РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Курск 29 ноября 2013 года
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
Председательствующего судьи Василенко И.В.
С участием истца Васильева В.Н.
представителя ответчика по доверенности Якуниной О.А.
при секретаре Овсянниковой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева <данные изъяты> к Военному комиссариату <адрес> о возложении обязанности по выплате компенсации за поднаем жилья,
УСТАНОВИЛ:
Васильев В.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату <адрес> о возложении обязанности по выплате компенсации за поднаем жилья. В обоснование требований указал, что с 1991 года состоит в льготной очереди на получение жилья по основаниям ФЗ от 28.07.2004 г. N 94-ФЗ «О статусе военнослужащих». Решением Льговского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано обоснованным его заявление о признании незаконным Постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исключении из льготного списка очередности на получение жилой площади граждан из числа военнослужащих, уволенных с военной службы и данное постановление отменено, суд обязал Администрацию <адрес> устранить допущенное нарушение его прав. Данное решение обжаловано не было и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Он обратился с заявлением к Военному комиссариату <адрес> о выплате компенсации за наем жилого помещения и возложении обязанности на военный комиссариат <адрес> выплачивать ему ежемесячную денежную компенсацию за наем жилья начиная с ДД.ММ.ГГГГ, однако ему было отказано. Просил обязать <адрес> военный комиссариат выплачивать ему ежемесячную денежную компенсацию за наем жилья, начиная с ДД.ММ.ГГГГ включительно, предусмотренную статьей 15 ФЗ РФ от 28.07.2004 N 94-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также обязать в силу ст.208, п.1 ГПК РФ произвести индексацию несвоевременно выплаченных по вине должностных лиц Курского облвоенкомата денежных средств, предназначенных для выплаты данной компенсации, а также взыскать судебные расходы.
Определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ Васильева В.Н. от части исковых требований об индексации несвоевременно выплаченных по вине должностных лиц Курского облвоенкомата денежных средств.
В судебном заседании истец Васильев В.Н. поддержал исковые требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика Военного комиссариата <адрес> по доверенности Якунина О.А. исковые требования не признала, поскольку Военным комиссариатом <адрес>, как органом уполномоченным принимать решения о выплате компенсации за поднаем жилых помещений гражданам РФ, уволенным с военной службы, проверена подлинность представляемых сведений, установлено, что Васильевым В.П. не были представлены в полном объеме документы, подтверждающие его право на получение вышеназванной компенсации, в связи с чем военным комиссариатом <адрес> было принято решение об отказе в выплате компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, как гражданину РФ, уволенному с военной службы. Согласно п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054 одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является отсутствие жилой площади. В данном случае предусмотрено непосредственно отсутствие каких-либо занимаемых военнослужащим на момент увольнения жилых помещений, в том числе, служебных помещений. Факт проживания на момент увольнения из рядов Вооруженных Сил Васильева В.Н. находит свое подтверждение в справках, находящихся в личном деле военнослужащего-пенсионера, которые подтверждают, что на момент увольнения и до убытия с территории Кыргызской Республики (<адрес>) Васильев В.Н. (1992 год) проживал в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается сведениями, представленными Бишкекским городским управлением по землеустройству и регистрации прав на недвижимое имущество, в котором говорится о том, что истцом было реализовано его право на обеспечение жилой площадью.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, в силу п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Васильев В.Н. уволен с действительной военной службы в запас по ст.59 п.в ( по сокращению штатов) выслуга лет составила 20 лет 2 месяца, что подтверждается выпиской из приказа Министра обороны ССС № 01656, а также материалами личного пенсионного дела, исследованного в судебном заседании.(л.д.83-84).
На основании ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в закону. Силу постановлением по ранее рассмотренному делу обязательны для суда.
Решением Льговского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано обоснованным заявление Васильева В.Н. о признании незаконным Постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исключении из льготного списка очередности на получение жилой площади граждан из числа военнослужащих, уволенных с военной службы и данное постановление отменено, суд обязал Администрации <адрес> устранить допущенное нарушение прав в части исключения Васильева В.Н. Данное решение обжаловано не было и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г.(л.д.46-51)
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Порядок выплаты и размер компенсации определены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 909, которым предусматривается, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, и членам их семей, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы.
Пунктом 2 вышеуказанного Постановления установлены предельные размеры ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, а также условия и размеры его повышения. Установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем: в гг. Москве и Санкт-Петербурге - 15000 рублей; в других городах и районных центрах - 3600 рублей; в прочих населенных пунктах - 2700 рублей (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.09.2008 N 653).
Суду представлены доказательства, подтверждающие, что Васильев В.Н. в январе 2013 года представил в отдел военного комиссариата <адрес> по городу Льгов и <адрес> документы, предусмотренные требованиями приказа Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 235 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 909" для получения ему и членам его семьи денежной компенсации за наем жилья. Однако в получении денежной компенсации ему отказано.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о праве истца на получение компенсации за наем жилого помещения в связи с наличием у него права на обеспечение жилым помещением и необеспечения его таковым на день увольнения.
Доводы ответчика о том, что истец не имеет права на получение денежной компенсации, поскольку истцом было реализовано его право на обеспечение жилой площадью по месту службы, суд считает не состоятельными, поскольку он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в органах местного самоуправления. Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 июня 2013 г. по делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобами граждан ФИО8, ФИО9 и других абзац второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признан не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 2), 40 и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в нем норма - по смыслу, придаваемому ей в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, - лишает граждан, прослуживших в рядах Вооруженных Сил РФ 10 лет и более и на момент увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями не обеспеченных жилыми помещениями, при том, что они были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы жилищными комиссиями органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил РФ, включая тех из них, кто после увольнения с военной службы избрали в качестве места своего постоянного жительства населенный пункт, где расположена воинская часть, в которой они проходили военную службу непосредственно перед увольнением, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после увольнения с военной службы изъявили желание изменить место жительства и были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства.
Таким образом, право истца на получение ежемесячной денежной компенсации не может зависеть о того, поставлен ли он на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта или же в ином ведомственном структурном подразделении Министерства обороны РФ. Иное ставит истца в неравное положение с лицами, относящимися к той же категории, что недопустимо в силу ч. 2 статьи 19 и ч. 3 статьи 55 Конституции РФ.
Кроме того, суд учитывает доводы истца о том, что право на получение денежной компенсации за наем жилья признавалось за ним и было использовано в 2001-2002 годах по решению Льговского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16).
Ссылка военного комиссариата на то обстоятельство, что в заключенном договоре найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ не указан наймодатель не может быть принят во внимание, поскольку данный договор отвечает требованиям действующего законодательство и подписан наймодателем жилого помещения Васильевой Р.П., что свидетельствует о соблюдении письменной формы договора (л.д.17).
При таком положении суд приходит к выводу об удовлетворении иска Васильева В.Н. и возложении на Военный комиссариат <адрес> обязанности произвести ему выплаты за найм жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Васильева <данные изъяты> к Военному комиссариату <адрес> удовлетворить. Обязать Военный комиссариат <адрес> произвести выплаты Васильеву <данные изъяты> за найм жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Военного комиссариата <адрес> в пользу Васильева <данные изъяты> судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Василенко И.В.