Дело № 4-А-100/2018
ПОСТАНОВЛЕНРР•
04 июня 2018 года г.Орел
Р.Рѕ. председателя Орловского областного СЃСѓРґР° Р•.Рќ.РЎСѓРІРѕСЂРѕРІР°, рассмотрев жалобу Коваль Рћ.Р”. РЅР° постановление руководителя Департамента правового обеспечения Рё государственного финансового контроля Орловской области Р¤РРћ2 РѕС‚ 05 октября 2017 РіРѕРґР° в„–40, решение СЃСѓРґСЊРё Орловского районного СЃСѓРґР° Орловской области РѕС‚ 08 февраля 2018 РіРѕРґР° Рё решение СЃСѓРґСЊРё Орловского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 30 марта 2018 РіРѕРґР°, вынесенные РІ отношении руководителя контрактной службы РќРђРМЕНОВАНРР• ОРГАНРР—РђР¦РРКоваль Рћ.Р”., РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях,
установила:
постановлением руководителя Департамента правового обеспечения Рё государственного финансового контроля Орловской области Р¤РРћ2 РѕС‚ 05 октября 2017 РіРѕРґР° в„– 40 Коваль Рћ.Р”., признана РІРёРЅРѕРІРЅРѕР№ РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях (далее РїРѕ тексту – РљРѕРђРџ Р Р¤), Рё подвергнута административному наказанию РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 10 000 рублей.
Вмененное Коваль Рћ.Р”. административное правонарушение состоит РІ том, что РѕРЅР°, являясь руководителем контрактной службы РќРђРМЕНОВАНРР• ОРГАНРР—РђР¦РР, РЅР° которого возложены служебные обязанности РїРѕ подготовке Рё размещению РІ единой информационной системе планов-графиков закупок Рё изменений Рє РЅРёРј, Р° также извещений, документации Рѕ закупках, проектов контрактов, РїСЂРё размещении <дата> извещения Рѕ проведении электронного аукциона: закупка продуктов питания: (овощи, фрукты свежие) в„–, Р° также документации Рѕ проведении электронного аукциона, РІ нарушение требований частей 3 Рё 20 статьи 22 Федерального закона РѕС‚ 05 апреля 2013 РіРѕРґР° в„–44-ФЗ «О контрактной системе РІ сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных Рё муниципальных РЅСѓР¶РґВ», пунктов 3.14, 3.18, 3.22 Методических рекомендаций РїРѕ применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого СЃ единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Министерства экономического развития Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 02 октября 2013 РіРѕРґР° в„–567 (далее - Методические рекомендации), РїСЂРё обосновании начальной (максимальной) цены контракта РЅРµ учла условия исполнения контракта, такие как объем необходимого Рє поставке товара, периодичность поставки товара, место поставки, Р° также цены прошлых периодов РЅРµ привела Рє текущему СѓСЂРѕРІРЅСЋ цен, то есть нарушила РїРѕСЂСЏРґРѕРє обоснования начальной (максимальной) цены контракта, которая определена РІ СЃСѓРјРјРµ 2 412 510 рублей 50 копеек, РїСЂРё этом изменения РІ план-график РїРѕ данной закупке внесены <дата>.
Решением судьи Орловского районного суда Орловской области от 08 февраля 2018 года постановление руководителя Департамента правового обеспечения и государственного финансового контроля Орловской области от 05 октября 2017 года №40 оставлено без изменения.
Решением судьи Орловского областного суда от 30 марта 2018 года постановление руководителя Департамента правового обеспечения и государственного финансового контроля Орловской области от 05 октября 2017 года №40 и решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 08 февраля 2018 года оставлены без изменения.
В жалобе Коваль О.Д. ставит вопрос об отмене постановления по делу об административном правонарушении, состоявшихся судебных решений и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, недоказанностью обстоятельств, на основании которых она привлечена к административной ответственности.
Полагает, что нарушение требований частей 3 и 20 статьи 22 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», отсутствие обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям закона, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29.3 КоАП РФ.
Выражает несогласие с выводом судебных инстанций о нарушении ею порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта, ссылаясь на то, что Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02 октября 2013 года №567, носят рекомендательный характер и не содержат императивных требований, обязательных к исполнению неопределенным кругом лиц, нарушение которых может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ.
Рзучив материалы дела РѕР± административном правонарушении, РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, оснований для ее удовлетворения РЅРµ нахожу.
Согласно части 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.
Объективная сторона указанного административного правонарушения выражается в нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №44-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 64 приведенного Федерального закона предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 8 части 2 статьи 83 Федерального закона №44-ФЗ закреплено, что заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 настоящего Федерального закона.
Рзвещение Рѕ проведении запроса предложений размещается заказчиком РІ единой информационной системе РЅРµ позднее чем Р·Р° пять дней РґРѕ даты проведения такого запроса, Рё должно содержать информацию, предусмотренную пунктами 1 - 5, 7 (РІ случае заключения контракта РІ соответствии СЃ пунктом 8 части 2 настоящей статьи) Рё 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона) статьи 42 настоящего Федерального закона.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений части 6 статьи 83 Федерального закона в„–44-ФЗ одновременно СЃ размещением извещения Рѕ проведении запроса предложений заказчик размещает РІ единой информационной системе документацию Рѕ проведении запроса предложений, которая должна содержать информацию, РІ частности, относительно наименования Рё описания объекта закупки, условий контракта РІ соответствии СЃРѕ статьей 33 настоящего Федерального закона, РІ том числе обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе. Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (пункты 1, 2, 3, 5, 20 статьи 22 вышеуказанного Федерального закона).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02 октября 2013 года №567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктами 3.14, 3.18 приведенных Методических рекомендаций предусмотрено, что при использовании в целях определения начальной (максимальной) цены контракта ценовой информации из источников, указанных в пункте 3.7 настоящих Рекомендаций, целесообразно в порядке, предусмотренном пунктом 3.16 настоящих Рекомендаций, привести полученные цены товара, работы, услуги к сопоставимым с условиями планируемой закупки коммерческим и (или) финансовым условиям поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также привести цены прошлых периодов (более шести месяцев от периода определения начальной (максимальной) цены контракта) к текущему уровню цен в порядке, предусмотренном пунктом 3.18 настоящих Рекомендаций, в соответствии с которым цены прошлых периодов, используемые в расчетах в соответствии с настоящими Рекомендациями, могут быть приведены к текущему уровню цен путем применения коэффициента, рассчитанного в соответствии с формулой, указанной в данном пункте.
Согласно материалам дела РѕР± административном правонарушении, Коваль Рћ.Р”. являлась руководителем контрактной службы РќРђРМЕНОВАНРР• ОРГАНРР—РђР¦РР, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>.
РќР° основании приказа руководителя Департамента правового обеспечения Рё государственного финансового контроля Орловской области Р¤РРћ2 РѕС‚ <дата> в„– Управлением государственного финансового контроля Департамента правового обеспечения Рё государственного финансового контроля Орловской области РІ отношении РќРђРМЕНОВАНРР• ОРГАНРР—РђР¦РРбыла проведена внеплановая камеральная проверка Р·Р° период СЃ <дата> РїРѕ <дата>.
РџРѕ результатам указанной проверки было установлено, что Коваль Рћ.Р”., являясь руководителем контрактной службы РќРђРМЕНОВАНРР• ОРГАНРР—РђР¦РР Рё исполняя возложенные РЅР° нее служебные обязанности РїРѕ подготовке Рё размещению РІ единой информационной системе планов-графиков закупок Рё изменений Рє РЅРёРј, Р° также извещений, документации Рѕ закупках, проектов контрактов, РїСЂРё размещении <дата> извещения Рѕ проведении электронного аукциона: закупка продуктов питания (овощи, фрукты свежие) в„–, Р° также документации Рѕ проведении электронного аукциона, РІ нарушение требований частей 3 Рё 20 статьи 22 Федерального закона в„–44-ФЗ РѕС‚ 05 апреля 2013 РіРѕРґР°, Р° также положений, изложенных РІ пунктах 3.14, 3.18, 3.22 Методических рекомендаций РѕС‚ 02 октября 2013 РіРѕРґР° в„–567, РїСЂРё обосновании начальной (максимальной) цены контракта РЅРµ учла условия исполнения контракта, такие как объем необходимого Рє поставке товара, периодичность поставки товара, место поставки, Р° также цены прошлых периодов РЅРµ привела Рє текущему СѓСЂРѕРІРЅСЋ цен, то есть нарушила РїРѕСЂСЏРґРѕРє обоснования начальной (максимальной) цены контракта, которая определена РІ СЃСѓРјРјРµ 2 412 510 рублей 50 копеек, РїСЂРё этом изменения РІ план-график РїРѕ данной закупке внесены <дата>.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела РѕР± административном правонарушении Рё составления <дата> консультантом отдела контроля определения поставщика Управления государственного финансового контроля Департамента правового обеспечения Рё государственного финансового контроля Орловской области Р¤РРћ3 РІ отношении должностного лица – руководителя контрактной службы РќРђРМЕНОВАНРР• ОРГАНРР—РђР¦РРКоваль Рћ.Р”. протокола РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29.3 РљРѕРђРџ Р Р¤.
05 октября 2017 РіРѕРґР° руководителем Департамента правового обеспечения Рё государственного финансового контроля Орловской области Р¤РРћ2 вынесено постановление в„–40 Рѕ привлечении Коваль Рћ.Р”. Рє административной ответственности РїРѕ части 2 статьи 7.29.3 РљРѕРђРџ Р Р¤.
Факт совершения Коваль О.Д., замещавшей должность руководителя контрактной службы Учреждения в период с <дата> по <дата>, административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ а также вина в несоблюдении порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) подтверждены исследованными доказательствами: документацией об электронном аукционе для осуществления закупки продуктов питания: овощи, фрукты свежие, из которой видно, что начальная (максимальная) цена контракта определена заказчиком на основании информации о ценах по контрактам 2014-2016 года, реализуемых в других регионах Российской Федерации, и ценовой информации на товар от поставщиков; протоколом об административном правонарушении от <дата>, из которого следует, что при размещении извещения и документации о проведении электронного аукциона, Коваль О.Д. не соблюдены требования части 20 статьи 22 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и пунктов 3.14, 3.18, 3.22 Методических рекомендаций; планом – графиком закупки, согласно которому начальная (максимальная) цена контракта определена в сумме 2 412 510 рублей 50 копеек; должностной инструкцией руководителя контрактной службы от <дата>, согласно которой на Коваль О.Д. как руководителя контрактной службы БСУ СО ОО «Областной геронтологический центр ветеранов войны и труда» возложены служебные обязанности по подготовке и размещению в единой информационной системе планов-графиков закупок и изменений к ним, а также извещений, документации о закупках, проектов контрактов; актом внеплановой камеральной проверки от <дата>, из которого видно, что по результатам проведения проверки выявлены нарушения порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта при размещении извещения № и документации о проведении электронного аукциона.
Каждое доказательство получило оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ на предмет его допустимости и достоверности, а все собранные по делу доказательства с точки зрения их достаточности для правильного разрешения дела.
Привлекая Коваль О.Д. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, руководитель Департамента правового обеспечения и государственного финансового контроля Орловской области, обосновано исходил из вышеустановленных обстоятельств, подтверждающих вину Коваль О.Д. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ.
С учетом анализа всех имеющихся в деле доказательств в их совокупности, а также конкретных обстоятельств дела, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, судья районного суда и судья областного суда пришли к обоснованному выводу о правомерности привлечения руководителя контрактной службы БСУ СО ОО «Областной геронтологический центр ветеранов войны и труда» Коваль О.Д. к административной ответственности по части 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ.
Ввиду изложенного является несостоятельным, как опровергающийся материалами дела, довод жалобы Коваль О.Д. об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ.
Не может повлечь отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных постановлений изложенный в жалобе довод о том, что неисполнение Коваль О.Д. предусмотренных вышеуказанными Методическими рекомендациями предписаний не образует состава вмененного ей в вину административного правонарушения.
Положениями части 1 статьи 22 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения методов, указанных в данном пункте. При этом в силу положений части 20 статьи 22 данного Федерального закона Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года №437 утверждено Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, в котором определено, что именно этот федеральный орган исполнительной власти в силу пункта 5 данного Положения наделен полномочиями по утверждению вышеуказанных Методических рекомендаций.
Таким образом, вышеприведенные Методические рекомендации были разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции и в соответствии с положениями вышеуказанного Федерального закона, в которых закреплены возможные способы определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с применением методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 данного Федерального закона, в связи с чем подлежат применению при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Рные РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы РїРѕ существу сводятся Рє переоценке установленных РїРѕ делу обстоятельств. Аналогичные РґРѕРІРѕРґС‹ являлись предметом рассмотрения СЃСѓРґСЊРё районного СЃСѓРґР°, были проверены РїСЂРё пересмотре дела РѕР± административном правонарушении судьей второй инстанции Рё обоснованно отвергнуты РїРѕ основаниям, приведенным РІ судебных решениях, вынесенных РїРѕ настоящему делу.
Законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений сомнений не вызывает.
Постановление Рѕ привлечении руководителя контрактной службы РќРђРМЕНОВАНРР• ОРГАНРР—РђР¦РРКоваль Рћ.Р”. Рє административной ответственности Р·Р° совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 РљРѕРђРџ Р Р¤, вынесено должностным лицом РІ пределах СЃСЂРѕРєР° давности привлечения Рє административной ответственности, установленного статьей 4.5 РљРѕРђРџ Р Р¤ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Коваль О.Д. в пределах санкции части 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьей 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановила:
постановление руководителя Департамента правового обеспечения Рё государственного финансового контроля Орловской области Р¤РРћ2 РѕС‚ 05 октября 2017 РіРѕРґР° в„–40, решение СЃСѓРґСЊРё Орловского районного СЃСѓРґР° Орловской области РѕС‚ 08 февраля 2018 РіРѕРґР° Рё решение СЃСѓРґСЊРё Орловского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 30 марта 2018 РіРѕРґР°, вынесенные РІ отношении руководителя контрактной службы РќРђРМЕНОВАНРР• ОРГАНРР—РђР¦РРКоваль Рћ.Р”., РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Коваль Рћ.Р”. – без удовлетворения.
Р.Рѕ. председателя СЃСѓРґР° Р•.Рќ.РЎСѓРІРѕСЂРѕРІР°
Дело № 4-А-100/2018
ПОСТАНОВЛЕНРР•
04 июня 2018 года г.Орел
Р.Рѕ. председателя Орловского областного СЃСѓРґР° Р•.Рќ.РЎСѓРІРѕСЂРѕРІР°, рассмотрев жалобу Коваль Рћ.Р”. РЅР° постановление руководителя Департамента правового обеспечения Рё государственного финансового контроля Орловской области Р¤РРћ2 РѕС‚ 05 октября 2017 РіРѕРґР° в„–40, решение СЃСѓРґСЊРё Орловского районного СЃСѓРґР° Орловской области РѕС‚ 08 февраля 2018 РіРѕРґР° Рё решение СЃСѓРґСЊРё Орловского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 30 марта 2018 РіРѕРґР°, вынесенные РІ отношении руководителя контрактной службы РќРђРМЕНОВАНРР• ОРГАНРР—РђР¦РРКоваль Рћ.Р”., РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях,
установила:
постановлением руководителя Департамента правового обеспечения Рё государственного финансового контроля Орловской области Р¤РРћ2 РѕС‚ 05 октября 2017 РіРѕРґР° в„– 40 Коваль Рћ.Р”., признана РІРёРЅРѕРІРЅРѕР№ РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях (далее РїРѕ тексту – РљРѕРђРџ Р Р¤), Рё подвергнута административному наказанию РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 10 000 рублей.
Вмененное Коваль Рћ.Р”. административное правонарушение состоит РІ том, что РѕРЅР°, являясь руководителем контрактной службы РќРђРМЕНОВАНРР• ОРГАНРР—РђР¦РР, РЅР° которого возложены служебные обязанности РїРѕ подготовке Рё размещению РІ единой информационной системе планов-графиков закупок Рё изменений Рє РЅРёРј, Р° также извещений, документации Рѕ закупках, проектов контрактов, РїСЂРё размещении <дата> извещения Рѕ проведении электронного аукциона: закупка продуктов питания: (овощи, фрукты свежие) в„–, Р° также документации Рѕ проведении электронного аукциона, РІ нарушение требований частей 3 Рё 20 статьи 22 Федерального закона РѕС‚ 05 апреля 2013 РіРѕРґР° в„–44-ФЗ «О контрактной системе РІ сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных Рё муниципальных РЅСѓР¶РґВ», пунктов 3.14, 3.18, 3.22 Методических рекомендаций РїРѕ применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого СЃ единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Министерства экономического развития Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 02 октября 2013 РіРѕРґР° в„–567 (далее - Методические рекомендации), РїСЂРё обосновании начальной (максимальной) цены контракта РЅРµ учла условия исполнения контракта, такие как объем необходимого Рє поставке товара, периодичность поставки товара, место поставки, Р° также цены прошлых периодов РЅРµ привела Рє текущему СѓСЂРѕРІРЅСЋ цен, то есть нарушила РїРѕСЂСЏРґРѕРє обоснования начальной (максимальной) цены контракта, которая определена РІ СЃСѓРјРјРµ 2 412 510 рублей 50 копеек, РїСЂРё этом изменения РІ план-график РїРѕ данной закупке внесены <дата>.
Решением судьи Орловского районного суда Орловской области от 08 февраля 2018 года постановление руководителя Департамента правового обеспечения и государственного финансового контроля Орловской области от 05 октября 2017 года №40 оставлено без изменения.
Решением судьи Орловского областного суда от 30 марта 2018 года постановление руководителя Департамента правового обеспечения и государственного финансового контроля Орловской области от 05 октября 2017 года №40 и решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 08 февраля 2018 года оставлены без изменения.
В жалобе Коваль О.Д. ставит вопрос об отмене постановления по делу об административном правонарушении, состоявшихся судебных решений и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, недоказанностью обстоятельств, на основании которых она привлечена к административной ответственности.
Полагает, что нарушение требований частей 3 и 20 статьи 22 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», отсутствие обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям закона, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29.3 КоАП РФ.
Выражает несогласие с выводом судебных инстанций о нарушении ею порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта, ссылаясь на то, что Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02 октября 2013 года №567, носят рекомендательный характер и не содержат императивных требований, обязательных к исполнению неопределенным кругом лиц, нарушение которых может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ.
Рзучив материалы дела РѕР± административном правонарушении, РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, оснований для ее удовлетворения РЅРµ нахожу.
Согласно части 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.
Объективная сторона указанного административного правонарушения выражается в нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №44-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 64 приведенного Федерального закона предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 8 части 2 статьи 83 Федерального закона №44-ФЗ закреплено, что заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 настоящего Федерального закона.
Рзвещение Рѕ проведении запроса предложений размещается заказчиком РІ единой информационной системе РЅРµ позднее чем Р·Р° пять дней РґРѕ даты проведения такого запроса, Рё должно содержать информацию, предусмотренную пунктами 1 - 5, 7 (РІ случае заключения контракта РІ соответствии СЃ пунктом 8 части 2 настоящей статьи) Рё 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона) статьи 42 настоящего Федерального закона.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений части 6 статьи 83 Федерального закона в„–44-ФЗ одновременно СЃ размещением извещения Рѕ проведении запроса предложений заказчик размещает РІ единой информационной системе документацию Рѕ проведении запроса предложений, которая должна содержать информацию, РІ частности, относительно наименования Рё описания объекта закупки, условий контракта РІ соответствии СЃРѕ статьей 33 настоящего Федерального закона, РІ том числе обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе. Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (пункты 1, 2, 3, 5, 20 статьи 22 вышеуказанного Федерального закона).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02 октября 2013 года №567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктами 3.14, 3.18 приведенных Методических рекомендаций предусмотрено, что при использовании в целях определения начальной (максимальной) цены контракта ценовой информации из источников, указанных в пункте 3.7 настоящих Рекомендаций, целесообразно в порядке, предусмотренном пунктом 3.16 настоящих Рекомендаций, привести полученные цены товара, работы, услуги к сопоставимым с условиями планируемой закупки коммерческим и (или) финансовым условиям поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также привести цены прошлых периодов (более шести месяцев от периода определения начальной (максимальной) цены контракта) к текущему уровню цен в порядке, предусмотренном пунктом 3.18 настоящих Рекомендаций, в соответствии с которым цены прошлых периодов, используемые в расчетах в соответствии с настоящими Рекомендациями, могут быть приведены к текущему уровню цен путем применения коэффициента, рассчитанного в соответствии с формулой, указанной в данном пункте.
Согласно материалам дела РѕР± административном правонарушении, Коваль Рћ.Р”. являлась руководителем контрактной службы РќРђРМЕНОВАНРР• ОРГАНРР—РђР¦РР, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>.
РќР° основании приказа руководителя Департамента правового обеспечения Рё государственного финансового контроля Орловской области Р¤РРћ2 РѕС‚ <дата> в„– Управлением государственного финансового контроля Департамента правового обеспечения Рё государственного финансового контроля Орловской области РІ отношении РќРђРМЕНОВАНРР• ОРГАНРР—РђР¦РРбыла проведена внеплановая камеральная проверка Р·Р° период СЃ <дата> РїРѕ <дата>.
РџРѕ результатам указанной проверки было установлено, что Коваль Рћ.Р”., являясь руководителем контрактной службы РќРђРМЕНОВАНРР• ОРГАНРР—РђР¦РР Рё исполняя возложенные РЅР° нее служебные обязанности РїРѕ подготовке Рё размещению РІ единой информационной системе планов-графиков закупок Рё изменений Рє РЅРёРј, Р° также извещений, документации Рѕ закупках, проектов контрактов, РїСЂРё размещении <дата> извещения Рѕ проведении электронного аукциона: закупка продуктов питания (овощи, фрукты свежие) в„–, Р° также документации Рѕ проведении электронного аукциона, РІ нарушение требований частей 3 Рё 20 статьи 22 Федерального закона в„–44-ФЗ РѕС‚ 05 апреля 2013 РіРѕРґР°, Р° также положений, изложенных РІ пунктах 3.14, 3.18, 3.22 Методических рекомендаций РѕС‚ 02 октября 2013 РіРѕРґР° в„–567, РїСЂРё обосновании начальной (максимальной) цены контракта РЅРµ учла условия исполнения контракта, такие как объем необходимого Рє поставке товара, периодичность поставки товара, место поставки, Р° также цены прошлых периодов РЅРµ привела Рє текущему СѓСЂРѕРІРЅСЋ цен, то есть нарушила РїРѕСЂСЏРґРѕРє обоснования начальной (максимальной) цены контракта, которая определена РІ СЃСѓРјРјРµ 2 412 510 рублей 50 копеек, РїСЂРё этом изменения РІ план-график РїРѕ данной закупке внесены <дата>.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела РѕР± административном правонарушении Рё составления <дата> консультантом отдела контроля определения поставщика Управления государственного финансового контроля Департамента правового обеспечения Рё государственного финансового контроля Орловской области Р¤РРћ3 РІ отношении должностного лица – руководителя контрактной службы РќРђРМЕНОВАНРР• ОРГАНРР—РђР¦РРКоваль Рћ.Р”. протокола РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29.3 РљРѕРђРџ Р Р¤.
05 октября 2017 РіРѕРґР° руководителем Департамента правового обеспечения Рё государственного финансового контроля Орловской области Р¤РРћ2 вынесено постановление в„–40 Рѕ привлечении Коваль Рћ.Р”. Рє административной ответственности РїРѕ части 2 статьи 7.29.3 РљРѕРђРџ Р Р¤.
Факт совершения Коваль О.Д., замещавшей должность руководителя контрактной службы Учреждения в период с <дата> по <дата>, административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ а также вина в несоблюдении порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) подтверждены исследованными доказательствами: документацией об электронном аукционе для осуществления закупки продуктов питания: овощи, фрукты свежие, из которой видно, что начальная (максимальная) цена контракта определена заказчиком на основании информации о ценах по контрактам 2014-2016 года, реализуемых в других регионах Российской Федерации, и ценовой информации на товар от поставщиков; протоколом об административном правонарушении от <дата>, из которого следует, что при размещении извещения и документации о проведении электронного аукциона, Коваль О.Д. не соблюдены требования части 20 статьи 22 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и пунктов 3.14, 3.18, 3.22 Методических рекомендаций; планом – графиком закупки, согласно которому начальная (максимальная) цена контракта определена в сумме 2 412 510 рублей 50 копеек; должностной инструкцией руководителя контрактной службы от <дата>, согласно которой на Коваль О.Д. как руководителя контрактной службы БСУ СО ОО «Областной геронтологический центр ветеранов войны и труда» возложены служебные обязанности по подготовке и размещению в единой информационной системе планов-графиков закупок и изменений к ним, а также извещений, документации о закупках, проектов контрактов; актом внеплановой камеральной проверки от <дата>, из которого видно, что по результатам проведения проверки выявлены нарушения порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта при размещении извещения № и документации о проведении электронного аукциона.
Каждое доказательство получило оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ на предмет его допустимости и достоверности, а все собранные по делу доказательства с точки зрения их достаточности для правильного разрешения дела.
Привлекая Коваль О.Д. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, руководитель Департамента правового обеспечения и государственного финансового контроля Орловской области, обосновано исходил из вышеустановленных обстоятельств, подтверждающих вину Коваль О.Д. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ.
С учетом анализа всех имеющихся в деле доказательств в их совокупности, а также конкретных обстоятельств дела, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, судья районного суда и судья областного суда пришли к обоснованному выводу о правомерности привлечения руководителя контрактной службы БСУ СО ОО «Областной геронтологический центр ветеранов войны и труда» Коваль О.Д. к административной ответственности по части 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ.
Ввиду изложенного является несостоятельным, как опровергающийся материалами дела, довод жалобы Коваль О.Д. об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ.
Не может повлечь отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных постановлений изложенный в жалобе довод о том, что неисполнение Коваль О.Д. предусмотренных вышеуказанными Методическими рекомендациями предписаний не образует состава вмененного ей в вину административного правонарушения.
Положениями части 1 статьи 22 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения методов, указанных в данном пункте. При этом в силу положений части 20 статьи 22 данного Федерального закона Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Так, Постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 05 РёСЋРЅ░Џ 2008 ░і░ѕ░ґ░° ░„–437 ░ѓ░‚░І░µ░Ђ░¶░ґ░µ░Ѕ░ѕ ░џ░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░µ ░ѕ ░њ░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░µ░Ђ░Ѓ░‚░І░µ ░Ќ░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ј░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░·░І░░░‚░░░Џ ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░І ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░ј ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░ѕ, ░‡░‚░ѕ ░░░ј░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ ░Ќ░‚░ѕ░‚ ░„░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░‹░№ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░І░»░°░Ѓ░‚░░ ░І ░Ѓ░░░»░ѓ ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░° 5 ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░џ░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѕ░°░ґ░µ░»░µ░Ѕ ░ї░ѕ░»░Ѕ░ѕ░ј░ѕ░‡░░░Џ░ј░░ ░ї░ѕ ░ѓ░‚░І░µ░Ђ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Ћ ░І░‹░€░µ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░њ░µ░‚░ѕ░ґ░░░‡░µ░Ѓ░є░░░… ░Ђ░µ░є░ѕ░ј░µ░Ѕ░ґ░°░†░░░№.
░ў░°░є░░░ј ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░ј, ░І░‹░€░µ░ї░Ђ░░░І░µ░ґ░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░њ░µ░‚░ѕ░ґ░░░‡░µ░Ѓ░є░░░µ ░Ђ░µ░є░ѕ░ј░µ░Ѕ░ґ░°░†░░░░ ░±░‹░»░░ ░Ђ░°░·░Ђ░°░±░ѕ░‚░°░Ѕ░‹ ░░ ░ѓ░‚░І░µ░Ђ░¶░ґ░µ░Ѕ░‹ ░„░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░‹░ј ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░ѕ░ј ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░І░»░°░Ѓ░‚░░ ░І ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░°░… ░µ░і░ѕ ░є░ѕ░ј░ї░µ░‚░µ░Ѕ░†░░░░ ░░ ░І ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѓ ░ї░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░Џ░ј░░ ░І░‹░€░µ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░°, ░І ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░… ░·░°░є░Ђ░µ░ї░»░µ░Ѕ░‹ ░І░ѕ░·░ј░ѕ░¶░Ѕ░‹░µ ░Ѓ░ї░ѕ░Ѓ░ѕ░±░‹ ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░Џ ░░ ░ѕ░±░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░Ѕ░°░‡░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ (░ј░°░є░Ѓ░░░ј░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№) ░†░µ░Ѕ░‹ ░є░ѕ░Ѕ░‚░Ђ░°░є░‚░°, ░·░°░є░»░Ћ░‡░°░µ░ј░ѕ░і░ѕ ░Ѓ ░µ░ґ░░░Ѕ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░І░‰░░░є░ѕ░ј (░ї░ѕ░ґ░Ђ░Џ░ґ░‡░░░є░ѕ░ј, ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░░░‚░µ░»░µ░ј), ░Ѓ ░ї░Ђ░░░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░µ░ј ░ј░µ░‚░ѕ░ґ░ѕ░І, ░ї░Ђ░µ░ґ░ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░‡░°░Ѓ░‚░Њ░Ћ 1 ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░░ 22 ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░°, ░І ░Ѓ░І░Џ░·░░ ░Ѓ ░‡░µ░ј ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░°░‚ ░ї░Ђ░░░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Ћ ░ї░Ђ░░ ░ѕ░±░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░Ѕ░°░‡░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ (░ј░°░є░Ѓ░░░ј░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№) ░†░µ░Ѕ░‹ ░є░ѕ░Ѕ░‚░Ђ░°░є░‚░°.
░░Ѕ░‹░µ ░ґ░ѕ░І░ѕ░ґ░‹ ░¶░°░»░ѕ░±░‹ ░ї░ѕ ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░ѓ ░Ѓ░І░ѕ░ґ░Џ░‚░Ѓ░Џ ░є ░ї░µ░Ђ░µ░ѕ░†░µ░Ѕ░є░µ ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ї░ѕ ░ґ░µ░»░ѓ ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І. ░ђ░Ѕ░°░»░ѕ░і░░░‡░Ѕ░‹░µ ░ґ░ѕ░І░ѕ░ґ░‹ ░Џ░І░»░Џ░»░░░Ѓ░Њ ░ї░Ђ░µ░ґ░ј░µ░‚░ѕ░ј ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░Њ░░ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░°, ░±░‹░»░░ ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░Ђ░µ░Ѕ░‹ ░ї░Ђ░░ ░ї░µ░Ђ░µ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ ░ґ░µ░»░° ░ѕ░± ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░ј ░ї░Ђ░°░І░ѕ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░░ ░Ѓ░ѓ░ґ░Њ░µ░№ ░І░‚░ѕ░Ђ░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░░ ░░ ░ѕ░±░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░ѕ ░ѕ░‚░І░µ░Ђ░і░Ѕ░ѓ░‚░‹ ░ї░ѕ ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ░ј, ░ї░Ђ░░░І░µ░ґ░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░І ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ░…, ░І░‹░Ѕ░µ░Ѓ░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ї░ѕ ░Ѕ░°░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‰░µ░ј░ѓ ░ґ░µ░»░ѓ.
░—░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░░ ░ѕ░±░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░Ѓ░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░І░€░░░…░Ѓ░Џ ░ї░ѕ ░ґ░µ░»░ѓ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░№ ░Ѓ░ѕ░ј░Ѕ░µ░Ѕ░░░№ ░Ѕ░µ ░І░‹░·░‹░І░°░µ░‚.
░џ░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░µ ░ѕ ░ї░Ђ░░░І░»░µ░‡░µ░Ѕ░░░░ ░Ђ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░░░‚░µ░»░Џ ░є░ѕ░Ѕ░‚░Ђ░°░є░‚░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░»░ѓ░¶░±░‹ ░ќ░ђ░░њ░•░ќ░ћ░’░ђ░ќ░░• ░ћ░ ░“░ђ░ќ░░—░ђ░¦░░ ░љ░ѕ░І░°░»░Њ ░ћ.░”. ░є ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░№ ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░·░° ░Ѓ░ѕ░І░µ░Ђ░€░µ░Ѕ░░░µ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░°░І░ѕ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░Џ, ░ї░Ђ░µ░ґ░ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░‡░°░Ѓ░‚░Њ░Ћ 2 ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░░ 7.29.3 ░љ░ѕ░ђ░џ ░ ░¤, ░І░‹░Ѕ░µ░Ѓ░µ░Ѕ░ѕ ░ґ░ѕ░»░¶░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Ѕ░‹░ј ░»░░░†░ѕ░ј ░І ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░°░… ░Ѓ░Ђ░ѕ░є░° ░ґ░°░І░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ї░Ђ░░░І░»░µ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░є ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░№ ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░, ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░µ░№ 4.5 ░љ░ѕ░ђ░џ ░ ░¤ ░ґ░»░Џ ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░є░°░‚░µ░і░ѕ░Ђ░░░░ ░ґ░µ░».
░ђ░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░µ ░Ѕ░°░є░°░·░°░Ѕ░░░µ ░Ѕ░°░·░Ѕ░°░‡░µ░Ѕ░ѕ ░љ░ѕ░І░°░»░Њ ░ћ.░”. ░І ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░°░… ░Ѓ░°░Ѕ░є░†░░░░ ░‡░°░Ѓ░‚░░ 2 ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░░ 7.29.3 ░љ░ѕ░ђ░џ ░ ░¤, ░І ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѓ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ░ј░░ ░Ѓ░‚░°░‚░µ░№ 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 ░љ░ѕ░ђ░џ ░ ░¤.
░ћ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І, ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░µ ░І ░Ѓ░░░»░ѓ ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░ѕ░І 2 - 4 ░‡░°░Ѓ░‚░░ 2 ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░░ 30.17 ░љ░ѕ░ђ░џ ░ ░¤ ░ј░ѕ░і░»░░ ░±░‹ ░ї░ѕ░І░»░µ░‡░Њ ░ѕ░‚░ј░µ░Ѕ░ѓ ░░░»░░ ░░░·░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░µ ░ѕ░±░¶░°░»░ѓ░µ░ј░‹░… ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░°░є░‚░ѕ░І, ░Ѕ░µ ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░ѕ.
░ќ░° ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ, ░Ђ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░ѕ░ј 1 ░‡░°░Ѓ░‚░░ 2 ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░░ 30.17, ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░µ░№ 30.18 ░љ░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░ѕ░± ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░°░І░ѕ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░Џ░…,
░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░░░»░°:
░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░µ ░Ђ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░░░‚░µ░»░Џ ░”░µ░ї░°░Ђ░‚░°░ј░µ░Ѕ░‚░° ░ї░Ђ░°░І░ѕ░І░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░░ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░„░░░Ѕ░°░Ѕ░Ѓ░ѕ░І░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░Ѕ░‚░Ђ░ѕ░»░Џ ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░¤░░ћ2 ░ѕ░‚ 05 ░ѕ░є░‚░Џ░±░Ђ░Џ 2017 ░і░ѕ░ґ░° ░„–40, ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░Њ░░ ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░ѕ░‚ 08 ░„░µ░І░Ђ░°░»░Џ 2018 ░і░ѕ░ґ░° ░░ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░Њ░░ ░ћ░Ђ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ѕ░‚ 30 ░ј░°░Ђ░‚░° 2018 ░і░ѕ░ґ░°, ░І░‹░Ѕ░µ░Ѓ░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░І ░ѕ░‚░Ѕ░ѕ░€░µ░Ѕ░░░░ ░Ђ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░░░‚░µ░»░Џ ░є░ѕ░Ѕ░‚░Ђ░°░є░‚░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░»░ѓ░¶░±░‹ ░ќ░ђ░░њ░•░ќ░ћ░’░ђ░ќ░░• ░ћ░ ░“░ђ░ќ░░—░ђ░¦░░ ░љ░ѕ░І░°░»░Њ ░ћ.░”., ░ї░ѕ ░ґ░µ░»░ѓ ░ѕ░± ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░ј ░ї░Ђ░°░І░ѕ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░░, ░ї░Ђ░µ░ґ░ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░‡░°░Ѓ░‚░Њ░Ћ 2 ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░░ 7.29.3 ░љ░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░ѕ░± ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░°░І░ѕ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░Џ░…, ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░░░‚░Њ ░±░µ░· ░░░·░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ, ░¶░°░»░ѕ░±░ѓ ░љ░ѕ░І░°░»░Њ ░ћ.░”. ░Ђ“ ░±░µ░· ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Џ.
░.░ѕ. ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░•.░ќ.░Ў░ѓ░І░ѕ░Ђ░ѕ░І░°