Дело № 2-330-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Якутск 22 марта 2018 года.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Лиханова В.И. единолично, при секретаре Степановой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Окружной администрации г.Якутска к ответчикам Ельчаниновой Тамаре Николаевне, Родионовой Надежде Владимировне о принудительном вселении в жилое помещение,
по встречному иску Ельчаниновой Тамары Николаевны, Родионовой Надежды Владимировны к ответчику Окружной администрации г.Якутска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, суд
УСТАНОВИЛ:
Истец Окружная администрация г.Якутска обратился в суд к ответчикам Ельчаниновой Т.Н., Родионовой Н.В. с иском о принудительном вселении в жилое помещение, мотивируя свои требования тем что жилое помещение расположенное по адресу ____ является собственностью Окружной администрации г.Якутска, между управлением муниципального жилья действующим от имени собственника жилого помещения городского округа «Город Якутск» и ответчиком Родионовой Н.В. был заключен договор социального найма от 27 августа 2009 года № № на жилое помещение расположенное по адресу ____ на состав семьи два человека, актом межведомственной комиссии Окружной администрации г.Якутска от 15 августа 1996 года жилой дом расположенный по адресу ____ признан аварийным и подлежащим сносу, указанный акт утвержден Распоряжением Окружной администрации г.Якутска от 20 августа 1996 года № 123р. Согласно протоколу № 22 от11 июля 2016 года постоянно действующей комиссии МКУ «Департамента жилищных отношений» по переселению граждан ответчикам для переселения было предоставлено жилое помещение расположенное по адресу ____, взамен аварийного жилого помещения по адресу ____, однако ответчики отказываются от заселения в предлагаемую квартиру, в связи с чем в исковом заявлении ставится вопрос принудительно вселить Ельчанинову Тамару Николаевну, Родионову Надежду Владимировну в жилое помещение расположенное по адресу ____.
В судебном заседании представитель истца ОА ГО «Город Якутск» по доверенности Баженов В.Г. привел суду доводы изложенные в исковом заявлении, в связи с чем просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебное заседание ответчик Ельчанинова Т.Н. надлежащим образом извещенная судом о времени и месте рассмотрения дела не явилась, при таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть дело без ее участия.
В ходе судебного заседания ответчик Родионова Н.В. просила суд в удовлетворении иска отказать, поскольку предлагаемая квартира находится в другом округе г.Якутска, в связи с чем обратилась в суд со встречным исковым заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя свои требования тем что предлагаемая квартира администрацией г.Якутска находится в другом округе г.Якутска, в подъезде жилого дома отсутствует пандус когда как ответчик Ельчанинова Т.Н. являющаяся ветераном тыла страдает нарушением опорно-двигательного аппарата, является ___, пользуется инвалидной коляской, в связи с чем в уточненном встречном исковом заявлении ставится вопрос обязать окружную администрацию г.Якутска предоставить инвалидам второй группы, пенсионерам, ветерану тыла, участнику ВОВ, ветерану труда Ельчаниновой Тамаре Николаевне, Родионовой Надежде Владимировне двухкомнатную квартиру площадью не менее 48,5 кв.метров в ____.
В судебном заседании представитель ответчика по встречному иску ОА ГО «Город Якутск» по доверенности Баженов В.Г. суду пояснил что он со встречным исковым заявлением не согласен, поскольку предлагаемый жилой дом не является аварийным, дом новый, в связи с чем просил в удовлетворении встречного искового заявления отказать.
Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение расположенное по адресу ____ является собственностью Окружной администрации г.Якутска, указанное обстоятельство подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности Городского округа «Город Якутск» № 1183 от 25 июля 2017 года.
Из материалов дела следует, что между управлением муниципального жилья действующим от имени собственника жилого помещения Городского округа «Город Якутск» и ответчиком Родионовой Н.В. был заключен договор социального найма от 27 августа 2009 года № на жилое помещение расположенное по адресу ____ на состав семьи два человека, актом межведомственной комиссии Окружной администрации г.Якутска от 15 августа 1996 года жилой дом расположенный по адресу ____ признан аварийным и подлежащим сносу, указанный акт утвержден Распоряжением Окружной администрации г.Якутска от 20 августа 1996 года № 123р.
Согласно протоколу № 22 от11 июля 2016 года постоянно действующей комиссии МКУ «Департамента жилищных отношений» по переселению граждан ответчикам для переселения было предоставлено жилое помещение расположенное по адресу ____.
В судебном заседании установлено, что ответчик Ельчанинова Т.Н. является ветераном тыла, страдает нарушением опорно-двигательного аппарата, является инвалидом II группы, пользуется инвалидной коляской.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, в жилом доме расположенном по адресу ____ отсутствует пандус для удобства людей с ограниченными возможностями, указанное обстоятельство представителем ОА ГО «Город Якутск» в нарушение ст.56 ГПК РФ не опровергнуто и не представлены доказательства обратного.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О связи", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В силу статьи 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд находит что правовых оснований для удовлетворения иска Окружной администрации г.Якутска к ответчикам Ельчаниновой Тамаре Николаевне, Родионовой Надежде Владимировне о принудительном вселении в жилое помещение не имеется, поскольку ответчик Ельчанинова Т.Н. страдает нарушением опорно-двигательного аппарата и использует для своего перемещения инвалидную коляску, принудительное переселение ответчика по указанному адресу приведет к невозможности ответчика посещать лечебные и иные учреждения для своих нужд.
Вместе с тем, что касается требований изложенных во встречном исковом заявлении в части того что необходимо обязать окружную администрацию г.Якутска предоставить Ельчаниновой Тамаре Николаевне, Родионовой Надежде Владимировне двухкомнатную квартиру площадью не менее 48,5 кв.метров в ____ то суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года закреплено, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции цели социальной политики Российской. Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 г. N 17-O). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Российская Федерация, как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (часть 1 статьи 40 Конституции), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Международно-правовые акты (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и Конституция РФ возлагают на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом предусматривается, что указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из указанных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам.
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно частям 1, 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст. 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), то есть не находится в ведении органов местного самоуправления.
Согласно ч.2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, среди прочего, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 37 постановления Пленума ВС РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного законодательства Российской Федерации» предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, непригодных для проживания возложена на орган местного управления. Из представленных материалов видно, а также не оспаривается представителем Окружной администрации города Якутска, что жилое помещение принадлежит к муниципальному жилищному фонду, решение по вопросу о непригодности проживания в данном доме также вынесено органом местного самоуправления, Окружная администрация города Якутска является собственником дома и несет бремя содержания своего имущества.
При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению жилья возлагается на Окружную администрацию г. Якутска. Истцы имеют право на внеочередное получение по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям в черте г. Якутска, также обоснованно требование о предоставлении жилого помещения общей площадью не менее ранее занимаемому, в связи с чем встречный иск подлежит частичному удовлетворению.
Суд также считает необходимым разъяснить Окружной администрации г.Якутска что предоставляемое жилое помещение должно иметь пандус с учетом инвалидности Ельчаниновой Т.Н. которая передвигается с помощью инвалидного кресла.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ : ___ ░.░.░░░░░░░
___
___
___