Дело № 2-552\2012 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
П. Ясногорск 02 июля 2012 г.
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Радченко В.М.
При секретаре Поветьевой Н.С.
С участием процессуального истца помощника прокурора Оловяннинского района Забайкальского края Горчукова А.С.
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Оловяннинского района Забайкальского края в защиту интересов Симонова В.М. к администрации муниципального района «Оловяннинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Оловяннинского района обратился в суд с указанным иском, сославшись на следующие обстоятельства. Симонов В.М. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители: отец - ФИО4 и мать - ФИО5 Оловяннинским районным судом 11.11.2004 года лишены родительских прав в отношении сына. С 11.02.2008 года Симонов В.М. состоит на учете, в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, при администрации городского поселения «Калангуйское» (далее ГП «Калангуйское»). До настоящего времени обязательства по предоставлению жилья органами местного самоуправления не исполнены.
Жилищные права Симонова В.М. грубо нарушены, в связи с чем, прокурор просит обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» предоставить Симонову В.М. вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не ниже 33 квадратных метров общей площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме профинансировать из бюджета (казны) Забайкальского края расходы администрации муниципального района «Оловяннинский район» на приобретение жилого помещения для Симонова В.М.
Из отзыва Правительства Забайкальского края, следует, что с иском не согласны, просят отказать, т.к. являются не надлежащим ответчиком по делу, надлежащим ответчиком по делу является администрация МР «Оловяннинский район». Также указали, что Законом Забайкальского края от 23.12.2011 года №611-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» в 2012 году на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрено средства в сумме 50 638,8 тыс. рублей, из которых бюджету МР «Оловяннинский район» предусмотрено 1503, 2 рублей. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Соответственно, Правительство Забайкальского края не является органом, который в соответствии с бюджетным законодательством может представлять интересы казны в судах. В соответствии с п.п.1, 9.15.1, 9.4.25 Положения о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 19.01.2010 года №12, Министерство является финансовым органом края, участвует в судебных органах от имени казны края при возмещении вреда за ее счет и исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета края. Также считают, что требование об обязании профинансировать приобретение жилого помещения для конкретного лица, не основано на нормах материального права и неисполнимо. Финансирование муниципальных образований края осуществляется в идее субвенций на исполнение переданного полномочия, в порядке, установленном постановлением Правительства Забайкальского края от 23.12.2009 года № 474-а, который предусматривает передачу финансовых средств едиными суммами, без указания конкретных лиц. Муниципальные районы и городские округа самостоятельно распределяют полученные средства исходя из имеющейся потребности. Просили отказать в удовлетворении исковых требований в отношении Правительства Забайкальского края (л.д. 18-19).
Из отзыва ответчика администрации МР «Оловяннинский район» следует, что исковыми требованиями прокурора согласны (л.д.22).
В судебном заседании прокурор Оловяннинского района Горчуков А.С. исковые требования поддержал в полном объеме, просит удовлетворить.
Истец Симонов В.М., ответчики - администрация МР «Оловяннинский район», Министерство финансов Забайкальского края, Правительство Забайкальского края, в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного разбирательства извещены в установленном порядке (л.д. 17,23,24 ).
Представитель ответчика Правительства Забайкальского края заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 18-19).
Судом, с учетом мнения прокурора, в порядке ст.167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
В соответствие ст. 56 ГПК РФ ответчикам судом разъяснено право доказывания обстоятельств, на которые он ссылается как на основания своих требований и возражений (л.д.1,15).
Ответчик Министерство финансов Забайкальского края не представили суду доказательства и возражения в установленный срок, что не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав прокурора Оловяннинского района Горчукова А.С., настаивавшего на удовлетворении исковых требований, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Симонов В.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период несовершеннолетия остался без попечения родителей.
Родители: отец - ФИО4 и мать - ФИО5 Оловяннинским районным судом 11.11.2004 года лишены родительских прав в отношении сына (л.д.12)
Постановлением главы администрации ГП «Калангуйское» №1 от 11.02.2008 года, Симонов В.М. поставлен в учет в качестве нуждающейся в жилом помещении при администрации ГП «Калангуйское» в льготную очередь №17 (л.д. 11).
Доводы Правительства Забайкальского края ( л.д.18-19), не основаны на законе, исходя из нижеследующего.
В соответствие статьи 40 Конституции Российской Федерации ( далее РФ) граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Указанные гарантии прав этих лиц устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац 3 пункта 1 статьи 8 Закона).
18 декабря 2009 года принят Закон Забайкальского края от 18.12.2009 N 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», закрепивший аналогичные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 2 статьи 7).
Симонов В.М., как лицо из числа оставшихся без попечения родителей, не имеющий закреплённого жилого помещения, подлежит обеспечению жилой площадью органами исполнительной власти Забайкальского края.
Вместе с тем, поскольку Законом Забайкальского края от 18.12.2009 N 304-ЗЗК (статья 1) государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления по месту жительства этих лиц, обязанность по предоставлению жилого помещения Симонову В.М., должна быть возложена на администрацию муниципального района «Оловяннинский район», на территории которого Симонов В.М. приобрел данный статус.
В свою очередь, Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязаны осуществить из бюджета края финансирование предоставления этого жилого помещения.
Таким образом, с учетом установленного порядка получения и расходования денежных средств на указанные цели, администрация поселения при получении субвенции, обязана приобрести жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам и предоставить его по договору социального найма Симонову В.М.
Симонов В.М. иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучается в ГОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Малетинская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей с отклонениями в развитии вида Забайкальского края» по 30.06.2012 года (л.д.9,11,13).
Согласно сообщению администрации МР «Оловяннинский район, в 2012 году на обеспечение вышеуказанной категории граждан из бюджета Забайкальского края » выделялись средства в размере 1500000 рублей, данных денежных средств недостаточно чтобы обеспечит жилыми помещениями всех нуждающихся детей - сирот (л.д.14).
Из положений ст. 4 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 N 304-ЗЗК следует, что при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия Правительство Забайкальского края обязано обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия.
Доказательства, подтверждающие выделение в достаточном объеме средств для финансирования расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей сирот в частности в отношении Симонова В.М., ответчиками не представлены.
С учетом норм материального права, требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора в интересах Симонова В.М. , удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края предоставить Симонову В.М. вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не ниже 33 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объёме профинансировать из бюджета (казны) Забайкальского края расходы администрации муниципального района «Оловяннинский район» на приобретение жилого помещения дляСимонова В.М. .
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд, в течение 30 дней, со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись.