Дело № 5-115/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
06 июля 2016 года г. Кондопога
Судья Кондопожского городского суда Республики Карелия Берегова С.В., при секретаре Ивановой К.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Администрации Кондопожского городского поселения, ИНН 1003100238, ОГРН 1061039018622 от ХХ.ХХ.ХХ, место регистрации и фактического осуществления деятельности по адресу Республика Карелия, г.Кондопога, пл. Ленина, д.1,
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении от ХХ.ХХ.ХХ при проведении проверки в <...> часов <...> минут ХХ.ХХ.ХХ установлено, что, Администрацией Кондопожского городского поселения при содержании дорог и тротуаров на территории ........ допущены нарушения Федерального закона ФЗ № 52-ФЗ от ХХ.ХХ.ХХ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Закон) а именно: п.1 ст.11, п.2 ст.21, п.1 ст.22 Закона, действующие санитарные правила СанПиН 42-128-4690-88, а именно: часть тротуаров, проезжих частей улиц ........ имеют отсев дробления щебня, неубранные грунт у бортового камня. В соответствии с Муниципальным контрактом № ... <...> от ХХ.ХХ.ХХ выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования, элементов благоустройства и обеспечению первичных мер противопожарной безопасности на территории ........ и поселка Березовка Кондопожского городского поселения заключен с ООО «Кондопожское ДРСУ». Администрацией Кондопожского городского поселения указано, что ответственным исполнителем администрации осуществляется ежедневный осмотр качества уборки проезжих частей города, тротуаров, скверов, лестничных сходов и других объектов, предусмотренных техническим заданием к муниципальному контракту. В случае неисполнения подрядчиком своих обязательств, администрацией оформляется акт о выявлении нарушений с указанным сроком устранения нарушений. Администрацией Кондопожского городского поселения при рассмотрении материалов представлены копии ежедневных отчетов ООО «Кондопожское ДРСУ» о выполненных работах за предыдущие сутки с указанием видов выполненных работ, мест производства, объемов по каждому объекту, количестве уборочной техники, вышедшей на линию по муниципальному контракту за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, акт о приемке выполненных работ от ХХ.ХХ.ХХ, акт о выявлении нарушений от ХХ.ХХ.ХХ; сертификат соответствия № ... на материал строительный не рудный из отсевов дробления плотных пород при производстве щебня – песок серийный выпуск по ГОСТ 31424-2010 «Материалы строительные нерудные от отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия» с паспортом № ... на песок из отсевов дробления фракции 0-5 мм ГОСТ 31424-2010, выданным ХХ.ХХ.ХХ ООО «Сунский карьер»; протоколы испытаний пескосоляной смеси (ПСС) от ХХ.ХХ.ХХ., ХХ.ХХ.ХХ., соли концентрата «<...>» для приготовления ПСС от ХХ.ХХ.ХХ. с удостоверением качества и безопасности № ... от ХХ.ХХ.ХХ.
В судебном заседании главный специалист–эксперт отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в Кондопожском, Медвежьегорском и ........ Хяникяйнен В.В. поддержала позицию по привлечению Администрации Кондопожского городского поселения к административной ответственности, дополнительно указала, что ранее Администрация Кондопожского городского поселения привлекалась к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, штраф оплачен.
В судебное заседание представитель Администрации Кондопожского городского поселения не явился, извещены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель Администрацией Кондопожского городского поселения Яковлев А.А., действующий по доверенности, указал на отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности Администрации Кондопожского городского поселения, поскольку согласно муниципального контракта, ответственность по содержанию дорог в городском поселении должно нести Кондопожское ДРСУ, являющееся подрядчиком по договору. Кроме того, часть дороги, расположенная от ........ до ........ городского поселения.
В силу положений части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя Администрации Кондопожского городского поселения, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Заслушав представителя ТО в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах Управления Роспотребнадзора по РК Хяникяйнен В.В., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 статьи 11 Федерального закона ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.99 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, п.2 статьи 21 Закона, содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам, согласно п.1 статьи 29 Закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Пунктом 1.3. СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации» установлено, что соблюдение санитарно-эпидемиологических правил является обязательным на всей территории Российской Федерации для государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, должностных лиц государственных органов, должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лиц органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п.2.1 СанПиН 3.2.3215-14, в целях предупреждения возникновения и распространения паразитарных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
П.16.5 СанПиН 3.2.3215-14 определяет, что мероприятия по охране окружающей среды от загрязнения яйцами и личинками гельминтов, цистами (ооцистами) кишечных патогенных простейших включают благоустройство населенных пунктов, поддержание чистоты территорий населенных мест, сбор, хранение и обеззараживание твердых бытовых отходов.
В соответствии с п.2.1. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Согласно п.2.6 СП 3.1/3.2.3146-13, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Из пункта 3.2 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» устанавливает, что органы местного самоуправления должны обеспечивать организацию и проведение благоустройства территории населенного пункта.
Пунктом 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» установлена необходимость разработки Генеральной схемы очистки населенного пункта, которой предусматриваются рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразная утилизация бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий, уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта), данная схема утверждается органами местного самоуправления и согласно п.6.5 СанПиН 42-128-4690-88 рассматривается и согласовывается учреждениями санэпидслужбы, а также требования п.п.4.4, 4.6, 4.7, 4.11, 6.2 СанПиН 42-128-4690-88, согласно которых механизированную мойку, поливку и подметание проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием в летний период следует производить в плановом порядке, улицы с повышенной интенсивностью движения, нуждающиеся в улучшении микроклимата, в жаркое время года следует поливать, проезжую часть улиц, на которых отсутствует ливневая канализация, для снижения запыленности воздуха и уменьшения загрязнений следует убирать подметально-уборочными машинами, в зимний период обработка тротуаров и дорожных покрытий поваренной солью (NaCl) запрещается все средства борьбы с гололедом и участки размещения и устройства снежных «сухих» свалок необходимо согласовывать с районными санэпидстанциями, с учетом конкретных местных условий, исключая при этом возможность отрицательного воздействия на окружающую среду, утверждаются титульный список улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также очередность их уборки в летний и зимний периоды года.
В судебном заседании установлено, что при проведении проверки по обращению гражданина ХХ.ХХ.ХХ в <...> часов при организации благоустройства в городском поселении Администрация Кондопожского городского поселения допустила нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушила п.1 ст.11, п.2 ст.21, п.1 ст.22 Федерального закона ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.99. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», действующие санитарные правила, а именно: в нарушение пп.1.2, 6.5 СанПиН 42-128-4690-88 отсутствует согласованная Генеральная схема очистки населенного пункта или другая определенного вида схема, предусматривающая рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) ........; в нарушение п.п.4.4, 6.2 СанПиН 42-128-4690-88, механизированная мойка, поливка и подметание проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием в летний период не производится в плановом порядке (отсутствует плановый порядок), не утвержден титульный список улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также очередность их уборки в летний и зимний периоды года: Муниципальный контракт № ... от ХХ.ХХ.ХХ. на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования, элементов благоустройства и обеспечению первичных мер противопожарной безопасности на территории ........ и поселка Березовка Кондопожского городского поселения, заключенного с ООО «Кондопожское ДРСУ» не содержит сведений о плановом порядке и очередности уборки в летний и зимний периоды года, уборка проводится в произвольном порядке. На ХХ.ХХ.ХХ. <...> часов остаются неубранными от грязи и отсева дробления щебня некоторые территории города (тротуары ........ у домов № ... проезжая часть ........ у ........ от ........ до ........ от ........ до ........ на дороге и на тротуарах, <...> и ........), заключенном Администрацией Кондопожского городского поселения с ООО «Кондопожское ДРСУ», отсутствует должный контроль со стороны Администрации Кондопожского городского поселения за качеством уборки проезжих частей города, тротуаров, скверов, лестничных сходов и других объектов, предусмотренных техническим заданием к муниципальному контракту № ...аэф-14 от ХХ.ХХ.ХХ. – при осуществлении ООО «Кондопожским ДРСУ» летней уборки с ХХ.ХХ.ХХ. не представлены документы о проведении контрольных проверок, результатах ежедневного осмотра Администрацией Кондопожского городского поселения качества уборки, представлен только один акт о выявлении нарушений от ХХ.ХХ.ХХ. (не произведена механизированная очистка а/б покрытий с увлажнением проезжей части ........); в нарушение п.4.6 СанПиН 42-128-4690-88, не предусматривается необходимый полив улиц с повышенной интенсивностью движения, нуждающихся в улучшении микроклимата, в жаркое время года: муниципальным контрактом № ...аэф-14 от ХХ.ХХ.ХХ полив покрытий водой предусматривается 1 раз в 2 месяца, т.е. фактически 1-2 раза за весь летний сезон; в нарушение п.4.11 СанПиН 42-128-4690-88, применяемые согласно Муниципального контракта № ... от ХХ.ХХ.ХХ. средства борьбы с гололедом (ПСС, отсев дробления щебня) не согласованы с органами Роспотребнадзора, с учетом конкретных местных условий, исключая при этом, возможность отрицательного воздействия на окружающую среду.
В силу части 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Статьей 6.3 КоАП Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Несвоевременная уборка улично-дорожной сети является нарушением требований приведенных Санитарных правил содержания территорий населенных мест и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП Российской Федерации.
Указанные обстоятельства, а также вина Администрация Кондопожского городского поселения в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, подтверждаются протоколом об административном правонарушении от ХХ.ХХ.ХХ, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ХХ.ХХ.ХХ с приложением и фототаблицами; уставом Кондопожского городского поселения; муниципальным контрактом № ... от ХХ.ХХ.ХХ с приложениями; актом о приемке выполненных работ с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ; актом о выявленных нарушениях от ХХ.ХХ.ХХ в связи, с которым не произведена механизированная очистка а/б покрытий с увлажнением на проезжей части на ........ со сроком устранения до ХХ.ХХ.ХХ; копиями ежедневных отчетов ООО Кондопожское ДРСУ», за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ; паспортом № ....
Факты, указанные в материалах дела, оспаривались представителем Администрацией Кондопожского городского поселения при составлении протокола.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Подпунктом 5 п. 1 статьи 7 Устава Кондопожского городского поселения закреплено, что к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность, осуществление контроля за сохранностью автомобильных дорог, иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
В соответствии с муниципальным контрактом № ... от ХХ.ХХ.ХХ Заказчик (Администрация Кондопожского городского поселения) вправе требовать от подрядчика надлежащего выполнения работ, выполнения отчетности, осуществление контроля. В обязанности Заказчика входит назначение своих представителей для контроля за ходом и качеством работ, приемки выполненных работ. В случае, если подрядчик не устранил замечания в установленный срок, заказчик вправе устранить их силами третьих лиц за счет средств подрядчика. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательство по контракту стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством в пределах взятых на себя обязательств. Взаимоотношения сторон, не урегулированные контактом, регулируются в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации.
Суд считает, что Администрацией Кондопожского городского поселения не были приняты все зависящие меры по соблюдению вышеприведенных норм действующего законодательства и муниципального контракта.
При вынесении решения по делу, суд полагает необходимым исключить из протокола об административной правонарушении ссылку на тот факт, что ........ не убрана, поскольку ее уборка не предусмотрена Муниципальным контрактом № ... от ХХ.ХХ.ХХ и она не относится к собственности Кондопожского городского поселения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о доказанности совершения Администрацией Кондопожского городского поселения административного правонарушения и квалифицирует его действия статьи 6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Суд критически относится к позиции администрации Кондопожского городского поселения о наличии муниципального контракта, заключенного Администрацией (Заказчик) с ООО «Кондопожское ДРСУ» (Подрядчик), по которому обязанность по содержанию дорог, тротуаров возлагается на Подрядчика.
Вместе с тем, заключение данного контракта само по себе не свидетельствует о надлежащем выполнении органом местного самоуправления всех мероприятий, необходимых для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые она обязана предпринимать в силу закона с соблюдением требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в частности, и не освобождает Администрацию Кондопожского городского поселения от ответственности за ненадлежащее содержание улично-дорожной сети.
Согласно данному контракту Администрация Кондопожского городского поселения должна требовать от подрядчика надлежащего выполнения работ, представления необходимой отчетной документации, осуществлять контроль, в том числе выездные проверки, участвовать в проведении работ в качестве наблюдателя и т.д.
Непринятие в течение длительного времени мер, направленных на устранение нарушений санитарных правил, в том числе по акту о выявленных нарушениях, отсутствие иных актов в связи с ненадлежащим выполнением контракта, отсутствие сведений о ежедневном контроле, также свидетельствует о ненадлежащем выполнении Администрацией Кондопожского городского поселения возложенных на нее обязанностей.
Оснований для освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью в соответствии с п. 2.9 КоАП РФ и п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» не имеется, представленные документы не свидетельствуют о возможности освобождения администрации Кондопожского городского поселения от административной ответственности, в связи с малозначительностью правонарушения.
При назначении наказания судья учитывает тяжесть совершенного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Кроме того, суд учитывает, что данные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства создают непосредственную угрозу здоровью людей.
К отягчающему обстоятельству суд относит в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного правонарушения. Смягчающих обстоятельств по данному делу не имеется. С учетом тяжести совершенного правонарушения, наличие сведений о привлечении ранее к административной ответственности, конкретных обстоятельств совершения правонарушения, суд считает необходимым определить в отношении администрации Кондопожского городского поселения наказание в виде административного штрафа в пределах, предусмотренных санкций статьи.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ, срок привлечения к административной ответственности соблюден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4.2, 6.3, 29.9, 30.3, ч.1 ст.32.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Администрацию Кондопожского городского поселения, ИНН 1003100238, ОГРН 1061039018622 от ХХ.ХХ.ХХ, место регистрации и фактического осуществления деятельности по адресу Республика Карелия, г.Кондопога, пл. Ленина, д.1 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 12000 (двенадцать тысяч) рублей.
Штраф подлежит оплате по следующим реквизитам: Управление федерального казначейства по Республике Карелия (Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия), л/с 04061788030, БИК 048602001, ИНН 1001048857, ОКТМО 86615000, КПП 100101001, р/с № 40101810600000010006, КБК 14111628000016000140, ГРКЦ НБ РК Банка России г. Петрозаводска, за штраф.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, через Кондопожский городской суд Республики Карелия.
Судья С.В.Берегова