Дело № 5-42/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Чадан 09 октября 2018 года
Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе судьи Тагалановой С.К., с участием прокурора Дзун-Хемчикского района Сояна А.А., при секретаре Ооржак С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении должностного лица
Лопсан З.Ш., <данные изъяты>,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурором Дзун-Хемчикского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, в отношении председателя администрации сельского поселения сумон Чыраа-Бажынский Дзун-Хемчикского района Лопсан З.Ш.
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении председатель администрации сельского поселения сумон Чыраа-Бажынский Дзун-Хемчикского района Лопсан З.Ш., указано, что по результатам проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства о противодействии экстремисткой деятельности председателю администрации сельского поселения сумона Чыраа-Бажынский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва Лопсан З.Ш. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от 28 июня 2018 №. 16 августа 2018 года прокуратурой района председателю администрации поселения Лопсан З.Ш. направлено требование о предоставлении информации об устранении нарушений закона с приложением подтверждающих документов со сроком исполнения не позднее 23 августа 2018 года. До настоящего времени сведения об устранении нарушений закона, указанных в представлении, в прокуратуру района не представлено. 28 августа 2018 года председателю администрации поселения Лопсан З.Ш направлено требование о прибытии в прокуратуру района 04 сентября 2018 года для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. К указанному сроку председатель администрации Лопсан З.Ш. в прокуратуру не явилась. Факт непринятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона и неисполнения законных требований прокурора указывают, что председателем администрации Лопсан З.Ш. умышленно не выполнены законные требования прокурора района и в его действиях усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Прокурора Дзун-Хемчикского района в судебном заседании просил прекратить производство по административному материалу, так как прокуратурой Дзун-Хемчикского районе не соблюден порядок предусмотренный КоАП РФ.
Привлекаемое лицо - председатель администрации сельского поселения сумон Чыраа-Бажынский Дзун-Хемчикского района Лопсан З.Ш.не явился, о дне и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем, суд рассматривает жалобу в их отсутствие.
Выслушав прокурора Дзун-Хемчикского района, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что 28 июня 2018 года прокурором Дзун-Хемчикского района в отношении председателя администрации спс. Чыраа-Бажынский Лопсан З.Ш. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по профилактике и предупреждение экстремисткой деятельности. Предлагает рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района и принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства. Заблаговременно проинформировать прокуратуру района о времени и месте рассмотрения представления. О принятых мерах сообщить письменно в месячный срок.
Справка по итогам проверки не оформлялась, в которой должно быть отражено какие мероприятия по профилактике экстремизма следует провести председателем администрации сельского поселения сумон Чыраа-Бажынский Дзун-Хемчикского района Лопсан З.Ш.
Сведений о направлении представления прокурора Дзун-Хемчикского района в адрес председателя администрации сельского поселения сумон Чыраа-Бажынский Дзун-Хемчикского района Лопсан З.Ш. не представлено.
Из требования прокурора Дзун-Хемчикского района от 16 августа 2018 года, следует, что в срок не позднее 23 августа 2018 года председатель администрации сельского поселения сумон Чыраа-Бажынский Дзун-Хемчикского района Лопсан З.Ш. должна предоставить ответ на представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Из распечатки записи электронной почты, следует, что требование от 16 августа 2018 года направлено электронным письмом на электронный адрес администрации спс.Чыраа-Бажы 21 августа 2018 года. Срок исполнения требования указан 23 августа 2018 года. При этом сведений о получении электронного письма не представлено.
Из уведомления от 28 августа 2018 года, следует, что прокуратура Дзун-Хемчикского района вызывает Лопсан З.Ш. на 04 сентября 2018 года в 11 часов 30 минут для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАп РФ. Сведения о получении требования прокурора Дзун-Хемчикского района от 28 августа 2018 года в материалах дела отсутствуют.
Согласно рапорту помощника прокурора района Куулар Ч.Б. прокурору района следует, что в связи с выявлением нарушений законодательства о противодействии экстремисткой деятельности 28 июня 2018 года председателю администрации спс. Чыраа-Бажынский внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. По состоянию на 28 августа 2018 года ответ на представление не предоставлен. 16 августа 2018 года председателю администрации поселения направлено требование о предоставлении информации об устранении нарушений со сроком исполнения не позднее 23 августа 2018 года. До настоящего времени сведения о рассмотрении представления об устранении нарушений в прокуратуру района не представлено.
04 сентября 2018 года прокурором Дзун-Хемчикского района председателю администрации спс. Чыраа-Бажынский направлено извещение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ.
Согласно решению Хурала представителей спс. Чыраа-Бажынский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва от 24 ноября 2015 года №, на должность председателя администрации спс. Чыраа-Бажынский назначена Лопсан З.Ш. с 24 ноября 2015 года.
Прокуратурой Дзун-Хемчикского района представлены квитанции о почтовых отправлениях от 30 августа и 06 сентября 2018 года, письма направлены в администрацию спс. Чыраа-Бажынский и Лопсан З.Ш., но из них не усматривается, что председателю администрации спс. Чыраа-Бажынский направлялись представление, требование, и уведомление по рассматриваемому делу.
Из объяснения председателя администрации Лопсан З.Ш. от 17 сентября 2018 года видно, что представление прокурора об устранении нарушений от 28 июня 2018 года, требование о предоставлении ответа на представление, требование о явке в прокуратуру от 28 августа 2018 года, постановление о привлечении к административной ответственности получала. Вину признаёт. Ответ на представление предоставила с опозданием 13 сентября 2018 года.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для наложения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Несоблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется, а постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 3 этой же статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Согласно части 4.1 этой статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Анализ вышеприведенных положений закона позволяет прийти к выводу, что физическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу, в обязательном порядке должно быть уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, либо вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела, 04 сентября 2018 года постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, вынесено прокурором Дзун-Хемчикского района Республики Тыва в отношении председателя администрации спс. Чыраа-Бажынский в её отсутствие.
В материалах дела доказательств о вручении представления, требования и извещения Лопсан З.Ш. о необходимости явиться для решения вопроса о привлечении к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, не имеется.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором Дзун-Хемчикского района с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ. Нарушение порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности влечет нарушение права этого лица на защиту.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении (постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении), является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и признание данного доказательства недопустимым. Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности этого лица в совершении противоправного деяния.
Указанное обстоятельство является существенным и необратимым нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущим прекращение производства по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, дело об административном правонарушении, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ, возбужденное прокурором 4 сентября 2018 года в отношении председателя администрации спс. Чыраа-Бажынский Лопсан З.Ш., подлежит прекращению в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении председателя администрации сельского поселения сумона Чыраа-Бажынский Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва Лопсан З.Ш. прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Тагаланова С.К.