Дело №2-3027/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2014 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Малиновской И.Э.
при секретаре Селивончик Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова М.А. к администрации г.Смоленска о возложении обязанности по согласованию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
у с т а н о в и л:
Семенов М.А. обратился в суд с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности по согласованию схемы расположения на кадастровом плане (карте) территории подлежащего предоставлению в ее собственность земельного участка, находящегося в <адрес>, указав, что ответчик в согласовании такой схемы неправомерно отказывают по причине необходимости предоставления дополнительного заключения ТЦ «Геомониторинг-Смоленск», согласование с МКП «Зеленстрой». Считает истребование указанных документов неправомерно, так как согласно административного регламента администрации г.Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории» не предусмотрено предоставление данных документов.
Семенов М.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители администрации г.Смоленска, Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска, Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, возражений на иск не представили.
Заслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Исходя из положений п.п.1.3.1, 2.4, 2.8, 3.3.1 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утв. постановлением Администрации города Смоленска от 03.10.2011 №1922-адм предоставление указанной муниципальной услуги осуществляет управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска в срок не позднее 30 дней с момента регистрации заявления о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории и предусматривает внесение земельного участка в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, согласование начальником Управления - главным архитектором города и утверждение заместителем Главы Администрации города Смоленска. Основаниями для отказа в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории является, в частности, несоответствие земельного участка требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска.
По делу установлено, что на основании вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г.Смоленска от 10.12.2012 г. на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области возложена обязанность в течение в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Семенову М.А. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Смоленске, площадью не менее установленной нормы предоставления (1000 кв.м- 1800 кв.м.)с проведением за счет Семенова М.А. работ по формированию данного земельного участка.
В рамках исполнения постановленного судебного акта письмом Департамента от истице в соответствии с разделом 2 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 №243, предложено представить в названный уполномоченный орган утвержденную в установленном порядке схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории расположенного в г.Смоленске пос.Пасово для индивидуального жилищного строительства площадью 1000 кв.м., с учетом согласования с МКП «Зеленстрой» в соответствии с исходными данными, кроме того предоставить технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения платы за подключение объекта строительства к сетям инженерно-технологического обеспечения.
ООО «Агентство оценки Ковалевой и К» за счет Семенова М.А. подготовило, ему схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, в согласовании которой письмом заместителя Главы Администрации г.Смоленска по архитектуре, строительству и землеустройству от 14.05.2014г. отказано в виду не предоставления дополнительного заключения ТЦ «Геомониторинг-Смоленск», согласование с МКП «Зеленстрой».
Сторонами спора не оспаривается, что предоставляемый истцу уполномоченным органом земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) г.Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 №490 находится в территориальной зоне Ж1 (Зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры), градостроительный регламент которой разрешает строительство индивидуальных жилых домов.
Вместе с тем, само по себе, данное обстоятельство в соответствии с п.2.8 Административного регламента Администрации г.Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утв. постановлением Администрации г.Смоленска от 03.10.2011 №1922-адм основанием для отказа в предоставлении соответствующей муниципальной услуги служить не может.
Неутверждение органом местного самоуправления упомянутого проекта планировки при наличии у истца права на предоставление в собственность земельного участка для ИЖС, определении уполномоченным органом (Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области) места расположения такого участка в <адрес> и соответствии цели предоставления участка зонированию соответствующей территории, правового значения для определения возможности согласования упомянутой выше схемы не имеет.
Реализация права истца на получение в собственность указанного земельного участка не может быть поставлена в зависимость от утверждения упомянутого выше проекта планировки, притом, что данный вопрос, разрешение которого зависит от воли соответствующего публичного органа (ст.ст.8, 41, 45, 46 ГрК РФ, п.HYPERLINK "garantF1://86367.160126"26 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), может рассматриваться неопределенное время, в связи с чем, истец не может нести риск негативных последствий такого бездействия. В этом случае Управление обязано согласовать, а Администрация г.Смоленска - утвердить подготовленную за счет истца схему, поскольку закон (п.4 ст.28 ЗК РФ, а также ГрК РФ) не ограничивает право гражданина на получение в собственность земельного участка, расположенного на незастроенной территории, в отношении которой органом местного самоуправления проект планировки не утвержден. Отсутствие в рассматриваемой ситуации упомянутого документа территориального планирования с отображенными красными линиями не влияет на статус спорного земельного участка, как территории, которую возможно использовать для ИЖС.
При таких обстоятельствах, правила п/п.4 п.2.8 упомянутого Административного регламента, устанавливающее в качестве основания для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории отсутствие разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта планировки незастроенных территорий, предусмотренного генеральным планом под осуществление малоэтажной застройки, применению не подлежат, как противоречащие п.4 ст.28 ЗК РФ.
Статья 6 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», ст.ст.1-2, 8, 41-46 ГрК РФ, ч.1 ст.6 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на которые ссылается представитель ответчиков, запрет на предоставление гражданину земельного участка для ИЖС, расположенного на незастроенной территории, в отношении которой в установленном порядке не утвержден проект планировки, не устанавливают.
Ссылки ответчикак на то, что в настоящее время в органе местного самоуправления на рассмотрении находятся вопросы о согласовании выполненных различными межевыми организациями схем расположения земельных участков для ИЖС в <адрес>, границы которых сформированы произвольно, с нарушением действующих СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», постановления Администрации Смоленской области от 05.06.2007г. №207 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Смоленской области» (не соблюдается установленная ширина улиц в жилой застройке, не предусмотрены разъездные карманы и разворотные площадки на тупиковых улицах, въезды и выезды на магистральные улицы, формирование улиц без учета минимальных радиусов поворота), правового значения для разрешения настоящего гражданского дела не имеют, поскольку приведенные выше обстоятельства не являются доказательством того, что именно земельный участок, на который претендует истец, не соответствует требованиям СНиП и СанПиН (нарушает нормативную ширину улицы, частично либо полностью находясь на территории общего пользования; препятствует развороту транспортных средств и т.п.).
С доводами ответчиков о необходимости представления истцом для оказания соответствующей муниципальной услуги заключений ТЦ «Геомониторинг-Смоленск», а также данных о согласовании представленной схемы с МКП «Зеленстрой», поскольку спорный участок земли расположен в зоне крутых склонов и на нем произрастают деревья, согласиться нельзя.
В соответствии с п.п.2.6.1, 2.6.3 упомянутого Административного регламента, утв. постановлением Администрации города Смоленска от 03.10.2011 №1922-адм, для предоставления муниципальной услуги заявитель предъявляет следующие документы: схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории; правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок (договоры купли-продажи, мены, аренды, государственные акты и т.д.) (в случае если земельный участок был предоставлен ранее); копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на земельном участке); письмо Департамента имущественных и земельных отношений (в случае новообразования земельного участка); акт выбора земельного участка (в случае если земельный участок формируется по процедуре предварительного согласования места размещения со всеми необходимыми документами для выбора варианта размещения объекта капитального строительства).
При этом, все иные кроме названной схемы документы, если они не были предоставлены заявителем самостоятельно, запрашиваются органом местного самоуправления в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы. Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных названным Административным регламентом, не допускается.
Таким образом, приведенные выше положения Административного регламента, утв. постановлением Администрации города Смоленска от 03.10.2011 №1922-адм, не обязывают заявителя предоставлять в орган местного самоуправления заключение ТЦ «Геомониторинг-Смоленск», а также данные о согласовании представленной схемы расположения участка с МКП «Зеленстрой» даже в случае, если испрашиваемый земельный участок расположен в зоне крутых склонов и на нем произрастают деревья, в связи с чем, непредставление упомянутых документов (сведений) не может служить основанием для отказа в согласовании органом местного самоуправления схемы расположения такого участка.
Невозможность осуществления индивидуального жилищного строительства на соответствующем земельном участке ввиду нахождения его в овражной местности, подтвержденное заключением ТЦ «Геомониторинг-Смоленск», основанным на учете геоморфологических элементов рельефа и сложных инженерно-геологических условий территории (ст.47 ГрК РФ), а также ввиду отсутствия согласования с МКП «Зеленстрой» вырубки находящихся на участке деревьев для строительства на участке индивидуального жилого дома (подобное согласование на основании п.п.2.12.9 - 2.12.10 Правил благоустройства города Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 №800, требуется при строительстве и производстве земельно-планировочных работ, т.е. когда участок уже принадлежит лицу на определенном праве), может быть учтена Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области при принятии окончательного решения по вопросу о предоставлении Семенову спорного земельного участка в собственность, но не является препятствием для согласования схемы расположения данного участка на кадастровой карте (плане) территории, основной целью которого является определение соответствия испрашиваемого земельного участка Правилам землепользования и застройки города Смоленска.
Вопреки доводам ответчика ни Правила производства земляных работ на территории города Смоленска, утв. постановлением Главы города Смоленска от 18.06.2004 №1183, ни Порядок осуществления вырубки (сноса) и определения компенсационной стоимости зеленых насаждений на территории города Смоленска, утв. постановлением Администрации города Смоленска от 18.10.2013 №1826-адм, ни Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не содержат положений, из которых вытекала бы обязанность истца согласовать представленную им схему расположения земельного участка с МКП «Зеленстрой» либо ТЦ «Геомониторинг-Смоленск».
Ссылки на то, что в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска истцом не была представлена съемка текущих изменений, а представленная схема расположения участка выполнена не на топографической основе, во внимание судом также не принимаются.
Абзац 4 п.2.6.1 упомянутого Административного регламента ранее действительно предусматривал необходимость подачи заявителем в уполномоченный орган наряду с заявлением о согласовании схемы места расположения участка на кадастровой карте (плане) территории топографической основы земельного участка с указанием даты и наименования организации, выполнившей топографическую съемку (съемку текущих изменений) в масштабе 1:500. Однако, постановлением Администрации г.Смоленска от 12.03.2013 №440-адм требование о предоставлении названной съемки текущих изменений (топографической основы участка) из указанного Административного регламента исключено, в связи с чем, подобное требование, которое также содержится в п.п.1.2, 2.1 Положения по изготовлению и согласованию схем расположения земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) территории города Смоленска, утв. распоряжением заместителя Главы города Смоленска от 06.03.2009 №74-р, выполнению не подлежит, как противоречащее п.2.6.1 утвержденного позднее, названного Административного регламента, являющегося в силу п.4 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» нормативным правовым актом.
С учетом изложенного, указание в п.2.5 упомянутого Административного регламента в качестве правовых оснований предоставления муниципальной услуги распоряжения заместителя Главы города Смоленска от 06.03.2009 №74-р «Об утверждении Положения по изготовлению и согласованию схем расположения земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) территории города Смоленска», не свидетельствует о необходимости выполнения заявителем требований п.п.1.2, 2.1 названного Положения.
При таком положении, у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в утверждении и согласовании упомянутой выше схемы, в связи с чем, суд удовлетворяет заявленные требования.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Семенова М.А. удовлетворить.
Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска согласовать, а Администрацию г.Смоленска Администрацию г.Смоленска - утвердить подготовленную ООО «Агентство оценки Ковалевой и К» схему расположения на кадастровом плане (карте) территории подлежащего предоставлению в собственность Семенову М.А. земельного участка, находящегося в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Председательствующий И.Э.Малиновская
М.р.и.15.07.2014 г.