Дело № 2-4113/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 сентября 2019 года город Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:председательствующего судьи Тухбатуллиной Л.Х.,
при секретаре Васютиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горюшиной Т. Ю. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан,Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на садовый земельный участок и расторжении договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Горюшина Т.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту - Администрация ГО г.Уфа), Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту УЗиО Администрации ГО г.Уфа) о признании права собственности на земельный участок №, расположенный в <адрес>, площадью 606кв.м., кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства.
В обоснование иска указала, что является членом садоводческого товарищества, в котором расположен испрашиваемый в собственность земельный участок, пользуется им по назначению. Обратилась к ответчику с целью приватизации земельного участка, но получила отказ, в связи с чем, считая свое право нарушенным, истец обращается в суд с настоящим иском.
На судебное заседание истец Горюшина Т.Ю.не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Рахматуллин О.Р., он же представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, СНТ «Березка-3» исковые требования поддержал, просил суд иск удовлетворить по указанным в нем основаниям.
На судебное заседание представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан,Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Таким образом, принимая во внимание право истца на рассмотрение дела в сроки, предусмотренные процессуальным законодательством, и с целью недопущения нарушения этого права, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в отсутствие ответчиков.
Выслушав представителя истца и третьего лица, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Статьей 12Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) определено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как усматривается из материалов дела, Горюшина Т.Ю. является членом СНТ «Березка-3», ей предоставлен в пользование для ведения садоводства земельный участок №, находящийся в СНТ «Березка-3», что подтверждается членской книжкой садовода, справкой СНТ «Березка-3».
Как усматривается изкадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером № расположен по адресу: <адрес>, указанный земельный участок площадью 606 +/-9кв.м относится к категории: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для ведения садоводства.
Постановлением мэра г. Уфы от 08.04.1994 года № 634 «О проектировании коллективных садов в районе озера Максимовское в Калининском районе города, городскому предприятию по эксплуатации и строительству водопроводно-канализационного хозяйства «Водоканал» разрешено проектирование коллективных садов для работников предприятия в районе озера Максимовское в Калининском районе города на земельном участке ориентировочной площадью 27 га.
В соответствии с Заключением по отводу земельного участка от 01.11.1999 года №04-09/2216 Уфимского территориального Управления экологической безопасности садовому товариществу «Березка-3» отведен земельный участок в районе озера Максимовское в Калининском районе города Уфы площадью 33,96 га.
Постановлением Администрации города Уфа от 14.02.2002 года №604 на основании материалов инвентаризации земельного участка СТ «Березка-3», указанному товариществу предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 33,9577 га, в том числе: под садовые участки - 28,9314 га, под проезды - 5,0263 га в Калининском районе г. Уфы в аренду на 15 лет для ведения садоводства.
На основании постановления главы Администрации ГО г. Уфа РБ №5848 от 12.12.2005 года, был утвержден проект границ разделения земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в государственной собственности, на земельные участки с кадастровыми номерами № (А) и № (Б), и СНТ «Березка-3» был предоставлен земельный участок с кадастровым номером № (Б) в аренду сроком на 12 лет.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2 статьи 9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (часть 1 статьи 36); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе, условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
На основании ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно п. 2. ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусматривает следующее.
Согласно п. 2.7. ст. 3 указанного выше Федерального закона, до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 2.8. ст. 3 указанного Федерального закона в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
На основании п. 2.10 ст. 3 данного Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Как усматривается из материалов дела, истец обратилась в УЗИО Администрации ГО г.Уфа РБ с заявлением о предоставлении в собственность испрашиваемого садового земельного участка и расторжении договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
На данное обращение письмом УЗИО Администрации ГО г.Уфа РБ истцу было отказано на том основании, что испрашиваемый земельный участокрасположен на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г.Уфы, в связи с чем предоставление земельных участков в собственность бесплатно не представляется возможным.Считая свое право нарушенным, истец обращается в суд с настоящим иском.
Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с ответом МУП «Уфаводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый земельный участок(кадастровый №) в соответствии с проектом «Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г.Уфы», разработанным институтом «Коммунводоканалпроект», утвержденным Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан №801-р от 24.07.1995 года, расположен на территории второго поясазоны санитарной охраны источников водоснабжения г.Уфы.
На основании ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно п. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии с п.2 СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №10 от 14 марта 2002 г., СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются в составе трех поясов: первый пояс(строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второйи третий пояса (поясаограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (п.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Организации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трехпоясов ЗСО (п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Боковые границы второго поясаЗСО от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии:
а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м;
б) при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом (п. 2.3.2.4. СанПиН 2.1.4.1110-02).
Пунктом 4 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии п.п. 1.2, 1.4, 1.13, 1.17 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 14.03.2002 года № 10, СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых СанПиН.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте, отнесение земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтверждено документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра недвижимости, иными сведениями.
Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан за № 801-р от 24.07.1995 года утвержден проект «Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы», разработанный институтом «Коммунводоканалпроект» в 1994 году, которым установлены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясовисточников водоснабжения города Уфа РБ.
Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан за №801-р от 24.07.1995 года, являющееся актом органа исполнительной власти Республики Башкортостан, на день рассмотрения дела не отменено, не признано незаконным, недействительным, не действующим, утратившим силу, оно не противоречит положениям СанПиН 2.1.4.1110-02, Водного кодекса РФ, вступившим в действие после его принятия, опубликовано 20.07.2017 года. Указанное Распоряжение является действующим, подлежащим применению.
На основании указанного выше проекта «Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы», утвержденного Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан за №801-р от 24.07.1995 года, установившего границы зон санитарной охраны водозаборов, испрашиваемые в собственность земельные участки, находятся во втором поясезоны санитарной охраны водных объектов.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством, они могут быть предоставлены в собственность при наличии специального федерального закона, разрешающего предоставление в собственность земельных участков, находящихся во втором поясезоны санитарной охраны водозаборов. Такого федерального закона на день рассмотрения дела не имеется.
Суд признает несостоятельным довод представителя истца о применении к рассматриваемому случаю положений ст. 61 ГПК РФ, согласно которой при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Решением Арбитражного Суда Республики Башкортостан от 11.04.2018 года, вступившим в законную силу постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2018 года, по делу по иску СНТ «Березка-3» к Администрации ГО г.Уфа РБ, при рассмотрении которого в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета иска, были привлечены, в том числе, истец, исковые требования удовлетворены, признан незаконным отказ Администрации в предоставлении СНТ «Березка-3» в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером № по мотиву нахождения его во втором поясе санитарной зоны охраны водозаборов. В решении Арбитражного Суда Республики Башкортостан указано, что границы земельного участка с кадастровым номером № проходят между земельными участками, принадлежащими членам товарищества и посредством данного участка обеспечивается доступ к таким участкам, его площадь будет уточнена после уточнения всех границ садовых участков, а на момент обследования площадь составляет 148786 кв.м.
Между тем, земельный участок с кадастровым номером № относится к местам общего пользования СНТ «Березка-3», испрашиваемые истцами земельные участки не входят в земельный участок с кадастровым номером №, его частью не являются. Как усматривается из материалов дела, в том числе, реестровых дел объектов недвижимости, на момент рассмотрения дела арбитражным судом спорные земельные участки уже были поставлены на кадастровый учет как самостоятельные объекты недвижимости. То, что площадь земельного участка, являющегося предметом рассмотрения в арбитражном суде, включала в себя площадь земельных участков, принадлежащих членам товарищества, не свидетельствует об обратном, поскольку, как указано в постановлениях арбитражных судов первой и апелляционной инстанции, площадь земельного участка с кадастровым номером № подлежит уточнению после уточнения всех границ садовых участков.
Таким образом, спорные земельные участки, как самостоятельные объекты недвижимого имущества, предметом рассмотрения спора в арбитражном суде не являлись, в связи с чем, положения ст. 61 ГПК РФ в рассматриваемом случае не применимо.
Требования о расторжении договора аренды земельного участка, заключенного между истцом и ответчиком, суд считает не подлежащими удовлетворению, в связи с тем, что между сторонами не достигнуто соглашение о расторжении договора, а основания, установленные положениями статей 450 и 451 ГК РФ для его расторжения по требованию только истца, не доказаны.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Горюшиной Т. Ю. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на садовый земельный участок и расторжении договора аренды земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано вВерховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Л.Х.Тухбатуллина