Решение по делу № 2-169/2020 ~ М-30/2020 от 15.01.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2020 года                              г.Слюдянка

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Газимзянова А.Р., при секретаре Мишиной Г.Н., с участием представителя истца-помощника прокурора Слюдянского района Иркутской области Рудакова Д.Б., действующего на основании поручения заместителя прокурора Иркутской области Бабенко В.В. от "ДАТА" № ***, представителя ответчика администрации Култукского городского поселения Михайлиной Т. Е., действующей на основании доверенности от "ДАТА", представителя третьего лица ООО «Комплекс коммунальных систем» Пахомчик К. Ю., действующей на основании доверенности от "ДАТА", рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-169/2020 по исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к администрации Култукского городского поселения об обязании организовать водоотведение путем строительства и ввода в эксплуатацию канализационных очистных сооружений, обеспечивающих нормативную очистку сточных вод,

УСТАНОВИЛ:

Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, с требованиями к администрации Култукского городского поселения об обязании организовать водоотведение путем строительства и ввода в эксплуатацию канализационных очистных сооружений, обеспечивающих нормативную очистку сточных вод. В обоснование иска указано, что Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, законодательства о водоотведении ООО «Комплекс коммунальных систем» при эксплуатации на основании договора аренды муниципального имущества канализационных очистных сооружений п. Култук, расположенных по адресу: "АДРЕС", которые на праве собственности принадлежат администрации Култукского городского поселения. В работе находятся очистные сооружения в составе: 2 КНС, приемная камера, 2 аэротенка, 2 вторичных отстойника, резервуар накопитель, 2 иловые площадки, 3 поля фильтрации. Согласно заключения специалиста Росприроднадзора от "ДАТА" действующая технологическая схема очистки ЖБО отличается от предполагаемой проектной схемы: исключена очистка на фильтрах доочистки. Фильтры доочистки находятся в нерабочем состоянии и располагаются в здании очистных сооружений. В 2017 году по заказу администрации Култукского городского поселения ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» разработано технико-экономическое обоснование проектирования и строительства канализационно-очистных сооружений хозяйственно бытовых стоков производительностью 620 куб.м./сут. В пос.Култук. В соответствии с технико-экономическим обоснованием от "ДАТА" очистные сооружения п.Култук введены в эксплуатацию в 1990 г., в настоящее время находятся в аварийном состоянии, работают с перегрузкой, основные емкости, системы и узлы сооружений превысили износ и возможность реконструкции под современные системы очистки. Фактические производится только механическая очистка, аэрация, отстаивание и хлорирование при температуре стока 10 градусов Цельсия. Объемы и износ основного корпуса очистных сооружений приводят к чрезвычайно высоким затратам по теплоснабжению и невозможности обеспечить поддержание требуемых температур для технологического процесса и работы персонала. Система вентиляции не работает. Отсутствуют технологические узлы денитрификации, тонкой доочистки, дефосфатизации стоков. В нарушение ст.65 Водного кодекса РФ в границах водоохранной зоны р.Култучная, в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории водоотведение нормативно-очищенных стоков производится на полузаброшенные и необслуживаемые поля фильтрации, что в условиях высокого уровня грунтовых вод (1,5-1,8 м.) может привести к попаданию вредных веществ напрямую в оз.Байкал. При этом очистка ЖБО не соответствует требованиям по основным показателям на несколько порядков. По заключению специалиста Росприроднадзора от "ДАТА" канализационные очистные сооружения р.п. Култук расположены в водоохранной зоне водного объекта-р.Култучная. Согласно заключение специалиста Росприроднадзора от "ДАТА" жидкие стоки после их очистки на канализационно-очистных сооружениях п.Култук, сбрасываемые на поля фильтрации, являются отходом производства и потребления; поля фильтрации канализационно-очистных сооружений п.Култук являются объектом размещения отходов. Вместе с тем, в соответствии с п.2 ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается размещение объектов размещения отходов производства. Также складирование вновь образующихся отходов I-V класса опасности за пределами специально оборудованных мест размещения отходов, созданных на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешений, наземное захоронение отходов, входят в Перечень видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утв.Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 года №643. В соответствии с ч.16 ст.65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. К вопросам местного значения Култукского муниципального образования относится организация в границах поселения водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. К тому же, в соответствии с требованиями ст.210 ГК РФ администрация Култукского муниципального образования как собственник КОС должна нести бремя содержания принадлежащего ей имущества. Администрация Култукского городского поселения обязан принимать меры по организации водоотведения (включая надлежащую очистку сточных вод, принятых от населения) в случае невозможности исполнения ООО «ККС» своих обязательств в связи с тем, что канализационные очистные сооружения находятся в аварийном состоянии. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о наличии вредных (загрязняющих) веществ в жидких коммунальных отходах, размещаемых на полях фильтрации в значительных концентрациях. Анализируя полученные результаты в части количественного содержания в исследованных стоках веществ, характерных для хозяйственно-бытовых сточных вод, можно сделать вывод о неудовлетворительной работе очистных сооружений. По результатам исследования почв в зоне влияния полей фильтрации и природной воды из ближайшего водного объекта-р.Култучная, можно сделать вывод о негативном влиянии полей фильтрации на почвенный покров на прилегающей территории и поверхностный водный объект, вследствие неудовлетворительной работы очистных сооружений, в результате фильтрации загрязняющих веществ в водоносные горизонты из поля фильтрации путем просачивания их в грунт, последующим загрязнением грунтовых вод и дальнейшем попаданием вредных веществ в водный объект. В жидких отходах, прошедших очистку на КОС п.Култук, зафиксировано наличие значительного количества бактерий, что свидетельствует о незаконном сбросе жидких бытовых отходов, содержащих возбудителей инфекционных заболеваний, представляющих угрозу для здоровья населения. Администрацией не приняты меры по организации на территории п.Култук водоотведения, обеспечивающего надлежащую санитарную очистку, обеззараживание жидких бытовых отходов на очистных сооружениях п.Култук. Незаконный сброс неочищенных отходов на поля фильтрации влечет причинение вреда почвам и водному объекту, что в свою очередь создает угрозу причинения вреда водным биологическим ресурсам, обитающим его акватории, а также возникновения и распространения инфекционных заболеваний людей и животных.

Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор просил обязать администрацию Култукского городского поселения организовать водоотведение в поселке Култук путем строительства и ввода в эксплуатацию канализационных очистных сооружений, обеспечивающих нормативную очистку сточных вод.

В судебном заседании – представитель истца помощник прокурора Слюдянского района Иркутской области Рудаков Д.Б. поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнил, что суд должен самостоятельно определить разумный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Модернизация существующих очистных сооружений невозможна, необходимо строительство новых очистных сооружений.

Представитель ответчика администрации Култукского городского поселения Михайлина Т.Е. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично, указав, что очистные сооружения в п.Култук введены в эксплуатацию в 1990 году. С момента возникновения права собственности, кроме текущего ремонта, капитальный ремонт и реконструкция очистных сооружений не производились. На момент ввода в эксплуатацию данных очистных сооружений выполнялись условия и требования законодательства в части сброса стоков. Трубопроводы и сооружения на сетях водоотведения Култукского муниципального образования находятся в удовлетворительном состоянии. Обязанность содержать в технически исправном состоянии канализационные очистные сооружения лежит на организации, их обслуживающей. Такой организацией является ООО «Комплекс коммунальных систем», которой по договору аренды передано муниципальное имущество в целях оказания услуг горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на срок по "ДАТА". Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит механизмов реализации полномочий по организации водоотведения в границах населенных пунктов. Доводы прокуратуры, изложенные в исковом заявлении, основаны на толковании пределов компетенции городского поселения и уравнивания по юридически значимому действию понятия вопроса местного значения «организация водоотведения» с вопросом санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраной окружающей среды. Положения п.4 ч.1 ст.14 ФЗ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ не возлагают на городское поселение обязанность строительства новых очистных сооружений на территории за счет средств местного бюджета, поскольку строительство очистных сооружений относится к полномочиям в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды и является соответственно расходным обязательством органов государственной исполнительной власти. Прокуратурой не учтено разграничений полномочий в области водопользования, охраны природы, санитарно-эпидемиологического благополучия между субъектом Российской Федерации, муниципальными районами и городскими поселениями, нарушен принцип самостоятельности. На администрацию фактически возложена обязанность принять нормативно-правовой акт о включении в бюджет городского поселения новых финансовых расходных обязательств по строительству КОС Култукского городского поселения. Между тем, утверждение бюджета поселения в соответствии со ст.24 Устава находится в исключительной компетенции Думы Култукского муниципального образования. Впоследствии в г.Слюдянка будут строиться очистные сооружения и жидкие бытовые отходы могут быть транспортированы до данных очистных сооружений. Нужно установить разумный срок исполнения решения суда с учетом объема и характера подлежащих выполнению работ, существующих технических возможностей, объемов и этапов финансирования, территориальных и климатических особенностей.

Представитель третьего лица ООО «Комплекс коммунальных систем» Пахомчик К.Ю. в судебном заседании пояснила, что исковые требования являются обоснованными. Также пояснила, что решением Арбитражного суда Иркутской области по делу № *** признан недействительным договор аренды муниципального имущества в целях оказания потребителям Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области услуг горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод № ***, заключенный "ДАТА" между администрацией Култукского городского поселения Слюдянского района и ООО «Комплекс коммунальных систем»; применены последствия недействительности ничтожной сделки, суд обязал ООО «Комплекс коммунальных систем» по окончании отопительного сезона 2019-2020 г.г. возвратить администрации Култукского городского поселения Слюдянского района имущество согласно Приложению № *** к договору № ***, заключенному "ДАТА" между администрацией Култукского городского поселения Слюдянского района и ООО «Комплекс коммунальных систем». То есть ООО «Комплекс коммунальных систем» не является арендатором вышеуказанного имущества, при этом эксплуатирует его до окончания отопительного сезона. Поскольку к вопросам местного значения Култукского муниципального образования относится организация в границах поселения водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с требованиями ст.210 ГК РФ администрация Култукского городского поселения, являясь собственником Канализационных очистных сооружений, должна нести бремя содержания принадлежащего ей имущества. Учитывая неудовлетворительное техническое состояние действующих очистных сооружений п.Култук, в настоящее время необходима их реконструкция и модернизация для соблюдения требований действующего природоохранного законодательства.

Истец (третье лицо) Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, причина неявки неизвестна.

Третье лицо Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в судебное заседание не явилось, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В письменном отзыве на иск представитель Амосова А.В. указала, что просит рассмотреть гражданское дело без участия представителя министерства, так как оно не является стороной по делу, не имеет материально-правовой заинтересованности в исходе рассматриваемого дела. В соответствии с Положением о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов водоотведения, водоснабжения и очистки сточных вод, в том числе разработку проектной документации, а также на приобретение указанных объектов в муниципальную собственность, субсидии на реализацию мероприятий по приобретению специализированной техники для водоснабжения населения и субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности инженерной инфраструктуры, которые осуществляются из местных бюджетов, в целях реализации мероприятий по развитию водоснабжения в сельской местности, утвержденном постановлением Правительства Иркутской области от 2 июня 2016 года №336-пп министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на предоставление субсидий. Предоставление субсидий осуществляется в году, следующем за годом проведения отбора, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до министерства на соответствующий финансовый год и на плановый период. В соответствии с пунктом 10 Положения №336-пп для получения субсидии в части строительства, реконструкции и модернизации объектов органы местного самоуправления муниципальных образований в срок до 30 июня года, предшествующего году предоставления субсидии в части строительства, реконструкции и модернизации объектов, представляют в министерство ряд документов, в том числе заявку. Администрация Култукского городского поселения на представляла в министерство документы для получения субсидии на строительство очистных сооружений, в связи с чем, не принимала участие в отборе. В рамках данного спора министерство не может участвовать стороной, так как находится не в пределах рассматриваемого спора. Возможность получения субсидии может быть рассмотрена при соответствующем обращении администрацией Култукского городского поселения в министерство, при наличии софинансирования местного бюджета, при направлении заявки на участие в отборе муниципальных образований.

Поскольку, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела, суд, с учетом согласия помощника прокурора Слюдянского района Иркутской области Рудакова Д.Б., представителя ответчика администрации Култукского городского поселения Михайлиной Т.Е., представителя третьего лица ООО «Комплекс коммунальных систем» Пахомчик К.Ю., полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав пояснения помощника прокурора Слюдянского района Иркутской области Рудакова Д.Б., представителя ответчика администрации Култукского городского поселения Михайлиной Т.Е., представителя третьего лица ООО «Комплекс коммунальных систем» Пахомчик К.Ю., проанализировав в соответствии со ст. 67 ГПК Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

Из смысла приведенных процессуальных норм следует, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов лиц, обращающихся в суд.

В соответствии со ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст.ст. 1, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в том числе посредством обращения с заявлением в суды.

Статьей 45 ГПК РФ, предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус эти органов. Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим, в том числе, функции по управлению федеральным имущество в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов на территории Российской Федерации, в том числе, в границах бассейнов рек южной, средней и северной части озера Байкал.

Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрен судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав. Одним из способов защиты гражданских прав, согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.    Избранный прокурором способ защиты гражданских прав соответствует требованиям закона.

Непринятие ответчиком мер по организации водоотведения на территории п.Култук может нарушить права собственника водного объекта-Российской Федерации.

Таким образом, обращение в суд прокурора с настоящим иском суд признает соответствующим требованиям ст.45 ГПК РФ.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Водного Кодекса Российской Федерации водоотведением является любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.

В силу ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 35 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (ст. 44 ВК РФ).

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Из решения Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора от "ДАТА" № *** следует, что необходимо провести проверку ООО «ККС». Цель проверки: установление исполнения Обществом водного, санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, законодательства о водоотведении при эксплуатации очистных сооружений п.Култук. Основание проверки: сведения о состоянии законности, свидетельствующие о допускаемых нарушениях в указанной сфере. Предмет проверки: выявление фактов и обстоятельств, свидетельствующих о наличии (отсутствии) в деятельности Общества нарушений водного, санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, законодательства о водоотведении при эксплуатации очистных сооружений п.Култук. Установить срок проведения проверки: с "ДАТА" по "ДАТА". Поручить проведение проверки помощнику Западно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Лазовской Е. А. (л.д.65).

Судом установлено, что канализационные очистные сооружения, расположенные по адресу: "АДРЕС" переданы и находятся в собственности Култукского муниципального образование, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от "ДАТА" № *** (л.д.112). Основанием возникновения права собственности является передаточный акт имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования "АДРЕС", передаваемого в муниципальную собственность Култукского муниципального образования от "ДАТА" Закон Иркутской области от 04.12.2008 г. №95-оз (в редакции Закона Иркутской области от 11 мая 2010 года №28-оз) «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Слюдянский район и вновь образованными в его границах муниципальными образованиями».

ООО «Комплекс коммунальных систем» на основании договора аренды № *** муниципального имущества в целях оказания потребителям Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод от "ДАТА" являлся арендатором канализационных очистных сооружений п. Култук, расположенных по адресу: "АДРЕС". В п.2.4.5 договора указано, что арендатор обязан поддерживать переданное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, нести расходы, возникшие с его эксплуатацией и содержанием. В п.3.1 договора указано, что он заключен на срок по "ДАТА" (л.д.120-137).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от "ДАТА" по делу № *** признан недействительным договор аренды муниципального имущества в целях оказания потребителям Култукского муниципального образования Слюдянского района Иркутской области услуг горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод № ***, заключенный "ДАТА" между администрацией Култукского городского поселения Слюдянского района и ООО «Комплекс коммунальных систем»; применены последствия недействительности ничтожной сделки, суд обязал ООО «Комплекс коммунальных систем» по окончании отопительного сезона 2019-2020 г.г. возвратить администрации Култукского городского поселения Слюдянского района имущество согласно Приложению № *** к договору № ***, заключенному "ДАТА" между администрацией Култукского городского поселения Слюдянского района и ООО «Комплекс коммунальных систем» (л.д.184-195).

Из пояснений представителя третьего лица ООО «Комплекс коммунальных систем» Пахомчик К.Ю. следует, что ООО «Комплекс коммунальных систем» эксплуатирует вышеуказанное имущество в настоящее время до окончания отопительного сезона.

В работе находятся очистные сооружения в составе: 2 КНС, приемная камера, 2 аэротенка, 2 вторичных отстойника, резервуар накопитель, 2 иловые площадки, 3 поля фильтрации.

Существующая технологическая схема очистки жидких бытовых отходов (далее ЖБО): указанные отходы с жилого фонда и объектов социальной инфраструктуры канализационно-насосной станцией перекачиваются в приемную камеру очистных сооружений, расположенных за территорией очистных сооружений. К приемной камере подводятся колодцы. В одном из колодцев установлена решетка для улавливания крупных плавающих фракций (мусора) Из приемной камеры ЖБО подаются в один из рабочих аэротенков, где происходит их биологическая очистка с использованием активного ила, после чего они поступают во вторичные отстойники, в которых под действием сил гравитации активный ил осаживается и удаляется эрлифтами либо в аэротенк (возвратный ил), либо на иловые карты (избыточный ил). Осветленная вода поступает в резервуар накопитель, после его наполнения производится сброс очищенных ЖБО на поля фильтрации, расположенные в 250 метрах от здания очистных сооружений.

Согласно заключения начальника отдела экологического надзора Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора-старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории Хинхаева А.Н. "ДАТА" действующая технологическая схема очистки ЖБО отличается от предполагаемой проектной схемы: исключена очистка на фильтрах доочистки. Фильтры доочистки находятся в нерабочем состоянии и располагаются в здании очистных сооружений (л.д.10-15).

В 2017 году по заказу администрации Култукского городского поселения ООО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» разработано технико-экономическое обоснование проектирования и строительства канализационно-очистных сооружений хозяйственно бытовых стоков производительностью 620 куб.м./сут. в пос.Култук. В соответствии с технико-экономическим обоснованием от "ДАТА" очистные сооружения п.Култук введены в эксплуатацию в 1990 г., в настоящее время находятся в аварийном состоянии, работают с перегрузкой, основные емкости, системы и узлы сооружений превысили износ и возможность реконструкции под современные системы очистки. Фактические производится только механическая очистка, аэрация, отстаивание и хлорирование при температуре стока 10 градусов Цельсия. Объемы и износ основного корпуса очистных сооружений приводят к чрезвычайно высоким затратам по теплоснабжению и невозможности обеспечить поддержание требуемых температур для технологического процесса и работы персонала. Система вентиляции не работает. Отсутствуют технологические узлы денитрификации, тонкой доочистки, дефосфатизации стоков. В нарушение ст.65 Водного кодекса РФ в границах водоохранной зоны р.Култучная, в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории водоотведение нормативно-очищенных стоков производится на полузаброшенные и необслуживаемые поля фильтрации, что в условиях высокого уровня грунтовых вод (1,5-1,8 м.) может привести к попаданию вредных веществ напрямую в оз.Байкал. При этом очистка ЖБО не соответствует требованиям по основным показателям на несколько порядков (л.д.23-42).

По заключению начальника отдела экологического надзора Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора-старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории Хинхаева А.Н. от "ДАТА" канализационные очистные сооружения р.п. Култук расположены в водоохранной зоне водного объекта-р.Култучная. Жидкие стоки после их очистки на канализационно-очистных сооружениях п.Култук, сбрасываемые на поля фильтрации, являются отходом производства и потребления; поля фильтрации канализационно-очистных сооружений п.Култук являются объектом размещения отходов.

Вместе с тем, в соответствии с п.2 ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается размещение объектов размещения отходов производства. Также складирование вновь образующихся отходов I-V класса опасности за пределами специально оборудованных мест размещения отходов, созданных на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешений, наземное захоронение отходов, входят в Перечень видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утв.Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 года №643.

В соответствии с ч.16 ст.65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Специалистом филиала «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО»-г.Иркутск, произведены следующие отборы и испытания проб: проба жидких отходов из организационного выпуска на карту полей фильтрации, представляющего собой металлическую трубу, подающую стоки непосредственно на карту-протокол отбора проб вод № *** от "ДАТА"; пробы почв: фоновая (50 м. выше по уклону местности), непосредственно на полях фильтрации и в зоне возможного влияния полей фильтрации (50 м. ниже по уклону местности) –протокол отбора проб почв № *** от "ДАТА"; пробы природной воды из реки Култучная:фоновая (150 м. выше предполагаемого влияния), напротив полей фильтрации, место предполагаемого влияния, и контрольная, 100 м. ниже места предполагаемого влияния-протокол отбора проб вод № *** от "ДАТА" (л.д.17-22).

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о наличии вредных (загрязняющих) веществ в жидких коммунальных отходах, размещаемых на полях фильтрации в значительных концентрациях. Анализируя полученные результаты в части количественного содержания в исследованных стоках веществ, характерных для хозяйственно-бытовых сточных вод, в заключении начальника отдела экологического надзора Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора-старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории Хинхаева А.Н. от "ДАТА" сделан вывод о неудовлетворительной работе очистных сооружений. По результатам исследования почв в зоне влияния полей фильтрации и природной воды из ближайшего водного объекта-р.Култучная, можно сделан вывод о негативном влиянии полей фильтрации на почвенный покров на прилегающей территории и поверхностный водный объект, вследствие неудовлетворительной работы очистных сооружений, в результате фильтрации загрязняющих веществ в водоносные горизонты из поля фильтрации путем просачивания их в грунт, последующим загрязнением грунтовых вод и дальнейшем попаданием вредных веществ в водный объект. В жидких отходах, прошедших очистку на КОС п.Култук, зафиксировано наличие значительного количества бактерий, что свидетельствует о незаконном сбросе жидких бытовых отходов, содержащих возбудителей инфекционных заболеваний, представляющих угрозу для здоровья населения.

Из заключения специалиста Ивановой О.И.-главного специалиста-эксперта отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания населения Управления Роспотребнадзора по Иркутской области от "ДАТА" следует, что в объеме проведенных исследований установлено, что качество воды сточной соответствует требованиям СанПин 2.1.7.573-96 «Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения» п.5.6 Лактозоположительные кишечные палочки, являются показателями, характеризующие уровень фекального загрязнения сточных вод и степень вероятности присутствия возбудителей бактериальных инфекций, что косвенно свидетельствует о некачественной очистке и обеззараживании сточной воды, протокол лабораторных испытаний № *** от "ДАТА", экспертное заключение от "ДАТА" (л.д.16).

Вышеуказанные доказательства подтверждают необходимость строительства новых канализационных очистных сооружений, а также невозможность реконструкции старых канализационных очистных сооружений. Каких-либо доказательств в обоснование возражений суду не представлено, доводы возражений ответчика и третьего лица в указанной части являются необоснованными.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселления относится организация в границах поселения водоотведения.

Из п.1.4 ч.1 ст.6 устава Култукского городского поселения Слюдянского района Иркутской области следует, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоотведения (л.д.100-111).

Таким образом, законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления поселения организовать деятельность по водоотведению сточных вод на территории муниципального образования, возражения ответчика в указанной части являются необоснованными.

Кроме того, в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Администрацией как органом местного самоуправления и как собственником имущества не приняты меры по организации на территории п.Култук водоотведения, обеспечивающего надлежащую санитарную очистку, обеззараживание жидких бытовых отходов на очистных сооружениях п.Култук. Незаконный сброс неочищенных отходов на поля фильтрации влечет причинение вреда почвам и водному объекту, что в свою очередь создает угрозу причинения вреда водным биологическим ресурсам, обитающим его акватории, а также возникновения и распространения инфекционных заболеваний людей и животных.

Доводы ответчика о том, что администрация муниципального образования не является надлежащим ответчиком по делу, нельзя признать состоятельными, поскольку законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления поселения организовывать работу по водоотведению на территории поселения, при этом администрация является собственником объекта-канализационных очистных сооружений, которые выполняют функцию водоотведения на территории поселения.

Отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.

Не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований доводы ответчика о том, что принятие мер, направленных на приведение системы водоотведения в надлежащее состояние, займет длительный срок, поскольку вопросы возможности исполнения решения суда в соответствующий срок могут быть разрешены в порядке, предусмотренном ГПК РФ, ФЗ "Об исполнительном производстве".

Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

По мнению суда, необходимо установить срок исполнения решения суда в течение одного года с момента вступлению в силу, который будет являться разумным и обеспечит соблюдение баланса интересов сторон.

Оценивая по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования, заявленные Западно-Байкальским межрайонным природоохранным прокурором в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации в лице Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов являются обоснованными, законными, доказанными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 22 ░░░ 2020 ░░░░ 16 ░░░░░ 00 ░░░░░.

░░░░░:

2-169/2020 ~ М-30/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Слюдянского района
Западно -Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация Култукского городского поселения
Другие
Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов
ООО "Комплекс коммунальных систем"
Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области
Суд
Слюдянский районный суд Иркутской области
Судья
Газимзянов Анатолий Равильевич
Дело на сайте суда
sludiansky--irk.sudrf.ru
15.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2020Передача материалов судье
20.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
15.05.2020Производство по делу возобновлено
19.05.2020Судебное заседание
22.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2020Дело оформлено
30.12.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее