РЕШЕНИЕ
г. Енисейск 19 марта 2015 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Бондаренко Ж.Я.
с участием:
заявителя – Поповой <данные изъяты>,
начальника ОУФМС России <данные изъяты> ФИО8
при секретаре Узуновой Н.К.
Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по жалобе Поповой <данные изъяты> на постановление начальника ОУФМС России <данные изъяты> об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.15 КоАП РФ от 6 февраля 2015 года
УСТ АНОВИЛ :
В соответствии с постановлением должностного лица – начальника ОУФМС России <данные изъяты> ФИО8 по делу об административном правонарушении № от 6 февраля 2015 года Попова И.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.
При этом, по делу, было установлено, что 28.01.2015 года в МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг по адресу: <адрес> при проверке документов установлено, что Попова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ проживает по недействительному удостоверению личности (паспорту), чем нарушила п. 7, 15 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 года № 828. Попова И.Н. 21.12.2014 г. достигла возраста 45 лет, однако для обмена паспорта по достижении возраста обратилась только 28.01.2015 года.
Обратившись в Енисейский райсуд с жалобой Попова И.Н., считает, что постановление в отношении нее о наложении штрафа вынесено незаконно и необоснованно, поскольку в нарушение действующего законодательства начальником ОУФМС не верно истолковано понятие проживание по недействительному паспорту, протокол и постановление об административном правонарушении были составлены в ее отсутствие, без надлежащего уведомления. Она доступной официальной информацией о необходимости обмена паспорта и сроках обмена не располагала. Сотрудники паспортного стола не извещали ее о необходимости замены паспорта в установленные законом сроки. Единственной доступной информацией для нее по вопросу продления срока действия ее паспорта была последняя страница этого паспорта, где приводится извлечение из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, где отсутствует информация о необходимости и сроках замены паспорта по достижении 45 лет в течение 30 дней. Кроме того при вынесении постановления в нарушении ст. 4.1 КоАП РФ не были учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, ее имущественное и финансовое положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В судебном заседании Попова И.Н. свои требования поддержала в полном объеме по доводам указанным в жалобе и дополнительно суду пояснила, что она не смогла произвести замену своего паспорта в срок указанный законодательством, в связи с занятостью на работе. 14 января 2015 года при обращении в многофункциональный центр <адрес> получила консультацию, что ее срок продлевается на 12 дней в связи с праздничными днями. В связи с чем, 28 января 2015 г. она сдала необходимые документы в МФЦ <адрес>, ей пояснили, что в течении 10 дней в ФМС ей будет выдан новый паспорт. 7 февраля 2015 г. она пришла в ФМС, где ей выдали паспорт и одновременно вручили постановление о привлечении ее к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, предоставили протокол, объяснение в которых она расписалась. О времени и месте составления в отношении нее протокола об административном правонарушении и о дате его рассмотрения она не уведомлялась. Просит отменить постановление и прекратить административное производство, возбужденное по протоколу об административном правонарушении.
Начальник ОУФМС России <данные изъяты> ФИО8 в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, суду показала, что Попова И.Н. обоснованно привлечена к ответственности по ч.1 ст. 19.15 КоАП РФ, так как проживала по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту).
Допрошенная в качестве свидетеля ведущий специалист -эксперт ОУФМС ФИО6, в судебном заседании показала, что при поступлении 28.01.2015 года из МФЦ <адрес> в ОУФМС документов на замену паспорта Поповой И.Н. был составлен протокол об административном правонарушении, при этом обстоятельства составления протокола не помнит, в связи с большой занятостью.
Рассмотрев доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав заявителя, начальника ОУФМС ФИО8 показания свидетеля, суд приходит к следующему.
Согласно требованиям статьи 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту).
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (ред. от 27.05.2011) "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" срок действия паспорта гражданина: от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно.
По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (ред. от 27.05.2011) "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные этим Положением, является недействительным.
Между тем недействительный документ - это документ, не имеющий силы или значения вследствие неправильности, истечения срока действия и т.п.
Таким образом, паспорт, срок действия которого истек, следует считать недействительным.
Следовательно, проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, паспорт которого не был им заменен в срок, определенный в пункте 7 Положения о паспорте, в связи с достижением гражданином определенного возраста, влечет привлечение гражданина к ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19.15 КоАП РФ.
Между тем при составлении протокола об административном правонарушении и при его рассмотрении, должностными лицами допущены нарушения процессуальных требований КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1 и 3 ст. 28.6 названного Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Указанному лицу также должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, он вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему; копия протокола под расписку вручается лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Исходя из положений данной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола ( ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ)
По настоящему делу указанные требования закона нарушены.
Из протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 28.01.2015 года в отсутствие Поповой И.Н.
В материалах дела отсутствуют данные об извещении Поповой И.Н. о времени и месте составления в отношении нее протокола об административном правонарушении, отсутствуют данные о вручении или его направлении заявителю.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании не смогла пояснить обстоятельств составления протокола об административном правонарушении в отношении заявителя, процедуру его оформления.
Поскольку протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие заявителя, ей не разъяснялись права, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не была предоставлена возможность дать объяснения по обстоятельствам, указанным в протоколе.
Несоблюдение должностным лицом процедуры оформления протокола об административном правонарушении в отношении заявителя в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует о существенных процессуальных нарушениях требованиях КоАП РФ и является основанием для возвращения протокола об административном правонарушении составившему его должностному лицу, что не было сделано начальником ОУФМС России по Красноярскому краю в г Енисейском районе.
Кроме того в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Содержание указанной нормы свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, а также установления и проверки факта явки указанного лица.
Из материалов дела усматривается, что постановление начальником ОУФМС России <данные изъяты> ФИО8 по делу об административном правонарушении № ДД.ММ.ГГГГ в отношении Поповой И.Н. постановлено в отсутствие заявителя.
Каких-либо сведений о надлежащем извещении заявителя о рассмотрении протокола об административном правонарушении в материалах дела не имеется.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен.
При указанных обстоятельствах, суд, исследовав материалы дела, находит жалобу подлежащим удовлетворению, вследствие допущенных при ведении административного производства в отношении заявителя существенных нарушений процессуальных требований, составление протокола об административном правонарушении без надлежащего уведомления заявителя и нарушение порядка его рассмотрения, влекущих отмену постановления об административном правонарушении, с возвращением дела на новое рассмотрение в ОУФМС России <данные изъяты>, поскольку сроки давности предусмотрены ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ не истекли, при котором подлежат исследованию и доводы жалобы заявителя Поповой И.Н.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.3 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление начальника ОУФМС России по <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Поповой <данные изъяты> по ч.1 ст. 19.15 КоАП РФ отменить, с направлением дела на новое рассмотрение в ОУФМС России <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярском краевом суде в течение 10 суток со дня его вынесения с подачей жалобы через Енисейский районный суд.
Судья: Ж.Я.Бондаренко