Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
гор. Сызрань 15 сентября 2011 года
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Левиной С.А.
С участием прокурора Ярусовой Н.В.
при секретаре Ноздряковой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3791/11 по иску прокурора города Сызрани в интересах Клочковой Л.А. к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении денежных средств для приобретения жилого помещения,
У с т а н о в и л :
Прокурор г. Сызрани обратился в суд с иском в интересах Клочковой Л.А. к Администрации г.о. Сызрань о предоставлении денежных средств- социальной выплаты для приобретения жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Клочкова Л.А.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны Администрации г.о. Сызрань жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм, установленных ст.5 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД (в редакции от 09.02.2010 года № 14-ГД), однако до настоящего времени ни жилым помещением, ни социальной выплатой на приобретение жилого помещения не обеспечена, чем нарушено ее право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ярусова Н.В. заявление поддержала, привела доводы, изложенные выше.
Истец Клочкова Л.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, доводы прокурора подтвердила.
Представитель ответчика Администрации городского округа Сызрань по доверенности Фаллер И.Н. в судебном заседании исковые требования не признала по тем основаниям, что Администрация г.о. Сызрань является ненадлежащим ответчиком, т.к. обязательство по обеспечению денежными средствами для приобретения жилого помещения детям-сиротам осуществляется в рамках финансирования из областного бюджета.
Представитель Правительства Самарской области в судебное заседание не явился, возражений против иска не представил, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явился, возражений против иска не представил, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица - Жилищного отдела КЖКХ Администрации г.о. Сызрань по доверенности Добрякова Э.И. в судебном заседании исковые требования оставила на усмотрение суда, дополнила, что постановлением Администрации г.о. Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ за № Клочкова Л.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст. 52 ЖК РФ и решением жилищной комиссии включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилья.
Представитель третьего лица - Управления по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о. Сызрань Кузнецова А.Д. иск поддержала.
Проверив дело, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Клочкова Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из числа детей-сирот, родители которой отец – А*** место его жительства неизвестно, мать – Б*** умерла. Решением <данные изъяты> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ она признана лицом, оставшимся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию <данные изъяты> с заявлением о постановке ее на очередь в Жилищный отдел Администрации <данные изъяты> на внеочередное получение жилья, т.к. является сиротой. На заседании комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.о. Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ решено включить Клочкову Л.А. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения и имеющих право на внеочередное получение жилья.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о рождении, решением Сызранского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из заседания жилищной комиссии, копиями справок <данные изъяты> ГУП «ЦТИ», сообщениями Управления Федеральной регистрационной службы <данные изъяты>.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения: по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах: Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.06 года № 87-ГД (в редакции от 09.02.10 № 14-ГД) для указанной категории граждан - лиц из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, норма предоставления жилой площади составляет 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жилья.
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы государственной власти субъектов РФ, за счет средств их бюджетов.
Частью 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.006 года № 27-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленных ст. 5 настоящего Закона.
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам. .. в соответствии с их письменного заявления может предоставляться социальная выплата. Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам... определяется Правительством Самарской области.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2005 года № 152-ГД " Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Согласно п. 1.2, 3.1, 3.3, 5.3 Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года № 421 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям-сиротам, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем предоставления им социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Формирование списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства, исходя из даты обращения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.
Органы местного самоуправления не позднее 15 февраля предоставляют в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, Клочкова Л.А.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны Администрации городского округа Сызрань жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм, установленных ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.06 года № 87-ГД (в редакции от 09.02.10 №-ГД), однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, что нарушает ее право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Администрацию г.о.Сызрани выделить Клочковой Л.А. денежные средства (за счет средств областного бюджета) для приобретения жилого помещения согласно действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города Сызрани в интересах Клочковой Л.А. к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Сызрань предоставить Клочковой Л.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующего законодательства за счет средств бюджета Самарской области.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней.
Судья Левина С.А.