Дело № 2а-179/2021
10 RS 0006-01-2021-000428-73
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лахденпохья Республика Карелия 19 мая 2021 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Назаровой Л.В., при секретаре Аблеевой Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Турбинской Марины Леонидовны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и понуждении к действиям,
У С Т А Н О В И Л:
Турбинская М.Л. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Заявленные требования мотивированны тем, что ДД.ММ.ГГГГ Турбинская М.Л. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее -Министерство) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в кадастровом квартале 10:12:0051302, площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Куркиекское сельское поселение, район <адрес>, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования и цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало в согласовании схемы и предоставлении в аренду земельного участка, с которым административный истец не согласен, полагая, что утверждение Министерства о расположении испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда, в зоне защитного леса и зоне запретных нерестовых полом по берегам рек и озер необоснованно, противоречит данным государственного лесного реестра. Испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на данные земли не разграничена, в связи с чем утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории входит в полномочия Министерства.
Административный истец Турбинская М.Л. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствии.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, представители заинтересованных лиц – администрации Куркиекского сельского поселения, администрации Лахденпохского муниципального района, Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель административного ответчика полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, аналогичным изложенным в оспариваемом решении.
В письменном отзыве на исковое заявление заинтересованное лицо – Северо-западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству указано, что на территории, входящей в зону ответственности Управления приказом Росрыболовства от 20.11.2010 № 943 «Об установлении рыбоохранных зон морей, берега которых полностью или частично принадлежат Российской Федерации, и водных объектов рыбохозяйственного значения Республики Адыгея, Амурской и Архангельской областей» рыбоохранные зоны установлены только для морей (Балтийское море, включая Финский залив, Белое море). Рыбохозяйственные заповедные зоны на территории Лахденпохского района Республики Карелия не установлены.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
ДД.ММ.ГГГГ Турбинская М.Л. обратилась в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, государственная собственность на который не разграничена, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый квартал 10:12:0051302, площадью 5000 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
В своем решении, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №.4-21) и от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №.4-21), Министерство отказало Турбинской М.Л. в удовлетворении поданного ею заявления по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок располагается в зоне защитного леса и зоне запретных нерестовых полом по берегам рек и озер.
Турбинская М.Л., не согласившись с принятыми решениями Министерства, обратилась в суд с настоящим административным иском.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 года № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков относится к компетенции административного ответчика.
Таким образом, принятие решений по вопросам о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду относится к компетенции административного ответчика.
Согласно ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 15 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.
Согласно п.п.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов, также в случае подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Отказывая Турбинской М.Л. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, административный ответчик сослался на Карту зон с особыми условиями использования территории, входящей в состав схемы территориального планирования Лахденпохского муниципального района, согласно которой земельный участок расположен в зоне запретных нерестовых полос лесов.
Суд полагает, что указанное административным ответчиком основание о расположении испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда в зоне запретных нерестовых полос лесов не нашло своего подтверждения.
Полномочия в области лесных отношений, в том числе полномочия по ведению государственного лесного реестра (ГРЛ) в отношении лесов, расположенных в границах территории Республики Карелия, в соответствии со ст. 83 ЛК РФ переданы Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия на запрос суда сообщило, что земельный участок с координатами точек углов поворота, испрашиваемый Турбинской М.Л., не относится к землям лесного фонда.
Аналогичная информация поступила от ГКУ «Лахденпохское центральное лесничество», которое сообщило, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения рядом с кварталом 63 Куркиекского участкового лесничества. Пересечения (наложения) спорного земельного участка с государственным лесным фондом отсутствуют.
Из ответа Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству следует, что согласно п. 12 ч. 1 ст. 115 Лесного кодекса РФ нерестоохранные полосы лесов – леса, расположенные в границах рыбоохранных зон или рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. В настоящее время рыбоохранные зоны установлены только для морей. Рыбохозяйственные заповедные зоны на территории Лахденпохского района Республики Карелия не установлены.
Таким образом, с учетом позиции заинтересованных лиц и исследованных материалов дела, суд приходит к выводу, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен на землях, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем оспариваемым решением права административного истца нарушены, что дает основания для удовлетворения исковых требований.
Нарушенное право истца, должно быть восстановлено путем возложения на Министерство обязанности повторно рассмотреть заявление Турбинской М.Л. от ДД.ММ.ГГГГ вх. № о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.
К указанному выводу суд приходит в связи с тем, что земельное законодательство содержит значительный перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют сведения о том, что иные основания для отказа проверялись административным ответчиком. Суд в рамках административного судопроизводства не вправе предрешать рассмотрение вопроса по существу, входящего в полномочие другого органа.
Суд полагает, что при отсутствии иных оснований для отказа Турбинской М.Л. в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх. №, Министерство должно принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск удовлетворить.
Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письмах №.4-21 от ДД.ММ.ГГГГ, №.4-21 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Турбинской Марине Леонидовне в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 5000кв.м., в кадастровом квартале 10:12:0051302, расположенного по адресу: <адрес>, Куркиекское сельское поселение, район <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, незаконным.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Турбинской Марины Леонидовны от ДД.ММ.ГГГГ вх. № о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, и при отсутствии иных оснований для отказа Турбинской М.Л. в удовлетворении заявления, обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 5000 кв.м., в кадастровом квартале 10:12:0051302, расположенного по адресу: <адрес>, Куркиекское сельское поселение, район <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Турбинской Марины Леонидовны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.В. Назарова
Мотивированное решение составлено 24 мая 2021 года