РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ дело № 2-43/16
29 января 2016 года с. Казачинское
Казачинский районный суд Красноярского края,
В составе председательствующего судьи Белобородовой Н.И.,
С участием помощника прокурора Казачинского района Кармазова И.А.
При секретаре Лыткиной Н.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Казачинского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Рождественская СОШ», отделу образования Администрации Казачинского района о возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, заключить договор на утилизацию, образующихся жидких бытовых отходов, с организацией, осуществляющей утилизацию жидких бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Казачинского района обратился в суд с вышеуказанным заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам, ссылаясь на то, что прокуратурой Казачинского района проведена проверка исполнения и соблюдения требований санитарно - эпидемиологического законодательства в МБОУ «Рождественская СОШ», ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Закон), санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами. Статьей 2 Закона предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий и. обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Статьями 8,11 Закона предусмотрено, что граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц.
Во исполнение указанных выше норм санитарно-эпидемиологического законодательства разработаны и утверждены санитарные нормы и правила, а также ГОСТы.
В соответствии с Примечанием 1 к и. 3.12 ГОСТа Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. «Ресурсосбережение. Паспорт отхода I-IV класса. Основные требования» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1091-ст) к сбросам относят хозяйственно-бытовые стоки, осадки, сточные воды, сливаемые в системы водоотведения, водоочистки на территории хозяйствующего субъекта или в отстойники, на поля орошения и другие очистные сооружения. При этом после испарения или отведения жидкой фракции на полях орошения в водоочистных сооружениях остаются отходы.
Пунктом 3.1 «СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено, что обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
В соответствии с Примечанием 1 к п. 3.12 ГОСТа Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. «Ресурсосбережение. Паспорт отхода I-IV класса. Основные требования», данный вид отходов относится к сбросам.
В ходе проверки 1.06.2015 г. прокуратурой установлено, что у образовательного учреждения МБОУ «Рождественская СОШ» имеется локальный септик, договор на водоотведение либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов, не заключался. Вывоз жидких бытовых отходов осуществляется вакуумной автомашиной, состоящей на балансе отдела образования администрации Казачинского района с последующим их сливом на рельеф, в связи с отсутствием на территории района полигона жидких бытовых отходов и гарантирующей организации в сфере водоотведения.
Не заключение договора на водоотведение либо договора с организацией,
осуществляющей утилизацию жидких бытовых отходов, приводит к сливу жидких
бытовых отходов на рельеф. Таким образом, образовательным учреждением
допускается нарушение прав неопределенного круга лиц, предусмотренных ст.ст. 41,
42 Конституции РФ, в части соблюдения прав на охрану здоровья (так как слив
жидких бытовых отходов может привести к вспышке инфекционных заболеваний), а
также на благоприятную окружающую среду (так как загрязняется окружающая
природная среда).
В связи с тем, что слив жидких бытовых отходов на рельеф нарушает права
неопределенного круга лиц (жителей Казачинского района) на здоровье и
благоприятную окружающую среду, на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурором
района подано настоящее исковое заявление.
В суде помощник прокурора Казачинского района Кармазов И.А. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить, приведя те же доводы, уточнил исковые требования и просил увеличить срок исполнения решения суда до 6-ти месяцев.
Законный представитель ответчика МБОУ «Рождественская СОШ» директор Кириллова О.А. в суде исковые требования признала, пояснила, что финансовые средства для заключения договора на утилизацию, образующихся жидких бытовых отходов, с организацией, осуществляющей утилизацию жидких бытовых отходов, в бюджете школьного учреждения отсутствуют.
Представитель третьего лица отдела образования Администрации Казачинского района ФИО5, действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования прокурора не признала, пояснила, что в Казачинском районе нет полигона для вывозки и переработки жидких бытовых отходов, а заключение договора с близлежащими организациями в г. Лесосибирске, с вывозом отходов за 100 км., экономически не оправдано, расходы составят несколько мл. рублей по каждому дошкольному учреждению, таких денежных средств, в бюджете Казачинского района не имеется.
Заслушав помощника прокурора Кармазова И.А., ответчика Кириллову О.А. и представителя отдела образования ФИО5, суд, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, полагает заявленные требования прокурора Казачинского района удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно ст.1 Закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон) установлено, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами;
Статьей 2 Закона предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий и. обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу ст. 8 Закона граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, на основании ст. 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановления, предписания осуществляющих федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор должностных лиц.
Во исполнение указанных выше норм санитарно-эпидемиологического законодательства разработаны и утверждены санитарные нормы и правила, а также ГОСТы.
В соответствии с Примечанием 1 к и. 3.12 ГОСТа Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. «Ресурсосбережение. Паспорт отхода I-IV класса. Основные требования» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1091-ст) к сбросам относят хозяйственно-бытовые стоки, осадки, сточные воды, сливаемые в системы водоотведения, водоочистки на территории хозяйствующего субъекта или в отстойники, на поля орошения и другие очистные сооружения. При этом после испарения или отведения жидкой фракции на полях орошения в водоочистных сооружениях остаются отходы.
Пунктом 3.1 «СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено, что обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
Как установил суд, в ходе проведенной 1.06.2015 г. проверки прокуратурой Казачинского района установлено, что образовательное учреждение МБОУ «Рождественская СОШ» подключено к системе холодного водоснабжения, оснащено локальным септиком. Договор на водоотведение либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов не заключался. Вывоз жидких бытовых отходов осуществляется вакуумной автомашиной, состоящей на балансе отдела образования администрации Казачинского района с последующим их сливом на рельеф, в связи с отсутствием на территории района полигона жидких бытовых отходов и гарантирующей организации в сфере водоотведения.
Не заключение договора на водоотведение либо договора с организацией,
осуществляющей утилизацию жидких бытовых отходов, приводит к сливу жидких
бытовых отходов на рельеф.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой о проверке от 1.06.2015 г.
Таким образом, образовательным учреждением допускается нарушение прав неопределенного круга лиц, предусмотренных ст.ст.41,42 Конституции РФ, в части соблюдения прав на охрану здоровья, так как слив жидких бытовых отходов может привести к вспышке инфекционных заболеваний, а также на благоприятную окружающую среду (так как загрязняется окружающая природная среда).
В июне 2015 года прокуратурой района руководителю
учреждения внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений действующего законодательства, однако, нарушения до настоящего времени ответчиком не устранены.
В суде представитель ответчика Кириллова О.А. исковые требования прокурора признала. Признание иска не нарушает прав и законных интересов других лиц, и суд полагает принять признание иска ответчика и удовлетворить исковые требования прокурора.
Довод представителя ФИО5 об отсутствии финансирования в отделе образования на мероприятия, связанные с обеспечением дошкольного учреждения по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм и правил, также нельзя признать состоятельным, указанный довод не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора, поскольку допускается нарушение прав неопределенного круга лиц, на охрану здоровья, что может привести к вспышке инфекционных заболеваний.
На основании ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено и суд принимает заявленный прокурором 6-ти месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого ответчик должен исполнить решение суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Рождественская СОШ» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, заключить договор на утилизацию, образующихся жидких бытовых отходов, с организацией, осуществляющей утилизацию жидких бытовых отходов.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Казачинский районный суд Красноярского края.
Судья Белобородова Н.И.