Дело № 2-3799/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09.12.2014 года г. Симферополь
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе председательствующего судьи Тихопой А.А., при секретаре Тарасенко Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Потапенкова М.А. об оспаривании действия Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Киевском районе г. Симферополя и понуждения к определенным действиям,
УСТАНОВИЛ:
Потапенков М.А. обратился в суд с иском, в котором просит признать неправомерными действия Управления пенсионного фонда Республики Крым в Киевском районе г. Симферополя по отказу в проведении перерасчёта его основной и дополнительной пенсии согласно положений ст. ст. 50, 54 Закона Украины № 796-ХІІ от 28.02.1991 года "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы", и ст. 28 Закона Украины № 1058 от 09.07.2003 года "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", а также просит обязать ответчика произвести указанные перерасчёт с 04.04.2014 года, выплатив недополученную разницу.
Исковые требования мотивированы тем, что Закон Украины "О государственном бюджете Украины на 2014 год" не содержит нормы, которая бы ограничивала в текущем году прямое применение указанных законов. 08.10.2014 года он обратился в ПФ РК с заявлением о проведении перерасчёта, на что получил отказ.
Истец и его представитель в судебном заседании требования поддержали в полном объеме, настаивал на их удовлетворении по мотивам, изложенным в заявлении.
Представитель Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Киевском районе г. Симферополя в судебное заседание не явился, своих возражений не предоставил. В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, данное обстоятельство не является препятствием к рассмотрению дела.
Выслушав заявителя, его представителя, изучив материалы дела и установив обстоятельства, суд считает заявление таким, что подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 Постановления Государственного Совета Республики Крым "О независимости Крым" № 1745-6/14 от 17.03.2014 года, со дня вступления в силу настоящего постановления на территории Республики Крым не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21.02.2014 года.
Законодательство Украины, кроме указанного в абзаце первом настоящего пункта применяется на территории Республики Крым до соответствующих нормативных актов Республики Крым.
Часть 3 статьи 1 Федерального конституционного закона РФ № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусматривает, что Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с момента подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Как предусмотрено ч. 2 ст.1 данного Закона, основаниями принятия в Российскую Федерацию Республики Крым является, в частности Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым, который был подписан 18.03.2014 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода. При изменении органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости. Указанные изменения принимаются органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, до 1 января 2015 года.
Таким образом, до проведения перерасчёта пенсий лицам, указанным выше, в соответствии с законодательством Российской Федерации, на территории РК расчёт и выплата пенсий, в частности, подлежит на основании законодательства Украины, действовавшего до 21.02.2014 года.
Истец является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1-й категории льгот, инвалидом ЧАЭС 3-й группы, что подтверждается соответствующими: удостоверением серии А № и справкой МСЕК серии МСЕ №
Статьей 49 Закона Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы" № 796-ХII от 28.02.1991 года предусмотрено, что пенсии лицам отнесенным к категории 1, 2, 3, 4 устанавливаются в виде: а) государственной пенсии; б) дополнительной пенсии за вред, причиненный здоровью, которая назначается после возникновения права на государственную пенсию.Согласно ч. 4 ст. 54 Закона № 796-ХII, который определяет основания и условия назначения государственных пенсий лицам, отнесенным к категории 1 и в связи с потерей кормильца, во всех случаях размеры пенсий для инвалидов, относительно которых установлена связь с Чернобыльской катастрофой, не могут быть ниже по 3 группе инвалидности - 6 минимальных пенсий по возрасту.
Согласно ст. 50 этого Закона инвалидам 3 группы отнесенным к категории 1, назначается ежемесячная дополнительная пенсия за вред, причиненный здоровью в размере 50% минимальной пенсии по возрасту. Выплата дополнительной пенсии в соответствии со ст.53 указанного Закона осуществляется полностью независимо от заработка, пенсии или иного дохода.
Положения п. 28 раздела II Закона Украины "О государственном бюджете на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" №107-VI, которым были внесены изменения в ст.ст. 50 и 54 Закона Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы" и ограничивающие права граждан, по выплате повышение к пенсии как неработающему пенсионеру, проживающему на территории радиоактивного загрязнения, основной и дополнительной пенсии за вред, причиненный здоровью, Решением Конституционного суда Украины в делу №10-рп / 2008 от 22.05.2008 года, признаны неконституционными.
Согласно ч. 2 ст.152 Конституции Украины, законы, другие правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, теряют силу со дня принятия Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности.
Таким образом, вышеприведенные положения ч. 4 ст. 54 и ст. 50 Закона Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы" действуют в редакции до внесения в них Законом Украины "О государственном бюджете на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины ".
В настоящее время Закона Украины "О государственном бюджете Украины на 2011 год", "О государственном бюджете Украины на 2012 год "и "О государственном бюджете Украины на 2013 год" утратили силу.
Законом Украины "О Государственном бюджете на 2014 год" от 16 января 2014 №719-VII, который вступил в силу с 1 января 2014 (п.1 Заключительных положений Закона) такие ограничения не установлены.
Таким образом, начиная с 1 января 2014 действуют и подлежат применению: ч.4 ст.54 Закона Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы" в редакции, согласно которой государственная пенсия для инвалидов, относительно которых установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой по 3 группе инвалидности не может быть ниже 6 минимальных пенсий по возрасту и ст. 50 этого Закона Украины, в редакции, согласно которой инвалидам 3 группы, отнесенным к категории 1 пострадавших от Чернобыльской катастрофы, назначается ежемесячная дополнительная пенсия за вред, причиненный здоровью в размере 50 процентов минимальной пенсии по возрасту.
При этом, определение прожиточного минимума, закладывание правовой основы для его установления, утверждение и учёт при реализации государством конституционной гарантии граждан на достаточный жизненный уровень, дает Закон Украины "О прожиточном минимуме" от 15.07.1999 года № 966, а также Закон Украины "Про государственные социальные стандарты и государственные социальные гарантии" от 05.10.2000 года № 2017, согласно части 1 которого, прожиточный минимум используемый для исчисления, в том числе минимального размера пенсии по возрасту, который согласно ст. 28 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", устанавливается в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, установленного законом.
Частью 3 ст. 4 данного Закона предусмотрено, что прожиточный минимум на одно лицо, а также отдельно для тех, кто относится к основным социальным и демографическим группам населения, ежегодно утверждается Верховной Радой Украины в законе о Государственном Бюджете Украины на соответствующий год. Прожиточный минимум публикуется в официальных издательствах общегосударственной сферы распространения.
Таким образом, до окончания переходного периода на территории Республики Крым и до исчисления пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, основная и дополнительные пенсии должны исчисляться и выплачиваться ответчиком истцу в соответствии с указанными, применяемыми в этот период на территории Республики Крым законами Украины.
Истец обратился к ответчику за перерасчётом основной и дополнительной пенсии 08.10.2014 года, однако письмом от 22.10.2014 года ему в этом безосновательно было отказано. С учётом вышеприведённого обоснования, отказ ответчика в перерасчёте пенсии судом признается незаконным, и ответчик подлежит обязательству произвести указанные перерасчёт с выплатой истцу недополученной в связи с этим разницей.
При этом, учитывая, что истец обратился к ответчику за перерасчетом пенсии 08.10.2014 года, то в соответствии с положениями ч. 4 ст. 45 Закона Украины № 1058 «Об обязательном государственном пенсионном страховании» требования истца подлежат удовлетворению с 01.10.2014 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 245-250, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Потапенкова М.А. удовлетворить частично.
Признать неправомерным отказ Управления Пенсионного фонда Республики Крым в Киевском районе г. Симферополя в проведении перерасчёта и назначении Потапенкову М.А. основной и дополнительной пенсии по инвалидности на основании ст. ст. 50, 54 Закона Украины № 796-ХІІ от 28.02.1991 года "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы".
Обязать Управление Пенсионного фонда Республики Крым в Киевском районе г. Симферополя произвести с 01.10.2014 года перерасчёт и назначение Потапенкову М.А. основной и дополнительной пенсии по инвалидности на основании ст. ст. 50, 54 Закона Украины № 796-ХІІ от 28.02.1991 года "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы", с учётом положений ст. 28 Закона Украины № 1058 от 09.07.2003 года "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", выплатив недополученную в связи с этим сумму.
В удовлетворении остальной части заявления – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Апелляционный суд РК через Киевский районный суд г. Симферополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 09.12.2014 года.
Судья: А.А. Тихопой