№ 2-346/2014
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
24 февраля 2014 года Железногорский городской суд Красногорского края в составе председательствующего: судьи Величко Л.Л., при секретаре Селиверстовой А.В., с участием помощника прокурора Щедринова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Железногорска Красноярского края в интересах П.В.И. к Государственному учреждению – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании бездействия по обеспечению техническими средствами реабилитации незаконными и нарушающими права гражданина и обязании предоставить технические средства реабилитации,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор ЗАТО г. Железногорска обратился в суд с иском к ГУ – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (далее – ГУ КРО ФСС РФ) в защиту прав и законных интересов П.В.И.
Прокурор просит признать незаконными и нарушающими права П.В.И. бездействие ответчика по обеспечению техническими средствами реабилитации – тростью опорной, регулируемой по высоте с УПС и сигнализатором звука цифровым со световой и вибрационной индикацией и обязать ответчика предоставить П.В.И. указанные технические средства реабилитации.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой ЗАТО г. Железногорска проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что П.В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом и согласно индивидуальной программы реабилитации имеет право на получение необходимых ему вышеуказанных технических средств реабилитации (далее – ТСР). Ответчик является обязанным лицом по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Однако, до настоящего времени ТСР П.В.И. ответчиком не предоставлены.
Истец П.В.И., извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явился. В своем заявлении в суд от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержал и просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Помощник прокурора Щедринов Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ КРО ФСС РФ Антонова А.В. (полномочия подтверждены доверенностью) в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что все необходимые технические средства реабилитации будут предоставлены П.В.И. в ближайшее время.
Выслушав доводы прокурора и представителя ответчика, проверив материалы дела, суд находит иск законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 10 этого же Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 11 вышеуказанного Федерального закона индивидуальной программой реабилитации инвалида является разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Согласно ст. 11.1 этого же Федерального закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.12.2013 N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" на Фонд в 2014 году возложена обязанность осуществления расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации.
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Согласно пункту 2 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Из подпункта «а» пункта 3 Правил следует, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида (ветерана), или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида (ветерана), а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение) (пункт 4 Правил).
В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано направление).
Как установлено в судебном заседании, П.В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом.
Согласно индивидуальной программы реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ П.В.И. имеет право на получение технических средств реабилитации, в том числе, трости опорной, регулируемой по высоте с УПС, сигнализатора звука цифрового со световой и вибрационной индикацией.
ДД.ММ.ГГГГ П.В.И. обратился в ГУ КРО ФСС РФ с заявлением об обеспечении его ТСР. П.В.И. выдано уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет по обеспечению необходимыми техническими средствами реабилитации.
Согласно информации о гражданах, не обеспеченных техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, представленной представителем ответчика прокурору ЗАТО г. Железногорск, П.В.И. не обеспечен тростью опорной, регулируемой по высоте с УПС, сигнализатором звука цифровым со световой и вибрационной индикацией.
Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что П.В.И. на момент судебного разбирательства не предоставлены необходимые вышеуказанные ТСР.
Принимая во внимание, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении ТСР и представителем ответчика не оспаривается его право на получение технических средств, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационным мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, ему не может быть оказано в предоставлении ТСР по каким-либо мотивам.
Установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения, в какой мере федеральные органы государственной власти субъекта РФ не исполнили обязанностей по реализации закона в рамках переданных им РФ соответствующих полномочий.
При этом на выводы суда не влияют доводы представителя ответчика о том, что П.В.И. в ближайшее время будет обеспечен необходимыми ТСР, поскольку в течение длительного периода обязанность по обеспечению инвалида необходимыми ТСР ответчиком не исполнена.
Учитывая установленные обстоятельства и приведенные положения закона, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд-
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора ЗАТО г. Железногорска в интересах П.В.И. удовлетворить.
Признать бездействие Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по обеспечению П.В.И. техническими средствами реабилитации - тростью опорной, регулируемой по высоте с УПС, сигнализатором звука цифровым со световой и вибрационной индикацией незаконными и нарушающими права П.В.И..
Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить П.В.И. технические средства реабилитации - трость опорную, регулируемую по высоте с УПС, и сигнализатор звука цифровой со световой и вибрационной индикацией согласно индивидуальной программы реабилитации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия через Железногорский городской суд.
Судья Железногорского городского суда- Л.Л. Величко