№2-1068/2015
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2015 года г.Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Юшиной И.П.,
с участием истца Михневич Н.Н., третьих лиц Михневич Г.А., Михневич Т.Н.
при секретаре Саюк Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Михневича к администрации Ачинского района, администрации г.Ачинска, администрации Ключинского сельсовета, ФГКУ «Центральное регионального управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление имущественных отношений» о признании проживающим в жилом помещении на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Михневич Н.Н. обратился в суд с иском к администрации Ачинского района, администрации г.Ачинска, администрации Ключинского сельсовета, ФГКУ «Центральное регионального управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление имущественных отношений» о признании проживающим в жилом помещении на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что на основании решения жилищной комиссии войсковой части от 04 марта 1993 года Михневичу Н.Н. была выделена квартира, расположенная по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка, ул. Лесная, дом 9, кв., где он проживает до настоящего времени. В указанной квартире зарегистрированы он, супруга Михневич Г.А. и дочь Михневич Т.Н., выполняя все обязанности нанимателя жилого помещения. Ранее данная квартира относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа. Впоследствии д.Каменка Ачинского района была исключена из Перечня закрытых военных городков. До настоящего времени жилищный фонд д.Каменка Ачинского района в муниципальную собственность Ачинского района не передавался. В связи с чем, у Администрации Ачинского района отсутствуют основания для передачи спорного жилого помещения в собственность по договору приватизации. Иного жилья истец не имеет, право на приватизацию не использовано. В настоящее время истец лишен возможности безвозмездного получения в собственность жилого помещения в порядке приватизации и вынужден обратиться в суд. Просит признать проживающим в спорном жилом помещении на условиях социального найма и признать за собой право собственности на квартиру в порядке приватизации (л.д.3-4).
Истец Михневич Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, при этом пояснил, что в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью 74008, где он работал вольнонаемным в должности водителя, ему на основании решения жилищной комиссии от 04 марта 1993 года была предоставлена спорная квартира с учетом всех членом семьи. В мае 1993 года они заселились в квартиру, зарегистрировались и проживают по настоящее время. О том, что квартира является служебной, они не знали, узнали только когда стали готовить документы на приватизацию.
Представитель ответчика администрации Ачинского района, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.93), в судебное заседание не явился, в представленном письменном отзыве не возражает против исковых требований, дополнительно сообщает, что согласно реестра служебных жилых помещений, в Администрации Ачинского района отсутствуют сведения в отношении спорной квартиры о включении ее в число служебных. Кроме того, Администрация Ачинского района не является собственником спорной квартиры, просит дело рассматривать в его отсутствие (л.д.76-77).
Представитель ответчика администрации Ключинского сельсовета, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.106), в суд не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.103).
Представитель ответчика Администрации г.Ачинска, будучи надлежащим образом извещенный (л.д.93), в суд не явился, в представленном отзыве просит дело рассматривать в его отсутствие (л.д.80).
Представитель ответчика ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны РФ, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания (л.д.91), в суд не явился, возражений по иску не представил.
Представитель ответчика Министерство обороны РФ, в суд не явился, извещен надлежащим образом (л.д.92), возражений по иску не представил.
Представитель ответчика ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания (л.д.91), в суд не явился, возражений по иску не представил.
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д.110), в суд не явился, в отзыве представитель просиь дело рассмотреть в отсутствие представителя ФГКУ «Сибирское ТУИО, в исковых требованиях просит отказать, поскольку спорная квартира является служебной (л.д.114-116).
Представитель ответчика ФГКУ «Центррегионжилье», будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представив письменные возражения на иск, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать и рассмотреть дело без их участия (л.д.124-126).
Представитель третьего лица Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д.105), в суд не явился, согласно письменному отзыву на исковое заявление представителя Зинович Н.А., действующей по доверенности от 18.11.2014 года сроком действия на один год (л.д.98), пояснила, что спорное жилое помещение не учитывается в Реестре государственной собственности Красноярского края, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя агентства (л.д.97).
Представитель третьего лица ТУФА по управлению госимуществом в Красноярском крае, извещенный надлежащим образом, в суд не явился, в письменном отзыве просит дело рассматривать в его отсутствие (л.д.99-100).
Представитель третьего лица войсковой части 58661-49 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.109), в заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.95,104).
Представитель ответчика ТУ Росимущества в Забайкальском крае в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, отзыв на исковое заявление не представил.
Суд принял предусмотренные законом меры по извещению ответчиков о судебном заседании по известному адресу. При таком положении неявка ответчиков является их собственным усмотрением, не может повлечь задержки рассмотрения дела по существу. В связи с неявкой ответчиков, дело рассмотрено по правилам заочного производства в порядке ст.233 ГПК РФ.
Представитель третьего лица Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, отзыв по исковым требованиям не представил.
Третьи лица Михневич Г.А., Михневич Т.Н. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражали.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст.6 ЖК РФ, в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 04.07.1991 года N 154-1 приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно ст. ст. 2, 4 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Частью второй статьи 4 указанного Закона предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ст. 76 Конституции РФ).
Из вышеизложенного следует, что служебные жилые помещения не подлежат приватизации, однако собственники жилищного фонда и уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о возможности приватизации служебных жилых помещений. Основания и условия приватизации данных помещений могут быть предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" не содержит императивной правовой нормы, устанавливающей право лиц, занимающих служебное жилое помещение, приватизировать это помещение. Напротив, в качестве общей нормы он устанавливает запрет на приватизацию служебных помещений (ч. 1 ст. 4). И только при определенных обстоятельствах, законодатель допускает передачу служебных жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации (ч. 2 ст. 4).
Как следует из материалов дела, Михневич Н.Н. с января 1991 года по октябрь 2004 года состоял в трудовых отношениях с войсковой частью 74008 ( л.д.34-42), в связи с чем, на основании протокола №3 жилищной комиссии войсковой части от 16 апреля 1993 года он был вселен в служебное жилое помещение по адресу: г.Ачинск-13 военный городок, ул. Лесная, дом 9 квартира (л.д.82).
Впоследствии Красноярской КЭЧ в лице командира войсковой части 74008, с Михневич Н.Н. был заключен договор найма служебной квартиры на указанное жилое помещение по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д.Каменка, ул. Лесная, д.9 кв. ( л.д.19-20), что опровергает показания Михневич Н.Н. о том, что он не знал до обращения в суд о том, что квартира является служебной.
Как следует из информации Администрации Ачинского района, согласно Распоряжения Правительства РФ от 01.06.2000 г. №752-р «О перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городской Вооруженных сил Российской Федерации,. Пограничной службы РФ и органов ФСБ России», Решения Ключинского сельского Совета от 11.12.2003 г. №26, Распоряжения Администрации Ачинского района от 31.12.2003 года №339-Р «О присвоении почтовых адресов», военный городок Ачинск-13 переименован в деревню Каменка ( л.д.78)
Таким образом, до 2003 года военный городок Ачинск-13 входил в состав муниципального образования город Ачинск.
Постановлением Администрации города Ачинска №241-п от 21 июня 1993 годажилое помещение по адресу: г.Ачинск-13, ул. Лесная, дом 9, квартира действительно было включено в число служебных войсковой части 74008. (л.д.22,43).
Согласно выписки из реестра муниципальной собственности Ачинского района по состоянию на 15.12.2014 года, объект недвижимости, расположенный по адресу Красноярский край Ачинский район, д. Каменка, улица Лесная, дом 9, квартира, в реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района отсутствует ( л.д.14).
Данное постановление соответствует закону, поскольку в соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 года, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Частью 2 статьи 92 ЖК РФ, действующей в настоящее время, предусмотрено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилым фондом.
На основании приказов МО РФ № 150-2010 и № 1871-2010 объекты недвижимого имущества Сибирского военного округа переданы на баланс ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны РФ», которые вправе распоряжаться переданным ему имуществом.
Таким образом, в настоящее время объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка, ул.Лесная, д. 9, кв. закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, учтен в реестре Забайкальского края.
На момент вселения Михневича Н.Н. в спорное жилое помещение в 1993 году, оно было надлежащим образом, в соответствии с действующим на тот период времени законодательством, включено в число служебных, договор найма между сторонами состоялся служебного жилого помещения, и с тех пор его статус не изменялся, в том числе и собственником данного помещения.
Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года (вопрос 21), факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность, предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Данная позиция отражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ (утвержден Постановлением Президиума ВС РФ от 07.06.2006 г.), в котором указано, что "служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями..., а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.
Граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Однако, до настоящего времени жилищный фонд д. Каменка Ачинского района, в муниципальную собственность, не передавался и его собственником по прежнему остается Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ. При этом, ни один из уполномоченных органов собственника, решений об изменении ранее присвоенного помещению статуса служебного, не принимал. Таких сведений судом добыто в судебном заседании не было.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон N 1541-1) каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований Михневича Н.Н. о признании проживающим на условиях социального найма и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Руководствуясь ст. 194-199, 235-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Михневича администрации Ачинского района, администрации г.Ачинска, администрации Ключинского сельсовета, ФГКУ «Центральное регионального управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление имущественных отношений» о признании проживающим в жилом помещении на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, отказать в полном объеме.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Ачинский городской суд в течение 7 дней с момента его получения.
Заочное решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца через Ачинский городской суд по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.П.Юшина