Дело № 2а-320/20
73RS0025-01-2020-000242-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 апреля 2020 года Ульяновская область, р.п. Чердаклы
Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Каляновой Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению государственного учреждения здравоохранения «Чердаклинская районная больница» к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Чердаклинскому и Старомайнскому районам УФССП России по Ульяновской области Алькиной М.П., УФССП России по Ульяновской области, отделу судебных приставов по Чердаклинскому и Старомайнскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение здравоохранения «Чердаклинская районная больница» обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Чердаклинскому и Старомайнскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Алькиной М.П., ОСП по Чердаклинскому и Старомайнскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование требований указано, что 03.03.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП по Чердаклинскому и Страромайнскому районам Ульяновской области Алькиной М.П. рассмотрены материалы исполнительного производства от 28.01.2020 № 6711/20/73038-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа – исполнительный лист от 17.05.2019 №ФС028540135, выданный Арбитражным судом Ульяновской области по делу № А72-3801/2019, предмет исполнения: страховые взносы, включая пени в размере 1629418,73 руб., в отношении ГУЗ «Чердаклинская РБ» в пользу МИФНС № 7 по Ульяновской области. По итогам рассмотрения вынесено постановление судебного пристава-исполнителя от 03.03.2020 о взыскании с ГУЗ «Чердаклинская РБ» исполнительного сбора в размере 114059,31 руб. в связи с неисполнением в срок данного исполнительного документа.
У ГУЗ «Чердаклинская РБ» отсутствовала возможность в полной мере исполнить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.04.2019 и произвести оплату страховых взносов в размере 1629418,73 руб., поскольку денежные средства, находящиеся в распоряжении ГУЗ «Чердаклинская РФ» имеют целевой характер и используются в соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета Ульяновской области на 2020 год, утвержденной Законом Ульяновской области от 22.11.2019 № 124-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» и недостаточном финансировании. Кроме того, ГУЗ «Чердаклинская РБ» неоднократно обращалось в адрес Учредителя – Министерства здравоохранения Ульяновской области с просьбой о выделении денежных средств, указывая о возбуждение исполнительного производства.
Поскольку исполнительский сбор носит характер штрафных санкций, ГУЗ «Чердаклинская РБ» является бюджетным учреждением, с учетом тяжелого материального положения, просит освободить ГУЗ «Чердаклинская РБ» от взыскания исполнительского сбора в размере 114059,31 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Чердаклинскому и Старомайнскому районам УФССП по Ульяновской области Алькиной М.П. от 03.03.2020.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административные ответчики - судебный пристав –исполнитель ОСП по Чердаклинскому и Старомайнскому районам УФССП по Ульяновской области, представитель ОСП по Чердаклинскому и Старомайнскому районам УФССП по Ульяновской области, представитель УФССП России по Ульяновской области в судебное заседание не явились. Извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно п. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.п. 1-3, 6 ст. 112 «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что 17.05.2019 Арбитражным судом Ульяновской области по делу № А72-3801/2019 от 16.04.2019 выдан исполнительный лист о взыскании с ГУЗ «Чердаклинская ЦРБ» в пользу МИФНС № 7 по Ульяновской области для зачисления в бюджеты соответствующих уровней 6627655,43 руб. – страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, 1536410,93 руб. – страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС.
На основании данного постановления судебным приставом-исполнителем ОСП по Чердаклинскому и Старомайнскому районам УФССП по Ульяновской области 28.01.2020 возбуждено исполнительное производство № 6711/20/73038-ИП в отношении должника – административного истца по делу.
Из п.п. 2, 4 постановления о возбуждении исполнительного производства следует, что должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
В связи с неисполнением постановления о возбуждении исполнительного производства 28.01.2020, 03.03.2020 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 114059,31 руб.
Из пункта 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Суд вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
В силу разъяснений пункта 75 названного Постановления Пленума, иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
В соответствии с п. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размере причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.
По мнению суда, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа дает основание для взыскания с него исполнительского сбора, так как для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершал.
ГУЗ «Чердаклинская районная больница» является бюджетным учреждением, осуществляет свою деятельность в рамках лимитов бюджетных ассигнований, выделяемых главным распорядителем бюджетных средств – Министерством здравоохранения Ульяновской области, Министерством финансов Ульяновской области. Как следует из исполнительного производства, должник самостоятельно погасил задолженность по исполнительному производству на сумму 6535089,50 руб. 21.08.2019, 22.08.2019, 27.09.2019.
В период времени с 25.09.2019 по 30.01.2020 ГУЗ «Чердаклинская районная больница» направляла заявки на выделение соответствующего финансирования в Министерство здравоохранения Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области. По имеющимся в материалах исполнительного производства сведениям, оставшаяся задолженность ГУЗ «Чердаклинская районная больница» по исполнительному производству № 6711/20/73038-ИП на 13.06.2019 составляла 1629418,73 руб. По состоянию на 28.03.2020 задолженность полностью погашена после поступления средств на основании распоряжения от 10.02.2020 № 328-р Министерства Здравоохранения Ульяновской области.
Таким образом, административным истцом представлено достаточно доказательств того, что должником по указанному выше исполнительному производству предпринимались все меры для надлежащего и своевременного исполнения требований исполнительного документа. В силу объективных причин ГУЗ «Чердаклинская районная больница» не имела реальной возможности исполнить в полном объеме требования исполнительного документа и в 5-дневный срок погасить всю имеющуюся у нее задолженность по налогам, сборам, иным платежам. В действиях должника - ГУЗ «Чердаклинская районная больница» отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
С учетом приведенных норм и обстоятельств дела, суд приходит к выводу об освобождении должника ГУЗ «Чердаклинская районная больница» от взыскания исполнительского сбора в сумме 114059,31 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Государственного учреждения здравоохранения «Чердаклинская районная больница» удовлетворить.
Освободить Государственное учреждение здравоохранения «Чердаклинская районная больница» от взыскания исполнительского сбора в размере 114059,31 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Чердаклинскому и Старомайнскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области от 03 марта 2020 года по исполнительному производству № 6711/20/73038-ИП.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.А. Калянова