязанности по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, полномочия по обеспечению дошкольного образования возложены на Управление образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район».
При таких обстоятельствах, суд, приходит к выводу, что предоставлению ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, подлежит место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, закрепленном за территорией места жительства несовершеннолетнего - <адрес> <адрес>.
Указанная обязанность подлежит исполнению Управлением образования администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд считает, что месячный срок, в течение которого Управление образования администрации Пермского муниципального района обязано предоставить место в детском саду ФИО4, является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокуратуры Пермского района Пермского края, действующей в интересах ФИО3, Абдаловой ФИО11 к Управлению образования администрации Пермского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении – удовлетворить.
Возложить на Управление образования администрации Пермского муниципального района обязанность предоставить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающему на территории <адрес> место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, за которым закреплены граждане, проживающие на территории <адрес>, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
На решение может быть подано апелляционное представление, подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Пермский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья Т.Н. Коцур